“Не антикоммунизм, а именно “антидашнакство” стало стержнем внутренней политики Тер-Петросяна.”

10 лет назад ушел из жизни журналист Вартан Григорян. Его многие хорошо знали и помнят.

В 1989-1997 гг. гл. редактор еженедельника «Эпоха», политический обозреватель. В 1997-1999 гг. – первый секретарь посольства Армении в РФ. Два года был замминистра образования и науки. С 2009 года – замдиректора Института арменоведческих исследований Ереванского университета. Последние годы занимался преподавательской деятельностью. В начале 2000-х вышла его книга «История армянского бесовства» — летопись первых лет Третьей республики: АОД, его вожди, их действия.

 «Признаюсь, затрудняюсь обозначить жанр моей книги. Едва ли это хроника… Наверняка не мемуары… Не художественное произведение… Не публицистическое исследование», отмечает автор в предисловии, особо подчеркивая свою абсолютную неангажированность и творческую независимость. Вартан Григорян не придерживается хитростей политеса – выражает свои мысли резко, порой беспощадно. Годы с 1990-го по 2002 он называет годами бесовства. В итоге: «Граждане Армении доживали XX век и вступили в XXI духовно опустошенными, уставшими, без всякой веры в душе!» — пишет он в эпилоге. К сожалению, эти, мягко выражаясь, нелегкие годы основательно выветрились из памяти многих соотечественников, которые продолжают следовать модели поведения тех лет. И повторяют те же ошибки, так же заблуждаются. Трудно сказать, что бы написал Вартан Григорян сейчас, не уйди из жизни так рано. Впрочем, можно догадаться: сюжетов много. Предлагаем отрывки из этой книги, мало кому известной. Можно сказать, что это библиографическая редкость, авторское издание. Без каких-либо выходных данных.


Где-то с середины весны 1988 г. Армению охватила волна забастовок, практически парализовавших промышленность. В сущности, развал, и даже не развал, а целенаправленное уничтожение экономики, отбросившее Армению в девственную середину XIX столетия, началось как раз в этом году и лишь было успешно довершено аодовским режимом. Это было похоже на исступленный акт самоуничтожения “назло” неуступчивому соседу: сотни тысяч тружеников городов и сел добивались исторической справедливости, уничтожая благополучие свое и страны.
***
А может, действительно, у ребят из комитета “Карабах» были некие конфиденциальные пакты, если не с Кремлем, то со Старой площадью (ЦК КCC), где царствовал фактический идеолог и организатор перестройки — Александр Яковлев, заявивший спустя годы, что развал СССР и уничтожение КПСС было главной целью его жизни? Во всяком случае, даже когда в Ереван прибыла представительная следственная группа Генпрокуратуры СССР и завела на “ребят” из комитета “Карабах” почти 200-томное уголовное дело (обвиняя их, кроме всего прочего, в элементарном мошенничестве, а именно — присвоении 300 с лишним тысяч собранных у населения якобы “на нужды Арцаха” наличных денег), те преспокойно разгуливали и разъезжали по Еревану, в ус себе не дуя: никто их и не думал арестовывать.

***
В конце зимы 1990 г. в Армянской ССР установилось фактическое двоевластие. Парт и госструктуры, равно как правоохранительные органы, и шага не ступали, не проконсультировавшись с “ребятами”, уже возвращенными из Москвы в Ереван. Те стали частыми гостями в здании ЦК и Совмина, шокируя холеных аппаратчиков своим затрапезным видом и развязными манерами. Происходила последовательная и очевидная передача власти новой “элите”, в благонадежности которой Кремль, видимо, абсолютно не сомневался. Впрочем, еще до соответствующей санкции Кремля перед ними уже откровенно заискивали почти все чинуши, безошибочно угадывая в люмпенских предводителях будущую свою смену.


***
К середине весны 90-го голубоглазый первый секретарь ушел по-английски, не прощаясь — в Касабланку, советским генконсулом. Прихватив с собой, по слухам, астрономических размеров сумму (в денежных знаках СССР, доллары тогда были не в ходу), полученную от видных функционеров “движения”, которые болтали об удачной сделке на каждом углу.
А средства, и весьма солидные, у “ребят” к тому времени уже имелись и вовсе не 300 тысяч, означенных в уже упоминавшемся 200-томном уголовном деле, а сотни и сотни миллионов рублей, якобы собранных для освобождения Арцаха.

