Новое концертное турне Тиграна Амасяна – по Европе и в Чили

Лица15/02/2023

Известный джазовый пианист и композитор Тигран Амасян в марте даст концерты во Франции, Бельгии, Испании, Германии и Чехии, а мае он выступит в Чили.

Во время гастрольных поездок  обладателя престижных наград наград джаз-фестивалей прозвучат произведения из записанного музыкантом прошлой весной в Лос-Анджелесе альбома StandArt. Само название объясняет творческий подход талантливого музыканта – переосмысление американских джазовых стандартов 1920–1950-х годов. Выдающийся музыкант исполняет в основном свои композиции, в которых ощущается влияние армянской народной традиции, а также американского джаза и прогрессивного рока.

Тигран Амасян родился в Гюмри 17 июля 1987 года. С двух лет он начал проявлять серьезный интерес к музыке. К трём годам он безошибочно мог напеть многие песни из репертуара таких серьезных групп, как Led Zeppelin, The Beatles, Queen, но с особым удовольствием он пел песни из репертуара Луиса Армстронга. Мечтал стать трэш-метал гитаристом. Через год-другой мальчик сутки напролет слушает самый разный джаз и сам пытается импровизировать на фортепиано…

В 1997 году семья Амасянов переезжает в Ереван, и  теперь юный Тигран получает возможность заняться джазом всерьёз. Однажды его услышал французский джазовый пианист Стефан Кочоян. Игра Амасяна настолько его впечатлила, что уже на следующий год он пригласил юное дарование во Францию для участия сразу в нескольких взрослых фестивалях. Во время французских выступлений Тиграна услышали многие звезды современного джаза – Уэйн Шортер, Херби Хенкок, Джон МакЛафлин, Джон Завинул и другие. А с мэтром французского джаза Даниэлем Юмером он даже выступал на официальных концертах.

Заметили одаренного пианиста на крупнейших фестивалях мира и не поскупились престижные награды: 2003 год – 3 место на международном конкурсе джазовых пианистов в Париже, первый приз на конкурсе Jazz a Juan Revelations-2003, первый приз на Montreux Jazz Solo Piano Competition-2003, третий приз на Московском международном джазовом конкурсе пианистов -2005, первый приз на конкурсе джазовых пианистов в Монако…

Свой первый альбом World Passion Тигран Амасян записал в возрасте 18 лет, когда семья Амасяном переехала уже в США, а сам одаренный музыкант учился в университете Южной Калифорнии в Лос- Анжелесе. В тот период он достиг впечатлительного триумфа в конкурсе пианистов им.Телониуса Монка. В сентябре 2006 года Институт имени джазового пианиста-новатора отмечал свое двадцатилетие и по этому поводу был проведен очередной конкурс. Авторитетнейшее жюри, состоящее из звезд джаза мирового уровня, объявило Амасяна победителем конкурса и обладателем приза в 10 тысяч долларов. После этого последовал прием и концерт в Белом доме, где победителя и участников чествовали президент США Джордж Буш с супуругой, а приз вручали Мадлен Олбрайт и Колин Пауэлл…

Через десять лет имя Тиграна Амасяна станет широко известно любителям джаза по всему миру. Его назовут  «человеком-революцией», которые в состоянии виртуозно переплетать традиционные армянские мелодии с джазом самых различных формаций. Сам музыкант предпочтет назвать свой неординарный впечатляющий стиль как «армянский анти-экспериментальный джаз», как «музыку 21-го века».

В памятном 2015-ом он дал 100 концертов по всему миру в память о жертвах Геноцида армян. Сам он во время концертов не произносил ни слова про резню, но музыка рассказывала все, в том числе и историю его предков, которые были жестоко убиты в Карсе.

Через год 29-летний джазовый пианист и композитор выступил с благотворительным концертом в поддержку бездомных семей города Гюмри. «Day of shame» (День позора) — проект молодого фотографа Айка Барсегяна из Гюмри, целью которого был сбор денег на покупку квартир для 13 бездомных гюмрийских семей, живущих в крайне плохих условиях. К тому времени за плечами композитора был уже 8-й студийный альбом под названием An ancient observer, и в рамках своего сольного турне в поддержку нового альбома он отыграл  три десятка концертов в разных уголках мира. В 2020 году музыкант поддержал Арцах в проекте «Артисты — Арцаху: Концерт за мир». Через год наш прославленный соотечественник за альбом The Call Within удостоился двух наград на международном конкурсе Deutscher Jazzpreis – в номинациях «Артист года» и «Пианино/клавишные»…

И это, как говорится, еще далеко не вечер. А вот то, о чем он часто и с нескрываемым воодушевлением говорит…

О музыке

…Музыку я слушал с детства, наверное, еще, будучи в утробе матери.

