“Мы призываем не допустить постройки “Народного” дома по проекту академика Таманова”
Общество28/11/2019
80 лет назад осенью 1939 года в Ереване завершилось строительство первой «очереди» “Народного” дома, к тому времени наиболее значительного сооружения столицы. Народ смотрел и восторгался. И было отчего: реализованный проект академика Александра Таманяна был великолепен. К сожалению, автор свое детище не увидел, не позволила смерть в 1936 году, ускоренная, а может даже спровоцированная его боевыми хулителями. Тогда многие поклонники и пропагандисты социалистической архитектуры широким фронтом наезжали на великого зодчего. Особенно их волновал “Народный” дом, то бишь Оперный театр. Так что разговоры и суета вокруг Оперного театра возникли давно, еще в 30-е годы. Предлагаем читателям прелюбопытнейший документ той эпохи, этакий эпистолярный памятник, каких тогда писали и писали тысячами. Направленное в высшие инстанции письмо группы пролетарских архитекторов (кстати, многие из них — прекрасные мастера) должно было пресечь строительство шедевра великого Варпета Александра Таманяна. Проект и идея авторам письма не понравились. У них были свои цели и задачи, свой взгляд на национальную архитектуру. Слава богу, письмо и сфокусированные в нем мысли не получили дальнейшего развития. “Народный” же дом трансформировался в Оперный театр, которым сегодня гордится армянская архитектура. Противники Таманяна были посрамлены: в 1937 году на всемирной выставке в Париже проект был удостоен Большой золотой медали. Людей, подписавших письмецо, обвинять не хочется: идеология отравляла жизнь и избежать ее тлетворного влияния было затруднительно и опасно. Письмо – характерный для того времени пример озлобленного и агрессивного неприятия чужого мнения. Подобные письма, статьи, устные мнения отравляли жизнь зодчего, которому армянская культура так многим обязана. К сожалению, его путь не был в советской стране усыпан розами.
“Настоящий этап развития социалистического строительства вызвал вместе с развитием нашего хозяйства коренной перелом и в области культурной революции.
Роль архитектуры в этом деле очень велика, поскольку этот период реконструкции ставит перед нашим строительством ряд таких новых проблем, решение которых требует от нас совершенно нового, революционного подхода. Новые — жилище, фабрика, клуб, город и т.д. — интересуют нас теперь постольку, поскольку они призваны стать центрами, выковывающими новый социалистический быт и нового человека.
В эту эпоху перелома, в условиях все более обостряющейся классовой борьбы, необходима революционная решительность для пресечения всех попыток к противодействию, которые могут нарушить правильный ход нашего хозяйственного и культурного строительства, задержать темп его развития.
Такая опасность угрожает нам со стороны “Народного” дома, предполагаемого к постройке в Эривани по проекту академика А.Таманова.
Уже самый термин “Народного” дома звучит в эпоху диктатуры пролетариата потрясающим анахронизмом, механически перенесенным из прошлого в наши дни. Верный заветам прошлого, проект академика Таманова ни по своему назначению, ни по содержанию не отличается от тех домов, которые строились под названием “народных” во времена царизма в разных городах для легкого развлечения и времяпрепровождения мелкой буржуазии (служащих, ремесленников и рабочей аристократии). Если разница есть, то только в том, что эриванский “Народный” дом превосходит старые, своей внешней напыщенностью приближаясь к типу дворцовых ансамблей. Проект “Народного” дома предполагает только существование театрального и концертного зала и музея, т.е., другими словами, мест, где рабочие должны очутиться в пассивно-созерцательном положении только зрителей и слушателей.
Между тем в наше время в пределах всего Союза строятся кузницы пролетарской культуры. В них наши широкие трудовые массы получат политическое, профессионально-производственное, научное, художественное и физическое воспитание и знания на основах самодеятельности, будут получать закалку строители социализма.
Таким образом, эриванский “Народный” дом, являясь продуктом академизма и музейной археологии, не имея связей с культурными запросами нашей современности, уже в самой основе своей является реакционным и чуждым нашему времени.
Что же касается его архитектурного оформления, то необходимо сознаться, что автор действительно сумел с большой добросовестностью и археологической точностью реставрировать старую дворцовую архитектуру, приправив ее винегретом из церковно-феодального (по автору, “национального”) и эллинского стилей вперемешку с ампиром. Этот эклектизм, свойственный эпохе торгово-промышленного капитала с его анархией в производстве и хозяйстве, основанный на частной собственности и конкуренции, благодаря которым архитектура превратилась в товар, становится совершенно нетерпимым в эпоху диктатуры пролетариата. Эклектизм, кроме того, цепляется за отсталые строительные методы и поэтому противоречит достижениям и темпу современной техники.
Вот почему постройка только одной (пока что первой) части “Народного” дома — театральной — грозит затянуться на три года (по предположениям автора), да и никак не может быть окончена раньше этого срока, ибо его архитектура требует такой ажурной, ювелирной работы, которая мыслима только в каторжных условиях труда во времена фараонов, Людовиков, Романовых.
Если же прибавить ко всему этому, что такого рода архитектура поглотит в тройном размере рабочую силу, строительный материал и денежные средства, то станет ясным, почему мы считаем недопустимым постройку “Народного” дома по проекту академика Таманова, совершенно неприемлемому в наше время ни по содержанию, ни по оформлению.
Вместо “Народного” дома мы предлагаем построить кузницу пролетарской культуры, которая и по содержанию, и по форме будет соответствовать требованиям нашего социалистического строительства. Постройка кузницы может быть закончена значительно раньше начинаемого “Народного” дома (даже если к ней приступить через год) и потребует она значительно меньше материальных средств.
Обращаясь к нашей печати, к партийным, государственным, общественным и профессиональным организациям, к органам, руководящим культурной революцией, и к широким рабочим массам, мы призываем не допустить постройки “Народного” дома по проекту академика Таманова.
Взамен построим культурные центры, орга
низующие социалистический быт и нового человека.
Даешь Кузницу Пролетарской Культуры!
Члены объединения пролетарских архитекторов Арм.ССР: архитекторы: Аванесян А., Агаронян А., Акопян Р., Алабян К., Асоян М., Кочар Г., Лопатин С, Мазманян М., Маркарян О., Сафарян С.; техники: Манвелян Л., Мнацаканян С., Мкртчян И.; художник Арутчян М.”
Подготовил