К тому времени будущий многолетний правитель Армении Тер-Петросян, приобретший якобы после отсидки в Матросской тишине болезнь позвоночника, благополучно оперировался во Франции (!). Так, в гипсовой повязке, из которой голова его выглядывала (пардон), как кокон он проводил первый съезд АОД, вещая сурово и непреклонно, прямо как Иоанн Предтеча. Съезд этот весьма прозорливо прозвали “съездом победителей”, что и подтвердилось через пару месяцев.
Вплоть до конца лета 91 г. новая власть резких политических телодвижений себе не позволяла и лишь голословно декларировала свое намерение объявить Армению независимой. Единственной идеологической (антикоммунистической) акцией властей стало свержение статуи Ленина, да еще разве что экспроприация властями зданий, принадлежавших компартии ЦК Ергоркома, райкомов.

***
Утром 19 августа в день начала путча ГКЧП Тер-Петросян пригласил политический бомонд и гл. редакторов СМИ в зал заседаний бюро ЦК. Мне приходилось до того непосредственно общаться с Л.Т.-П. — и до его прихода к власти, и после избрания спикером парламента, поэтому бросилась в глаза произошедшая с ним в одночасье метаморфоза. Бледный, ставший ниже ростом, он подпирал стену в коридоре, однако ежеминутно отрывался от нее, чтобы броситься с рукопожатиями к каждому приглашенному. С явным беспокойством обронил: “Дашнаки запаздывают — самый беспокойный слой”. Наконец пригласил в зал и начал брифинг. Смысл его сводился к просьбе не делать никаких публичных заявлений и не печатать в прессе никаких материалов о происходящем в Москве: только официальную хронику. По его убеждению, не следовало раздражать ГКЧП и подставляться под его удар.

Путчевский испуг новой власти прошел быстро. 21 августа 1991-го, когда стал очевиден провал ГКЧП, было принято решение провести 21 сентября референдум на предмет провозглашения независимости Армении. Никто, впрочем, не сомневался в положительном итоге волеизъявления, как и в том, что президентом (еще через месяц) изберется Тер-Петросян.