 …Я примерно одновременно начал слушать рок и фанк-джаз. Мой отец очень любил рок, и пока я рос, я слушал Black Sabbath, Led Zeppelin, Queen. А мой дядя больше любил фанк и джаз, и благодаря ему я познакомился с музыкой Хэрби Хэнкока («Head Hunters»), мне стали близки Чик Кориа, Майлз Дэйвис. Я рос, открывая для себя оба эти мира. Думаю, джаз я выбрал потому, что очень любил импровизировать — задолго до того, как узнал, что такое джаз. Я много импровизировал и сочинял на ходу.

Рок, роковая энергия тоже всегда присутствует в моей музыке, в моих соло, в моих импровизациях.

 …Играть музыку — самая радостная «работа»… Музыка и искусство постоянно развиваются и меняются во многих направлениях. Моя цель — не просто заставить людей чувствовать себя хорошо, пока я играю на рояле, но привести их куда-то духовно, куда-то, где они еще не были раньше, и почувствовали себя как дома. Для меня очень важно постоянно бросать вызов себе и всегда стремиться к новым открытиям и звуковым ощущениям.

…Процесс создания музыки полностью абстрактен, пока я создаю, я нахожусь в полностью отрешенном состоянии. Я перекладываю все на язык музыки, поэтому музыку никогда невозможно объяснить словами. Я даже не думаю, в каком стиле я творю, стили меняются, а подход к музыке один. Одна и та же мелодия и гармония может быть преподнесена в хеви-метале, в классической музыке в джазе…

…«Shadow Theater» – очень сильный альбом, он как поп-альбом, на него я потратил больше времени, чем на мои предыдущие работы. Я записывал неделями, для джаза – это большая роскошь, поверьте мне. Но это был потрясающий опыт. Благодарен богу и всем людям, которых я встретил на своем пути, они постарались, чтобы я остался верен себе и творил свою музыку.

…Пожалуй, народная музыка имеет для меня важнейшее значение, поскольку всё, вся интеллектуальная музыка берёт начало из неё. Я слушаю разную народную музыку — и армянскую, конечно, и индийскую, и персидскую, и скандинавскую. Мне интересно работать с музыкантами разного происхождения — но при этом представляющих те музыкальные культуры, с которыми я знаком. И сами они много знают о народной музыке, они открыты для изучения разных традиций.

…Самый сложный вопрос в моей жизни – где и как добавить в произведение гармонию. Это можно сравнить с путешествием, у которого есть начало, но нет конца. Шостакович, Комитас и Бах – вот композиторы, которые великолепно обращаются с гармонией и полифонией.

…Большую часть времени «стиль» очень вводит в заблуждение в моей музыке и его невозможно отождествить с одним жанром. Музыка за пределами этого. Когда вы слушаете Led Zeppelin, в нем много «фанковой» музыки, блюза и фолка, но теперь их музыку называют «классическим роком».

…Когда я сочиняю, я думаю только о том, что нужно этой композиции, и если она звучит тяжелыми гитарными рифами, сыгранными на фортепиано или синтезаторе, и может быть идентифицировано как «металл» или «армянский металлический джаз», то пусть так и будет.

Для меня содержание – это то, что делает музыку такой, какой она есть на самом деле, без «упаковки».

…Ну, для меня все начинается в композиции. Основа — классическая композиция плюс импровизация. В какой ящичек положить получившуюся пьесу? В новом сольном альбоме такая же концепция и тот же способ письма, как в «Mockroot», но это все равно другая музыка. Решения находятся по-разному. Так, на «The Cave of Rebirth» я записал фортепиано и голос, а потом мне показалось, что тут нужен какой-то ритм, перкуссионный звук. Я начал просто барабанить по столу. То есть в саунде ничего особенного нет — голос, фоно, перкуссия. Это — самый перепродюсированный трек на альбоме!

…Я бы хотел написать такую музыку, которую еще не слышал.

О важных людях и событиях в жизни

…У каждого свой путь. Я бы не сказал, что к славе ведет одна дорога. Есть важные люди и события, которые влияют на твою жизнь. В моем случае – это мой дядя и Ваагн Айрапетян, а также музыкант из Франции Стефан Кочоян. Именно он впервые пригласил меня сыграть во Франции, тогда мне было 14 лет.

…Мой отец был фанатом рок-музыки, вместе с ним я начал слушать Queen, Led Zeppelin и Black Sabbath. А дядя – любитель джаза, он меня и приобщил к этой музыке. Уроки музыки я начал посещать с 6 лет. Важным событием в моей жизни стал тот день, когда дядя пригласил известного джазмена Ваагна Айрапетяна стать моим учителем. Он за один год привил любовь к джазу и многому научил.

