МОНКС – кластер Жанны Андреасян и Снуп Догг как цивилизационная ценность

Музейная и литературная общественность в недоумении: уволена директор Ереванского музея Ованнеса Туманяна Ани Егиазарян. Разумного объяснения нет, ведь нельзя же считать разумным заявление МОНКС, которое время от времени попадает в щекотливые ситуации. Это и яркий пример отношения к культуре и ее людям.

Причиной, или поводом увольнения, стал рабочая поездка директора в Уругвай и Аргентину для встреч с диаспорой, докладами о Туманяне, в частности о его патриотической и национальной деятельности. Важная и нужная трехнедельная поездка с дюжиной мероприятий, она была включена в годичный план работы музея, утвержденный министерством, т.е. МОНКС — этаким четырехглавым монстром, весьма трудно управляемым дилетантами. Чиновники то ли забыли о планах музея, то ли им они вообще по фиг, но приказа о командировке у Егиазарян на руках не оказалось. Ждать пока чиновничья рать зашевелится, не было времени… После возвращения и отчета о работе, в МОНКС решили, что директор заслуживает увольнения. Приказ спустили 27 октября – так решило юридическое управление. Управленческие работяги с когнитивными нарушениями сочли, что должно быть применено дисциплинарное наказание за то, что выехала из страны без приказа. Стражи бархатной культурной революции уверены, что это соразмерное наказание, хотя вполне можно было ограничиться выговором. Не знали молодцы, что увольнению должны предшествовать взыскивающие меры за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Это предусмотрено Трудовым кодексом. Министерша же утверждает в Фейсбуке, что директор нарушил Трудовой кодекс. О наказании нерадивых чиновников-управленцев пока речи нет, и вряд ли будет. Так что для министерской камарильи важен не человек и качество его работы, а хилая буква закона. Не дрогнувшей рукой Жанна Андреасян подписала приказ об увольнении.

Вообще МОНКС в лице министра посчитала командировку нецелесообразной на данном этапе из-за финансовых вопросов, в то время как 95 процентов расходов взяли на себя армянские организации диаспоры. А еще ей инкриминируют, что оставила музей без руководства в трудное время, поскольку музей переживает капремонт и частичную реконструкцию. Музей надо было освободить от экспонатов, книг, оборудования, мебели и т.д., что и было проделано организованно и аккуратно силами туманяновцев и перевезено в Матенадаран, Музей Сарьяна, Национальную галерею, Нацархив. В Центре Г.Матевосяна развернута адаптированная временная экспозиция, там же нашли приют все сотрудники музея. Все за счет музея без единого министерского драма.

Ани Егиазарян в отличие от министра не случайный человек в культуре. Она начинала в музее научным работником в 2009 г., а через 10 лет стала директором. Кандидат наук, специалист по Туманяну, музей знает досконально, провела множество акций, выставок, конференций и много чего. Кропотливо работала с авторами проекта капремонта и реконструкции. Вот что говорит о ней доктор филологических наук, один из ведущих литературоведов страны Азат Егиазарян. Долгие годы он был членом научного совета музея и знает обо все не понаслышке. (Никакой семейственности, они просто однофамильцы.) «Ани очень знающий специалист, отлично разбирается в рукописях и архиве Туманяна. Сумела собрать в музее не только туманяноведов, но и всех, кого интересует Туманян и его мир. Ее доклады, в том числе научные, всегда интересны для любой аудитории. Она замечательно умеет общаться с людьми. Говоря о необдуманном увольнении директора, мы должны прежде всего иметь в виду великого национального поэта Туманяна». Но об этом вряд ли думала министр и ее управленцы. Еще меньше они озабочены о диаспоре и ее культурных потребностях. Что не удивительно, ведь Андреасян уверена, что великий патриот Нжде и его «фашистская идеология» опасны для армянского народа! Остается добавить, что она ни разу не была в этом музее, разве что в давнопрошедшем детстве.