***
Во второй половине 1992-го в армянских правящих кругах созрело решение: во избежание национальной трагедии (впрочем, сдается, преобладали все же шкурные соображения пристегнуться к военно-политической колеснице России, к реализации чего они и приступили, причем рьяно, с начала 93 г. В ход были пущены все рычаги — экономические (интересующие Россию предприятия и производства, в т.ч. уже упоминавшийся “Наирит” и Армянская АЭС), лоббистские (армянские интеллектуально-финансовые круги, имеющие в России довольно крепкие позиции) и даже идеологические, многажды публично проклятые правящими по обе стороны Кавказского хребта режимами.
В начале 1993-го один из наиболее близких на тот момент сподвижников президента, “главный советник” его (по самому широкому профилю вопросов) и куратор силовых ведомств (успевший проработать почти год министром ВД) Ашот Манучарян, который обращается с просьбой о конфиденциальной встрече к лидеру армянских коммунистов (по тем временам крайне немногочисленных и всячески травимых властями) Сергею Бадаляну. И прямым текстом предлагает последнему прозондировать в Москве через своих партийцев возможность размещения на территории Армении… российской военной базы.
Сделанное им предложение вполне могло быть провокацией, направленной на дискредитацию «чужих штыков». Кстати, именно подобное намерение приписал коммунистам Тер-Петросян. Два года спустя Россия весьма благосклонно отнеслась к подобному реверансу армянских руководителей.
О подлинных же, без прикрас, взглядах самого Левона Тер-Петросяна свидетельствует содержание его бесед с известным турецким журналистом Мехметом Али Бирандом, изданных в конце 95-го в Турции отдельной книгой под названием “32-й день”. По признанию автора книги, он услышал от армянского лидера ТАКИЕ вещи, что “ушам своим не поверил”, в частности, о причинах неурегулированности турецко-армянских отношений. Армянский президент жаловался на трудности в этом деле, вызванные “наличием в Армении поколения, воспитанного на аптитурецкой пропаганде”. Однако главным нагнетателем напряженности в отношениях между Турцией и Арменией является, по утверждению Тер-Петросяна, армянская диаспора: “Враждебность к Турции разжигается со стороны армян, проживающих вне Армении”, которые все время педалируют вопрос геноцида. Между тем для властей Армении “геноцид не является первоочередным вопросом повестки дня”. Более того, как свидетельствует Биранд, Тер-Петросян дал четкий “наказ” Турции: “Не вынуждайте нас, чтобы мы попали в объятия русских”.
Эти и прочие откровения Тер-Петросяна получили огласку. Пресс-служба президента РА поспешила официально заявить, что высказывания эти являются “плодом воображения Биранда”. Между тем еще до выхода книги в свет по турецкому телевидению (в одноименной программе “32-й день”) была продемонстрирована видеозапись этой самой беседы, никоим образом не могущая быть смонтированной или фальсифицированной. И по поводу данной ТВ-программы опровержений с армянской стороны не поступило, хотя транслировалась она на много более широкую аудиторию. Видимо, Тер-Петросян и его аппарат стремились успокоить только и только своих сограждан…
***
Трон под Тер-Петросяном действительно шатался зимой 92-го и поддержи оппозиционеров толпа, как следует, продержись она у президентского дворца хоть несколько дней, президент не посмел бы столь яростно огрызаться в ответ на выпады лидеров оппозиции, которых принял-таки в своем кабинете (о силовом их разгоне он тогда и не помышлял). Но толпа озябла и оголодала, тепла и еды не было уже и в домах, она мало надеялась на успех и еще меньше верила своим предводителям, в частности, советскому еще “диссиденту” Айрикяну и экс-премьеру Манукяну, а потому пикет бесследно растаял задолго до развязки. К тому же лидеры смутьянов обнаружили склонность к штрейкбрехерству…
Главной головной болью властей все эти годы была Армянская Революционная Федерация (официальное наименование партии) — Дашнакцутюн, последовательно добивавшаяся лавров наиболее непримиримого борца с режимом АОД. Истоки жгучей взаимной ненависти этих двух действовавших на новейшей армянской политической арене сил (причем далеко не самых крупных: их обоих вместе взятых численно значительно превосходила к 1995 г. компартия) крылись отнюдь не в идеологических корнях. По логике, бельмом в глазу АОД должны были бы быть именно коммунисты, из “лап” коих АОД, взбухшее как раз на антикоммунизме, якобы вырвало страну. Однако же сумело в конце концов наладить (с оговорками, конечно) с коммунистической партией более или менее цивилизованное сосуществование.
АОД видел в АРФ конкурента как раз в том, в чем компартия с ним конкурировать никак не могла, да и не претендовала на подобную роль, а именно: благосклонности западных политических Кругов и спецслужб, особенно американских и французских, с коими АРФ находилась (а зарубежная продолжает, судя по всему, находиться) в довольно тесных связях все 70 лет вынужденного пребывания за пределами исторической родины. АОД двигали дикая ревность и вполне обоснованное опасение, что “хозяева” в случае чего поставят на “конкурирующую фирму”.
…Первая злобная атака на идеологию дашнаков была проведена еще в 1991 году. Тогда поводом послужило требование представителей этой партии в парламенте принять резолюцию о геноциде армян 1915 г. с требованием к властям Турции признать злодеяние. Этому воспротивился лично Тер-Петросян, заявивший, что тем самым новая армянская власть резко “сузит поле для дипломатических и политических маневров” и перекроет все пути для установления в дальнейшем нормальных добрососедских отношений с Турецкой Республикой, что в целом звучало обоснованно. Отнюдь не антикоммунизм, как следовало ожидать, а именно “антидашнакство” стало стержнем внутренней политики режима Тер-Петросяна.
В сущности, весной 1992 г. к тому все вроде и шло: уж очень людными стали организуемые дашнаками акции протеста против ставшего уже ураганным разграбления страны.
…Борьба с Дашнакцутюн была возведена в ранг государственной политики, настолько велик был страх властей перед ней, а дискредитация велась по всем направлениям. Москву убеждали в русофобстве АРФ, напоминая о грехах 75-летней давности, и российские политики охотно принимали на веру этот тезис, несмотря на отчаянные усилия дашнакских эмиссаров, сидевших в самой Москве и тщетно пытавшихся убедить их в обратном. Мнительных западных дипломатов запугивали иными химерами: националистической и “террористической” сущностью Дашнакцутюн, и те индифферентно предпочитали дожидаться результатов следствия, а затем и вердикта суда, продлившегося вплоть до падения режима Тер-Петросяна и изобиловавшего бездоказательными обвинениями. Собственному населению врали, что партия Дашнакцутюн в начальный и самый трудный период армяно-азербайджанского конфликта много сделавшая для организации обороны Карабаха, собралась организовать вооруженный переворот и ввергнуть Армению в большую войну с Турцией. Словом, это был блеф, но цели своей он, как ни странно, достиг.

Подготовил к печати Карэн Микаэлян

Продолжение следует

 

 

https://nv.am/noj-gilgamesh-i-atrahasis/

 

Арарат, Ной и май – сезон восхождений на библейскую гору

Мифы – вечные спутники цивилизации. Один из них – миф о Вселенском потопе, Ное и его ковчеге – не дают покоя людям почти 27 столетий. Было все это или нет? Вопрос актуальный, особенно в мае, когда открывается новый сезон восхождений на библейскую гору. Кстати, корр.”НВ” Елена Шуваева-Петросян четырежды побывала на вершине Арарата, и  водрузила там флаг с лого газеты “Новое Время”.

