Мозаики Арташата, “тендер” и дилетанты Минкультуры

Культура18/04/2019

Одной из двенадцати столиц Великой Армении был Арташат, основанный царем Арташесом II. В этом статусе он пребывал со II века до н.э. по V век нашей. Вскоре стал одним из важнейших политических, торговых городов огромного региона. И главное – центром армянской эллинистической культуры. Изучение Арташата началось полвека назад. Было сделано много открытий, одним из которых явились замечательные мозаики, более ранние, чем знаменитая мозаика Гарни. Минкультуры — памятники его вотчина — вознамерилось дать мозаикам новую жизнь. Объявили тендер на реставрацию и процесс пошел. С тех пор прошло более 3 лет, но о восстановленных мозаиках министерство думать перестало — нашлись более увлекательные “дела”. К примеру, структурные преобразования в Театре оперы и балета.

Царь Арташес II нашел едва не идеальное место для своей столицы: между реками Ерасх и Мецамор на перекрестке торговых путей, что давало немало разноплановых преимуществ. Но, увы, со временем русла рек разительно изменились – кто бы мог это предвидеть! – и Арташат к V веку перестал быть столицей. Обширная городская застройка обезлюдела и постепенно трансформировалась в «культурный слой». Вполне обычная модель жизни многих городов древности. В средневековье уже мало что напоминало о некогда роскошном стольном граде. Холмы, таящие античную столицу, оказались впритык к госгранице советской страны и потому были недоступны для исследователей. В конце 60-х известный археолог академик Бабкен Аракелян обратился в Минобороны СССР с просьбой разрешить начать раскопки. Разрешение, как ни странно, было дано. В дальнейшем «первооткрывателя» Арташата в роли руководителя экспедиции сменил Жорес Хачатрян. Вплоть до 2000 года раскопки проводились на холмах Хор Вирапа в Верхнем городе-цитадели, были выявлены оборонительные сооружения, часть регулярной городской застройки. В начале нынешнего века археологи переместились в Нижний город, где раскопали основания античного храма, колонный зал. Исследователей ждали многочисленные артефакты: керамика, стекло, архитектурные детали, монеты, тысячи печатей-булл. В 2003 году архитектор-археолог Амина Канецян обнаружила «гипокаусты» — часть отопительной системы античной бани. Так и оказалось: большая общественная баня I-II вв. н.э. со всем необходимым по тем временам комплексом помещений. 2005 год вознаградил археологов фрагментами мозаики, украшавшей пол некоторых комнат бани. Это была огромная удача, ведь мозаика оказалась более древней, чем гарнийская, отмеченная III веком н.э. Несколько лет они извлекали из земли и праха крупные фрагменты мозаики и множество небольших кусочков вплоть до отдельных, в среднем сантиметровых, камушков. Когда количество достигло критической массы, возник некий Степан Казарян, советник министра культуры Асмик Погосян. Как оказалось, министерство объявило тендер на реставрацию мозаик, победителем которого как по волшебству стал Казарян и его «организация». Казарян вышел на Зораба Мирзояна, признанного художника-мозаичиста, автора монументальных работ, которому было предложено реставрировать бесценные находки. Сколько денег отвалило Минкультуры за кромешный и изнурительный труд по спасению национальных раритетов, мало кому известно.

В начале 2016 года Мирзоян начал работу. Крупные фрагменты мозаики были очищены, перенесены и закреплены на новой основе, восстановлены и сданы советнику Казаряну. И так до самой весны 2018 года. Реставрированные фрагменты (7-8 кв.м) хранятся на базе экспедиции в Арташате и в Музее истории Армении (около 2-х метров). Высокопрофессиональная работа Мирзояна получила восторженный отзыв итальянских «профи» — едва не лучших в мире, — приглашенных на предмет реставрации мозаики в Гарни. Тут-то, как говорится, в самом интересном месте начались некоторые нестыковки. Организация, явно по блату «выигравшая» тендер на реставрацию, по определению не имела о мозаиках и их реставрации никакого представления. Абсолютно никакого. Она преследовала, судя по всему, только банальную выгоду.
Тендерные средства наверняка уже потрачены, но конечного результата, то есть мозаик в какой-либо экспозиции, все нет и нет. Когда началась реставрация, было твердое убеждение, что они в итоге предстанут пред очи общественности и поклонников старины как ценнейший раритет, увидевший белый свет. Увы… Что будет с реставрированными кусками арташатских мозаик, пока трудно сказать.
В Музее истории Армении представле ны только фотографии. Впрочем, посетители могут полюбоваться находками предыдущих лет: потрясающей женской ножкой из мрамора, крыльями богини Победы, терракотовыми скульптурами, золотым лавровым венком, наконец, великолепной античной надписью, очевидно, выбитой на каком-то сооружении.

С кругом вопросов, связанных с этими мозаиками, Институт археологии и этнографии Академии наук не раз обращался в Минкультуры, но вопрос не решается. «Арташат необходимо музеефицировать, — говорит Мкртич Зардарян, руководитель экспедиции с 2016 года. – Сохранить ту часть античного города, что в низменной части невозможно – она находится близко от Аракса в грунтах повышенной влажности. Плюс время от времени бывают паводки. Надо спасать то, что возможно, особенно уцелевшие фрагменты фресок и единственные в своем роде отпечатки военной обуви и обуви простолюдинов. Музеефикация холмов Хор Вирапа, где была цитадель, дело чести, к тому же это может стать отличной туристической фишкой. Возможно, стоит организовать Музей древних столиц – Арташата, Двина, Армавира – артефактов хватит с лихвой. Только центр Арташата занимает около 700 га, раскопки могут вестись еще много десятилетий. В прошлом году при сканировании местности мы выявили два дворца, таких, как обнаруженный у подножья холма. В километре – античная вилла-усадьба с комплексом хозяйственных построек», — говорит Мкртич Зардарян.
Археология – это всегда, кроме всего прочего, также изрядная доля везения. Арташатской экспедиции Института археологии с открытиями здорово везет. Гораздо более чем с финансированием и музеизацией. В этом году раскопки на территории дворца будут проводиться совместно со специалистами Мюнстерского университета. Все замечательно, но волнует вопрос, где все же разместить великолепные уже восстановленные мозаики, с огромным трудом отвоеванные у земли в самом центре античной столицы. А также все остальное. Наконец, как быть с непрофессиональными тендерами, формальными, но явно кому-то из минкультовских чиновников очень выгодными. Уместно вспомнить хотя бы средневековый мост в Гарни, с подачи Минкульта изуродованный «победителем» тендера несколько лет назад.
Трудно и объяснить, и понять, почему незавершенной эпопеей арташатской мозаики командует победитель тендера, а не Министерство культуры. В итоге получилось так, что мозаики никого всерьез не интересуют. Археологи и реставраторы в недоумении. «Как художник и реставратор я убежден, что мозаики должны приобрести завершенный художественный вид – стать частью музейной экспозиции. Такова международная практика. Наши же мозаики оказались в плену некомпетентного «победителя» тендера и чиновников Минкультуры», — говорит Зораб Мирзоян. Лучше и не скажешь.
Вот чем необходимо заняться Министерству культуры (или его модификации), а не гоняться за оптимизацией и ликвидацией очагов культуры в сфере своего влияния. Так-то…