(о Ваагне Айрапетяне)

 …Мой любимый пианист в стиле бибоп! Мне повезло, что он согласился меня учить. Благодаря ему я понял, как на самом деле играть джаз по-настоящему, потому что до того мне только казалось, что я знаю джаз. Тут я понял импровизацию, стал снимать Бада Пауэлла и Телониуса Монка и в итоге начал сочинять сам.

…Меня пригласили выступить на Втором ереванском джаз-фестивале с одной всего лишь пьесой, но поставили перед пианистом по имени Стефан Кошоян. А он — арт-директор нескольких фестивалей во Франции. Он послушал мое выступление и просто пригласил спустя год с чем-то выступить у него на фестивале во Франции. Так я попал в Европу.

(О Серже Танкяне)

…Он гений. Я обожаю все альбомы System of a Down, но первые три — это просто шедевры. Конечно, круто было мне познакомиться с кумиром, тем более работать с ним. Я жил в Лос-Анджелесе шесть лет, где-то с ним пересекался, потом он позвонил и попросил заехать послушать, что он насочинял. Он хотел какой-то экспериментальный джаз. Он очень милый человек, я послушал музыку и стал помогать ему в его проекте…

У всех свои взлеты и периоды, так сказать, затишья… А Сержу приходится конкурировать с самими собой!

…Но там, в Лос-Анджелесе, я познакомился с великолепными музыкантами, и вскоре после переезда я записал первый альбом с Ари Хонигом, Беном Уэнделлом, Рубеном Арутюняном и Франсуа Мутеном. Это мне очень помогло — я работал с этими невероятными музыкантами, и мне казалось, что я сплю. Я много сочинял, много играл.

 …В Штатах не так уж много армянских джазовых музыкантов. У меня есть друг, пианист Вартан Овсепян, он живёт в Лос-Анджелесе, но нас нельзя считать частью организованного армянского джазового сообщества. Скорее можно говорить о джазовом сообществе Лос-Анджелеса, в которое входят люди разного происхождения. У меня здесь есть друзья, которые организуют невероятные проекты, — это Вартан, о котором я уже говорил, басист и виолончелист Артём Манукян, они сотрудничают со многими выдающимися артистами в Лос-Анджелесе.

…Мне очень нравится музыка норвежского пианиста Кристиана Валлюмрёда. Я бы также назвал Крэйга Тэйборна, конечно, Брэда Мелдау, но если говорить о более молодых, то я бы упомянул ансамбль Dawn of MIDI — это фортепианное трио, но звучит они, как ансамбль, играющий музыку хаус.

Об Армении

…Я родился в городе Гюмри в 1987 году, он тогда назывался Ленинакан. А как раз в 1988 у нас случилось страшное землетрясение. Время было жуткое, тогда все проблемы сошлись: распад СССР, война с Азербайджаном, землетрясение… Но моя семья оставалась какое-то время в Гюмри, потом, когда мне исполнилось девять лет, мы наконец перебрались в Ереван. А там я познакомился со своим дядей, который серьезно взялся за мое музыкальное образование. Он и сам меня наставлял, и находил мне лучших педагогов. Именно дядя привел меня к Ваагну Айрапетяну — он, кстати, часто играет в Москве.

…Дома в Армении, музыка меня окружала все время. Мои бабушка и дедушка слушали в основном классическую музыку, мой отец – классический рок, мой дядя – джаз, я же рос под влиянием всего этого. В Армении есть хорошая традиция – отдавать детей в музыкальную школу, у многих дома есть пианино, даже если дома никто не играет на профессиональном уровне. Благодаря этой традиции я рос с двумя пианино, одно у бабушки дома, другое – у нас дома.

( Об альбом For Gyumri)

…Я бы сказал, что это очень личный альбом для меня. Я считаю, наш детский опыт формирует из нас тех, кем мы становимся, когда вырастаем. Ведь Гюмри – это ода моему месту рождения, городу, который питал мой мир детства большим опытом и сделал меня тем, кто я есть. Люди и их характеры, земля, вода, хлеб, диалект, маленькие улочки, архитектура, церкви, горный воздух и все остальное, что мог предложить город, дали мне воспоминания, которые теперь кажутся волшебной мечтой, некогда бывшей реальностью.

…В Армении наблюдаются как негативные, так и положительные изменения. Очевидно, благодаря западной пропаганде, наша традиция и ценности нашей культуры медленно пропадают. У нас процветает торгашество – искусственная, безбожная, и лицемерная Западная культура  и менталитет промыли мозг армянской молодежи. Другими словами, люди в себе уже отдалились от своей культуры, ценностей своей родины, а это важнее, чем последний «Мерседес» или билет на шоу Рианны. Положительный аспект во всем этом тот, что при таком хаосе влияний со всех сторон, в Армении по-прежнему так много любви и красоты духа человека. Ты это чувствуешь, как только прилетаешь туда. Как мы говорим: «Терпение – это жизнь».

Подготовил Валерий Гаспарян