Для верующих Ной – «человек праведный и непорочный в роде своем», тот, кто, по свидетельству Библии, «ходит перед Богом», кто «обрел благодать пред очами Господа» и кто умер девятьсот пятидесяти лет от роду. Для науки же Ной – всего только объект для изучения. Как бы ни было, Ной и ковчег для нас крепко связаны с Араратом – главным символом армянского этноса, эпицентром армянского мира. Мы знаем, что после того как отступила вода потопа, он ступил на армянскую землю. Ту самую, тот Еркир, который мы потеряли в 1915 году. (Этот исторический «факт» изобразил Айвазовский на картине «Сошествие Ноя с горы Арарат».) И хотя голубь, выпущенный Ноем для поиска суши, и принес масляничный лист – лист оливкового дерева, ставший символом мира и благих намерений, человечество погрязло в войнах. Поиски мира и поиски ковчега на горах Араратских не прекращаются… А красивый миф о Ное продолжает волновать человечество: и верующих, и неверующих. Особенно ученых-исследователей. До того момента, когда истина будет найдена.

Публикуем любопытную статью о Ноевом ковчеге, которая напечатана изданием Nakedscience.ru (автор-Ольга ФАДЕЕВА), а также несколько новых версий о библейском судне.

Правда и вымысел Ноева ковчега

Эта болезнь может поразить любого. Даже врача. Ведь ничего не предвещало беды, когда в середине прошлого века ею совершенно внезапно «заразился» ничем не примечательный и никому не известный американский анестезиолог Рон Уайетт. Именно ему принадлежит самая популярная гипотеза о существовании Ноева ковчега. Родилась она после того, как в руки Рона попал выпуск журнала «Лайф» от 1957-го года с опубликованными фотографиями окрестностей стратовулкана Тендюрек в горах Арарата (напомним, именно в Араратские горы, по Библии, и причалил Ной со своим ковчегом). Именно в этом районе капитан турецкой армии Дюрупинар сделал с самолета свои знаменитые снимки, на которых изображены непонятные формирования, напоминающие останки ковчега.

Муза дальних странствий, как известно, манит человека. Отца Федора она вырвала из тихой уездной обители, а анестезиолога Рона Уайетта вынудила искать ковчег в горах Арарата. И неутомимый Рон его нашел. Вернее, лишь то место, которое сфотографировал турецкий летчик. Лодкообразный след окружало некое подобие глиняных стенок, которые Уайетт объявил древесными остатками ковчега. За ним то же самое повторили все охотники за ковчегом, тут же вписавшись в ряды верных «уайеттистов».

Впрочем, у геологов есть свое мнение на этот счет. «Для меня как геолога непонятна их убежденность в том, что это дерево, – говорит профессор геологии Лари Коллинз. – Хаотичный рисунок представленных образцов этой «древесины» не имеет ничего общего со структурой окаменевшего дерева. Кроме того, окаменевшее дерево очень твердое, так как древесные клетки со временем заменяются молекулами силикатов, широко известными как кварц. Кварц же, подобно алмазу, невероятно твердый. Данный мне образец этим качеством не обладает».

Один из креационистов, эксперт по подводным находкам Дэвид Фэсселд, который по настоянию Уайетта и предоставил образец геологу Лари Коллинзу, после заключения последнего даже перестал писать свою книгу о ковчеге, признав, что заключения Уайетта ошибочны. Чего не скажешь о самом Роне Уайетте, который был фанатично «уверен в себе» до конца своих дней. Равно как и остальные охотники за чудом.

– Рассматривая это фото, я прежде всего подумал, что это небольшой выступ в камне, так как там виден еще один подобный выступ, – признается геолог из Бостонского университета Фарук Эль-Баз. – Камни сползали вниз, образуя ров, и это хорошо видно на снимке. Я сомневаюсь, что это дело рук человека.

Длина искомого объекта в районе вулкана Тендюрек – 157 метров. Длина Ноева ковчега, согласно Библии, 300 локтей (137 метров). Последователь Уайетта, некто Джерри Бауэн, находит объяснение этой разнице. Моисей, написавший Книгу Бытия, обучался в Египте, и он, очевидно, имел в виду меру длины, которая называется королевский египетский локоть. Таким образом, разница в итоге составляет не двадцать метров, а лишь несколько сантиметров. Размеры «локтей» сильно варьируют. И если очень хочется – можно все. Увидеть человеческое лицо на Марсе, объявить пустыню Наска аэродромом для летающих тарелок и разглядеть петроглифы в виде скафандров в стенах египетских пирамид.

