Музыкальная живопись Газароса Сарьяна

Архив 201025/12/2010

В истории искусств Армении XX века, века бурного расцвета живописи и музыки, есть имя, неизменно произносимое во множественном числе — Сарьяны. В этой творческой династии присутствует необычное с точки зрения наследования семейных традиций качество — Газарос Сарьян, выдающийся армянский композитор, не стал живописцем, как его отец — великий армянский художник, а продолжил творческие традиции семьи, создав монументальные музыкальные полотна, в которых, так же как и на картинах Мартироса Сарьяна, запечатлены страницы жизни армянского народа.

11 декабря 2010 в Большом зале государственной филармонии имени Арама Хачатуряна состоялся симфонический концерт, открывший фестиваль, посвященный памяти Газароса Сарьяна и приуроченный к его 90-летней юбилейной дате.
И великий армянский художник Мартирос Сарьян и его сын, выдающийся композитор Газарос Сарьян, принадлежат к славной когорте творцов, сыгравших ключевые роли в становлении и развитии армянского искусства.
В этом династическом “тандеме” проявился уникальный феномен творческого наследования: творившие каждый в своем ответвлении национального искусства отец и сын создали прецедент проростания друг в друга очень несхожих видов творчества — в картинах Мартироса Сарьяна звучит величественная мелодия Земли Армянской, а в монументальных полотнах Газароса Сарьяна, в игре его музыкальных красок можно узреть свет и переливы цветной гаммы картин великого армянского живописца.
Программа концерта состояла из четырех симфонических произведений Газароса Сарьяна, каждое из которых представляло собой образец музыкальной живописи. И если в картинах Мартироса Сарьяна тот или иной сюжет представлял собой мгновение, выхваченное из бытия армян, то музыкальная живопись композитора Сарьяна фиксирует фрагмент истории Армении в движении образов звуковых, передающих слушателю всю полноту ощущения времени, того времени, которое воссоздано в звуках музыки.
Так, в монументальном музыкальном панно “Армения” мы слышим и мелодии городских улиц, и звуки деревенского празднества, и музыку великих армянских гор, звучание которых хранится в сокровищнице каждой армянской души. Музыкальное панно, сочиненное в 1967 году — спокойном и уравновешенном, — передает ощущение времени народного благоденствия, безоблачного и самобытного.
В скрипичном концерте, созданном в 1973 году и посвященном трагически погибшему брату Саркису, много глубокой печали — это и скорбь по безвременно ушедшему близкому человеку, и вместе с тем какая-то обобщенная в музыкальной образности тревога, некое предвестие времен драматических, признаки которой реально проявились в жизни общества семидесятых годов прошлого века.
В симфонии — ее создание датировано 1980 годом — за феерическим всплеском музыкальных красок угадывается глубокомыслие творца, взирающего на мир философски. Ожидание перемен и надежда и желание быть свидетелем наступления новой светлой эры, эры вдохновения и царства смысла жизни, вполне соответствуют тому времени — в великой стране началось что-то новое, неведомое и сулящее наступление эпохи свободы, но…
Все обернулось трагедией и личностной — трагически погибла любимая дочь Лусик, и народной — произошло ужасное землетрясение и свершилось очередное насилие над армянским народом. Это удивительно точно было воплощено в прозвучавшей в концерте “Пассакалии”, произведении бесконечно трагическом, посвященном памяти дочери, но, несомненно, адресованном и судьбе своего многострадального народа. Сочиненное в 1994 году произведение, во времена пика разрухи государства и социума, созданное при свете свечи, запечатлел срез времен трагических рельефно и образно — оно и стало драматической кульминацией концерта.
Искусство, в том числе и музыкальное, несет в себе духовную память человечества, и если зафиксированные в исторических книгах события воспринимаются в качестве формально воспринятых фактов, то в звуках музыки содержится непередаваемое словами ощущение времени, того времени, которое запечатлено пером и мыслью композитора — творца.
Гарантом высокого уровня исполнения симфонических полотен Газароса Сарьяна стал государственный молодежный оркестр Армении под управлением молодого талантливого главного дирижера и художественного руководителя Сергея Смбатяна. Его усилиями осуществлена и эта чрезвычайно трудная для исполнителей и по объему, и по уровню сложности программа, а так же множество других как в рамках данного фестиваля, так и в целом ряде других, осуществленных за последние три года (оркестр создан в 2008 году). Репертуар оркестра, несмотря на небольшой срок существования, обширен и охватывает круг труднейших симфонических произведений, в числе коих сочинения величайших композиторов мира и современности, таких как П.Чайковский, Дм.Шостакович, Г.Сарьян, А.Арутюнян, Э.Мирзоян, Б.Бриттен и многие другие.
Нельзя не отметить выдающуюся скрипачку, кореянку Союнг Юн, имеющую, несмотря на юный возраст, широкую мировую известность. Изумительное исполнение скрипичного концерта Газароса Сарьяна стало событием, заметным не только в рамках данного исполнения, оно инициировало в слушательской аудитории новое представление об этой чрезвычайно сложной технически и концептуально музыке. Скрипичный концерт Сарьяна в виртуозном исполнении Союнг Юн высветил те грани музыкальной экспрессии и интонационной выразительности, которые проявились благодаря очень своеобразному, отличному от традиционных плану интерпретации.
Концерт из симфонических произведений Газароса Сарьяна стал не только важным событием в музыкальной истории Армении, но и вселил надежду на возрождение в ближайшем грядущем высокодуховных традиций в национальном музыкальном искусстве!

Михаил КОКЖАЕВ, композитор,
кандидат искусствоведения, профессор
ереванской Госконсерватории им.Комитаса