Не только эта история встревожила культурную общественность. Забудем на время об утопическом проекте создания Академгородка, идею которой приписывают главе МОНКС. Продукт восторженного оптимизма и весьма прибыльное дельце, о котором «НВ» не раз писала. Нелепые деяния министерства привлекают внимание грамотных людей. Например: выпуск тенденциозного и вредного учебника истории, скандальный фильм о Конде, снятый для азербайджанского телевидения, видимо, с ведома министерства неизвестными «кинематографистами», проект объединения вузов, изучение турецкого языка в школах, фатальная задержка выхода альбома к выставке Акопа Акопяна… В этом же ряду нейтральная позиция министерства в связи с возведением на горе Атис статуи Христа. Казалось, МОНКС должно было костьми лечь и воспрепятствовать вандализму и разрушению исторического памятника. Но невнятное мычание чиновников окрылило олигарха. Наконец, недавно Жанна Андреасян представила в правительстве стратегию в области культуры, т.е. ее сохранение, развитие и популяризацию, по 2027 г. Надо понимать, что далее стратегии не будет никакой: после нас хоть потоп. Среди целей, отмеченных в документе, модернизация, инновация, инклюзивность, позиционирование цивилизационных ценностей. Есть и приоритеты: институционализация культурного наследия (в частности, планируется реставрация памятников), создание кадастра музеев-памятников, а также модернизация моделей управления в культурном и творческом секторах, включая электронное билетирование. Последнее – любимое дитя и едва не главная фишка. Но знают ли в МОНКС, что привлекательное электронное билетирование оправдывает себя только в музеях мирового значения (Лувр, Эрмитаж МОМА…) и при проведении грандиозных выставок, таких, как Пикассо, Дали или Босха. В Армении оно ни к чему, нет подобного потока посетителей, включая туристов. Эл.билетирование в основном касается общественного транспорта, так что имеем блеф и простейший хайп.

Коль скоро министерша вдруг увлеклась музеями и ее так и влечет к ним, отметим, что и в этом году ремонт в Национальной галерее не завершен и прямо топчется на месте. Вот где надо бы ей проявить железную волю. Если в стратегии упомянуты сохранение, развитие и популяризация, то хотелось бы знать, какие музеи намечено открыть к концу отмеченного срока? Попутно о другом: куда денутся спасенные из Шуши арцахские ковры? В контексте последних событий, планирует ли МОНКС актуальнейшую выставку об уничтоженных и уничтожаемых памятниках Арцаха, издание литературы, создание фильма для представления за рубежом. Или это будет проявлением патриотической идеологии, вредной для армянского народа? Слабо, госпожа Андреасян, или как? Ну а реставрация памятников проводилась всегда и ноу-хау здесь нет. Другое дело, что денег и реставраторов нужно намного больше. Кадастр музеев-памятников? Это простое дело и называют стратегией? А как будут модернизироваться модели управления в «культурном и творческом» секторах, трудно представить, но народ хочет знать. Неужели к композиторам или художникам приставят для контроля чиновников-тугодумов и назовут это стратегией. Творческие люди хотят зарабатывать своим творчеством и государство должно создавать необходимые условия: давать заказы, покупать продукт и т.д. Тогда и появятся цивилизационные ценности. Из воздуха они не возникнут. И без всяких модных слов и словосочетаний типа кластер, инклюзивность, институционализация и др., которые так обогатили чиновничий словарный запас.

Пока же, как изрекла министерша, «концерт Снуп Догга был перенесен, но шаги правительства направлены на то, чтобы он состоялся». Как бы не упустить подобную цивилизационную ценность.

* * *

Вернемся к Музею Туманяна. Министерство заявило, что директор оставила музей без руководства на столько-то дней. Уже почти полмесяца кресло директора не занято, хотя мог быть и директор с выговором. МОНКС сделало свой выбор, а Ани Егиазарян намерена судиться с этим ведомством. Если суд будет честен и не прогнется, то справедливость восторжествует. Пока же ходят слухи, что якобы нашли кандидата из диаспоры, но без армянского гражданства. Нельзя менять коней на переправе. Нельзя.

Карэн МИКАЭЛЯН