– Чего же мы удивляемся, что ожидания увидеть на горе Арарат корабль увенчались успехом? – говорит российский исследователь Вадим Чернобров. – Тем более, что было найдено целых три его изображения в разных местах.

Несколько слов о самой горе. Арарат – самый высокий вулканический массив Армянского нагорья. Состоит из двух слившихся основаниями конусов потухших вулканов: Большого Арарата и Малого Арарата. Высота Большого – 5165 м над уровнем моря. Примерно полвека назад в одной из ледниковых расщелин на Арарате на высоте 4 км французские археологи нашли еще одни деревянные артефакты. Позднее их удалось датировать 800 г. до н.э. – временами древними, но гораздо позднее предполагаемого плавания Ноя. Возможно, дерево было поднято на высоту для строительства, которое так и не было закончено.

Ноев эсминец

«И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей».

Ни много ни мало (локоть равен примерно 50 см), это размеры современного эсминца или мегаяхты арабского шейха. При длине 140 метров это был бы самый большой корабль во всем древнем мире. Непосильный труд для одной семьи.

– Даже в XIX веке не смогли бы построить такой корабль только из дерева, – говорит знаток судостроения Том Восмер. – Нужны были бы металлические детали. В море у такого судна потрескается обшивка и даст течь. Он утонул бы так же быстро, как обычный камень.

Возможно, Ной и построил ковчег, только размеры его были куда скромнее.

Каждой твари – по паре 

«Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых».

Считается, что нашу планету населяют 30 млн видов животных. Пожалуй, после этих слов комментарии кажутся излишними. Будь у Ноя целый флот «эсминцев», впихнуть невпихуемое – «по паре» каждого вида (итого 60 млн особей) – было бы похлеще проблем Ландау. То же касается погрузки «тварей». Если верить Писанию, Ной и его семейство смогли осуществить это за неделю. По мнению экспертов, при реальной скорости на это бы ушло не меньше тридцати лет. Возможно, Библия имеет в виду не всех животных, а лишь обитавших в той местности, где жил Ной? В Книге Бытия описаны конкретные виды: семь пар от десяти видов «чистых» животных (тех, которые могли приноситься в жертву Богу): овцы, антилопы, рогатый скот, козлы, олени. Там же описаны и «нечистые» звери: свиньи, зайцы, ящерицы, улитки и т.д. Всего 30 видов. В сумме на борту ковчега должно было оказаться 260 особей. Это очень мало по сравнению с 30 миллионами (считай – 60 млн), зато куда более реалистично.

Еще одна сенсация, связанная с Ноевым ковчегом, появилась в 2000 г., когда были изучены спутниковые фотографии склонов Арарата. В седловине между двух его вершин, под снегом, кто-то вновь разглядел очертания корабля. Увы, ученые снова сочли это лишь обычной складкой сползающего ледника. В конце концов, специалисты совершенно уверены: ковчег ни при каких обстоятельствах не мог оставаться вмороженным в лед так долго. Ведь ледник движется и сносит все на своем пути к подножию гор. По мнению ученых, если бы обломки ковчега и оказались заперты в леднике, нашли бы их не на вершине, а у основания Арарата.

От потопа – ни следа 

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом… Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней».

Вся легенда о Ное не имеет смысла без факта потопа. Потоп, описанный в Библии, неизменно оставил бы очень явный, видимый во всем мире, геологический след. Его поиски начались еще полтора века назад. Геолог Лан Плимер искал его на всех континентах, но все зазря. Впрочем, не совсем. Ему, как и многим другим, удалось, скорее, доказать, что ничего подобного никогда не было.

Но и это еще не все. Сама идея потопа перечеркивает все, что известно науке об истории Земли. Чтобы затопить планету до вершин Гималаев, нужен объем воды в три раза больший, чем имеется во всех океанах. Откуда в таком случае она взялась? «…разверзлись все источники великой бездны», – подсказывает Писание.

– Не может быть, чтобы вода в таком объеме исходила из гейзеров и подземных источников, – говорит Лан Плимер. – Если бы это произошло, то это была бы уже не вода, а болотная жижа, по которой невозможно плавать. Кроме того, затопление всей поверхности планеты привело бы к изменениям в атмосфере Земли. В атмосферу поступило бы так много пара, что человек захлебнулся бы во время дыхания, а давление бы так возросло, что разрывало бы легкие. А еще выбросы гейзеров содержат сернистый газ, поэтому люди задохнулись бы еще до начала потопа.

В 1949 г. ЦРУ провело аэрофотосъемку Арарата. Долгие годы эти фотографии были засекречены, доступ к ним открыли лишь в 1995 г. На снимках можно заметить некую темную массу, длина которой – 140 м, почти точный размер ковчега. Однако геологи объявили неубедительными и эти фотографии, сославшись на крайне низкое качество изображения. «Темная масса» на снимках может быть как подтаявшим снегом, так и простой игрой света и тени.

Ной, Гильгамеш и Атрахасис

В расследование о ковчеге в свое время включились и филологи. Изучив язык легенды о Ное, они пришли к выводу, что она написана в VI веке до н.э. Ее вставили в Тору еврейские священники, жившие в Вавилоне (современный Ирак. – Прим. авт.). Есть вероятность, что именно они и сочинили красивую притчу. Но ученым хорошо известно – любая из таких легенд всегда содержит определенную долю истины. Возможно, история о Ноевом ковчеге – лишь гипертрофированный пересказ реальных событий.

Сто пятьдесят лет назад англичанин Генри Лейерд изучал руины вавилонской библиотеки в Ниневии. Обнаружив сотни клинописных табличек, он отправил их в Британский музей, где с ними могли работать соответствующие специалисты. Впрочем, работники музея не придали важности очередной партии глиняных книг и отправили их в запасники. Там они хранились до 1872 года, когда сотрудник музея Джордж Смит нашел их и расшифровал. Вот его вывод оказался поистине сенсационным. Он обнаружил сходство между знаменитым «Эпосом о Гильгамеше» и библейской легендой о нашем Ное.

Дальше пошло как по маслу. На территорию Ирака была организована масса археологических и геологических экспедиций. Все они подтверждали – серьезный потоп в этом регионе действительно был. Он случился минимум пять тысяч лет назад на территории Месопотамии. А ведь именно там зародились цивилизации Шумера, Ассирии и Вавилона. Им мы обязаны «Эпосом о Гильгамеше», равно как и предшественником этой легенды – эпосом о шумерском герое Атрахасисе. Все эти люди, как и Ной, с завидным постоянством внимают гласу богов, строят плот и спасаются на нем. Кроме того, оба эпоса повествуют о реальном потопе на территории Месопотамии, который, как мы уже сказали, случился пять тысяч лет назад. А потому ученые предполагают, что легенда о Ное лишь христианский вариант языческого эпоса, написанного вскоре после вышеуказанного потопа. Последний размыл многие города Месопотамии, но, конечно, не весь мир.

Между тем ученый Алан Милорд уверен, что Библия ничего и не говорит о Всемирном потопе:

– На древнееврейском языке слова «земля» и «страна» писались одинаково. Можно предположить, что там описано наводнение местного характера.

А был ли Ной?

Ученые отвечают: «Очень может быть». Только если учесть приведенную выше логическую цепочку, придется перечеркнуть привычный нам образ библейского Ноя, который исторически был, вероятно, совершенно другим человеком.

Он был шумером. А это значит, был побрит наголо, красил брови и носил юбку. Так было принято в культуре шумеров. Как жил этот человек? В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что у него было и золото, и серебро. Получается, что Ной вовсе не был простым виноделом, он был торговцем. Вместо ковчега он, скорее всего, имел большую баржу, прекрасно подходившую для перевозки скота, зерна, пива и других товаров. Торговые центры в тех краях лежали по берегам, поэтому перевозить товар по воде было проще и дешевле.

Какого размера была баржа Ноя? Ученые пока не нашли точных описаний шумерских торговых барж, поэтому они просто прикидывают предельно возможный размер подобного судна того времени.

– В «Эпосе о Гильгамеше» говорится, что лодка была разделена на секции, – комментирует специалист по древним судам Том Восмер. – Большие суда могли строить по типу понтонов. Несколько барж, например, стягивали вместе канатами, а наверху находился дом владельца судна. Возможно, Ной жил на этом судне вместе с семьей, мог погрузить на него животных для продажи. Когда это судно было «пришвартовано» и Ной с семьей как раз находился на нем (по разным версиям, это был момент какого-то празднества), ураганный ветер оборвал веревку и понес баржу по водам реки Евфрат.

Ученые знают, что таяние снегов в горах Армении в июле повышает уровень воды в Евфрате. В это время протоки становятся проходимыми для кораблей. Такого половодья и дожидался Ной, чтобы отправиться по реке со своим товаром. Если предположить, что в это время случилась сильная буря, то Евфрат мог превратиться в бушующее море, став причиной наводнений. Однако в июле в этих местах редко бывают дожди, поэтому подобные потопы случаются не чаще, чем примерно раз в тысячу лет (неудивительно, что такие события обязательно фиксировались в летописях). В те времена климат в этих регионах был более жаркий и влажный, а потому ураганы и ливни – сильнее, чем сейчас. Если бы такая буря совпала по времени с таянием снега в горах, то могла бы затопить всю месопотамскую равнину. Что, вероятно, и случилось.

Но Библия пишет о 40 днях и ночах, когда лил дождь и «отворились окна небесные». Вавилонский эпос скромнее: он повествует лишь о семи днях. Но и этой недели бы хватило, чтобы «истребить с лица земли человеков». Возможно, оторванная от берега ураганом баржа Ноя действительно довольно долго дрейфовала, но уже не по пресным волнам Евфрата, а по морским. Ведь вавилонский текст утверждает: вода за бортом стала соленой. Ученые рассчитали курс баржи по затопленной равнине и пришли к выводу, что ее, очевидно, унесло в Персидский залив. Неизвестно, как долго плавало семейство Ноя по заливу. Если верить Библии – год, если шумерскому эпосу – семь дней. Версия последнего, естественно, куда вероятнее. На борту Ноевой баржи, скорее всего, было пиво, которое варили здесь с незапамятных времен. Его и пили вместо воды родственники Ноя и он сам. А вот возвращаться после наводнения обратно – в свой родной шумерский город Шурупак – шумерский Ной едва ли захотел. По шумерским законам, любого, кто задолжал денег и не смог вернуть долг, неизменно обращали в рабство. Будучи торговцем, Ной денег, вероятно, задолжал, а «погорев» на потопе, не смог получить прибыль, и ему нечем было отдавать долг. Однако, по вавилонским источникам, Ной был не кто иной, как глава города Шурупак. Но и это ничего не меняло. Шумерские законы были равны для всех.

Дальнейшая жизнь Ноя покрыта тайной. Но в одной из вавилонских табличек все же рассказывается, что Ной остался в земле Дилмун (ныне остров Бахрейн. – Прим. авт.), а вот в горах Арарата баржа Ноя после потопа оказаться никак не могла. На острове Бахрейн очень много неисследованных могильников. Кто знает, может быть, один из них до сих пор хранит останки легендарного Ноя?

Альтернативное мнение

Оно, безусловно, есть. И заключается оно в том, что армяне, издревле населявшие окрестности Арарата, не кто иные, как потомки Ноя. Годом основания столицы Армении Еревана считают год основания урартского города Эребуни – 782 г. до н. э. Однако армянские легенды говорят о том, что первые поcеления в этих местах появились еще во времена Ноя. Основным доказательством считается народная этимология слова «Еревац!» (Она появилась!), которое якобы произнес Ной после того, как из-под воды появилась вершина Малого Арарата.

Путешественник XVII века Жан Шарден пишет: «Эривань, по словам армян, самый древний в мире населенный пункт. Поскольку они утверждают, что Ной и вся его семья обосновались здесь до Потопа, а после него он спустился с Горы, на которой остался Ковчег».

Как бы то ни было, правду знает, похоже, только Ной, если он действительно существовал. Нам остается полагаться на факты и, вероятно, просто верить.

Ноев ковчег отмечен в горах Армении на Carta Marina

Ноев ковчег, располагающийся в горах Армении, изображен на карте известного немецкого картографа Мартина Вальдземюллера, которая датируется 1507 годом.

Ученый Чет Ван Дузер представил подробности о знаменитой карте в ходе лекции в публичной библиотеке Нью-Йорка. Отметим, что карта Вальдземюллера — Carta Marina самая ранняя карта, на которой нанесено название “Америка”. По словам ученого, составляя свою карту, Вальдземюллер не использовал старых источников, а основывался на современных навигационных картах, картах морей и береговых линий. Картограф также использовал много описательных текстов и иллюстраций королевских династий тех времен. Ван Дузер отмечает, что на карте также изображен Ноев ковчег, располагающийся в горах Армении. Как считает ученый, картограф, возможно, основывался на подобных картинках на навигационных картах того времени. На карте плохо представлены Азия и Япония, вероятно по причине того, что эти регионы были относительно неизвестны европейским исследователям. И даже несмотря на все упущения, Carta Marinа по-прежнему представляет собой шаг вперед в картографии, считает Ван Дузер.

Армения, Рай изображены на десятках старинных карт — в сознании картографов, и не только, Рай и Армения были неразделимы, едва ли не тождественны. В картах прошедших времен, как правило, обильно иллюстрированных, в центре Рая изображены горы, иногда очень похожие на Арарат, часто с ковчегом. Carta Marina — одна из самых старых таких карт.

Китайцы уверяют, что забрались внутрь ковчега

Британская газета Express сообщила о том, что группа исследователей из Китая обнаружила Ноев ковчег. По их утверждению, ковчег находится на горе Арарат и скрыт толстым слоем вулканической породы и снега.

По их словам, легендарное библейское судно находится там, где и ему положено быть — на горе Арарат. Останки судна обнаружили китайские исследователи-кинодокументалисты из группы под названием Noah’s Ark Ministries International (NAMI), которая базируется в Гонконге.

Новость появилась 21 мая 2017 года. Посещение Ноева ковчега китайцами произошло еще в 2009 году. Express привел свидетельства от имени режиссера NAMI — Юнг Уинг-Чунга.

— Конечно, нет уверенности на все сто процентов, что найден легендарный корабль, но на 99,9 процентов можно допустить, что это именно он, — говорит Чунг.

Большой вопрос, в самом ли деле китайцы нашли нечто достойное внимания… Но с их слов известно вот что.

Якобы путь до Ноева ковчега исследователям указали курды, которые провели их секретными тропами по склону горы Арарат в октябре 2009 года. Судно находилось на высоте чуть более 4 тысяч метров.

— Мы увидели обледеневшую деревянную платформу с фрагментами стен по краям, все это напоминало остатки огромной деревянной коробки, — рассказывает один из членов экспедиции Ман-фай Юэнь. — Мы даже побывали внутри и увидели несколько отсеков, отгороженных деревянными балками. Там, скорее всего, и размещались животные. Китайцы отломили несколько кусочков от одной из балок — радиоуглеродный анализ показал, что ей примерно 4800 лет.

В доказательство своей находки китайцы ранее предъявляли свои фотографии на фоне заснеженных или каменистых склонов. Но потом откуда-то возникли снимки, сделанные внутри ковчега. Появилось и видео, которое исследователи стали показывать во многих странах.

Кстати, власти Турции признают, что останки Ноева ковчега существуют и находятся на горе Арарат, как и указано в Библии. Но официально отводят ему другое место в районе так называемой «Араратской аномалии». Вроде бы там имеется некий окаменевший остов, который периодически появляется из-под снегов. Экспедиции туда не допускают.

Китайцы же нашли «свой» ковчег в 18 километрах от «аномалии». Турецкое правительство официально «закрыло» склон Арарата с вероятными останками ковчега еще в 1974 году. А до этого энтузиасты активно его обследовали — примерно с 1800 года. Свои впечатления они оставили в книгах и мемуарах.

Писатель Чарльз Берлиц в своей книге «Потерянный корабль Ноя» приводит свидетельство армянина Георгия Хагопьяна. Тот рассказал, что в 1905 году, будучи 8-летним мальчиком, влез на гору Арарат вместе с дедушкой. Нашел ковчег и побывал внутри. На верхней палубе увидел надстройку со множеством окон. Корпус ковчега был огромен и тверд, как камень.

Здравый смысл подсказывает: если ковчег и реален, то он давно должен был сгнить. Не шутка ведь — почти 5 тысяч лет минуло. А судно было деревянным. Неужели дерево могло «долежать» до наших времен?

— Из Библии следует, что ковчег был сделан из кедра или кипариса, — объясняет известный «ковчеголог» профессор Ричмондского университета Порчер Тейлор. — Эта древесина очень стойкая.

По словам Тейлора, в июле 1955 года французский промышленник и исследователь Фернанд Наварра нашел метровый кусок обработанного руками человека окаменевшего дерева всего в нескольких метрах от «Араратской аномалии».

Кроме того, корабль мог сохраниться и потому, что он был заморожен во льду.

Ноев ковчег был круглым судном?

Глиняная табличка из древней Месопотамии раскрыла некоторые детали о судне, совершившем плавание во время Всемирного потопа.

Керамический документ рассказывает похожую историю с детальным описанием огромного круглого судна с теми же инструкциями, что и в Ветхом Завете, для строителей плавучего зоопарка: “от каждой твари — по паре”. Ирвингу Финкелю удалось расшифровать древние знаки — артефакт-клинопись. Самым интересным открытием Финкель считает то, что корабль описывается как круглый. В то время на территории современного Ирака — исторической Месопотамии, и в самом деле были распространены рыбачьи лодки, сплетенные из ивняка и обтянутые кожей. Элизабет Стоун, специалист по истории Древней Месопотамии, считает вполне логичным, что мифическое судно могло иметь круглую форму. В табличке содержится подробная инструкция, которую боги Междуречья дали людям для постройки ковчега: оно должно быть площадью примерно в две трети современного футбольного стадиона, с деревянным каркасом, который следует скрепить веревками и хорошенько просмолить. Трудно сказать, смогло бы такое судно на самом деле удержаться на воде. Английские инженеры собираются попробовать воссоздать древнее судно согласно найденной инструкции. Финкель убежден, что история о Ноевом ковчеге берет свои корни из древней Месопотамии. Вероятнее всего, она была заимствована и включена в Ветхий Завет в 6-м веке д.н.э., во время исхода евреев из Египта.