Армяне и «Американские добрые самаритяне»

Культура30/11/2021

На днях в Глендейле состоялась международная премьера армянского фильма «Американские добрые самаритяне». Премьерный показ полнометражной документальной картины, раскрывающей новые эксклюзивные хроники геноцида армян и помощи миссионеров из Нового Света, прошел под эгидой калифорнийского МКФ «Арпа» и при содействии Армянской миссионерской ассоциации Америки. Особую значимость событийному кинодейству придала мэр Глендейла Паула Дивайн, которая после демонстрации ленты выступила с эмоциональным приветственным словом и вручила создателям фильма почетные грамоты как от мэрии, так и от сената Калифорнии. «НВ» поспешил провести виртуальный блиц-опрос авторов картины  —  продюсера Манвела Сарибекяна и режиссера Ара Мнацаканяна.

Почему вдруг продюсер решил сначала показать фильм в Глендейле, «избежав» демонстрации картины ереванскому зрителю?

— Первоначально мы планировали в октябре провести премьеру в Ереване, а затем уже в США. Однако, как говорится, с ереванским показом не вписались в график.  А поскольку уже была достигнута договоренность с нашими добрыми друзьями из МКФ «Арпа», то решили не нарушать сроки.  Так что ереванский зритель еще увидит нашу картину.

Ваши впечатления от премьеры?

— Во время показа я с волнением наблюдал за реакцией зрителей, и в какой-то момент вдруг почувствовал, что фильм удался. Последовавшие после окончания фильма выступления зрителей подтвердили мою догадку – наш месседж достиг адресата. Более того, после сеанса зрители постоянно подходили и выражали свою благодарность за создание столь важного и волнующего фильма.  Остается добавить, что в этот прекрасный день мэр Глендейла вручила почетные грамоты режиссеру Ара Мнацаканяну, композитору Арташесу Карталяну и мне.

Для армянского кино в новинку, когда продюсер выступает также и в роли автора идеи? При этом речь идет не об одной картине, а о цикле полнометражных документальных лент

— Честно говоря, этот статус «белой вороны» не очень-то вдохновляет, поскольку даже в киносреде осложняет восприятие замысла, создает дополнительные препоны при реализации идеи. Вместе с тем прекрасно осознаю, что проект, который состоит из ряда картин, стал самым главным делом моей жизни, если хотите, моей миссией, моим крестом, который я с любовью и смирением принимаю. 

— Главными персонажами вашего первого фильма стали пять женщин-миссионерок из Европы, которые отправились помогать армянским детям и женщинам в годы геноцида. Название второй картины само говорит за себя – «Американские добрые самаритяне». О каких «самаритянах»  пойдет  речь в третьем проекте?

— Да, в третьем фильме, условное название которого «Золотая цепь милосердия», мы расскажем о роли гуманитарной помощи, которую в годы геноцида оказали различные общества и церковные организации Австралии и Новой Зеландии, солдаты и офицеры воинского формирования АНЗАК, просто, австралийцы и новозеландцы с добрым сердцем. Благодаря их героическим усилиям и подвигам, в то тяжелейшее время удалось спасти десятки тысяч армян и ассирийцев.

Помимо основной темы, какие объединяющие принципы и идеи главенствуют в этих работах?

— Для меня основополагающим принципом стало то, что все события и истории в этих фильмах представляют историки, геноцидоведы, эксперты именно той страны, которая пришла на помощь армянскому народу. В этом случае, как мне кажется, им удастся более убедительно представить неоспоримые факты, истории и биографии миссионеров и гуманистов своей страны. Кстати, как в роли ведущего или «главного действующего лица», так и в роли сценариста предпочитаю видеть представителя этой национальности.

Главные проблемы, которые приходилось преодолевать продюсеру Манвелу Сарибекяну при реализации идеи автора Манвела Сарибекяна?

— Самая большая проблема, конечно же,  формирование бюджета. Помимо государственнного финансирования, которое ориентировочно составляет лишь треть необходимых для производства фильма средств, все остальное приходится «добывать» самому.  Если же говорить конкретно об этом фильме, то пришлось пройти через целую череду серьезных испытаний, помимо финансовых. Срочно пришлось менять режиссера и оператора, ибо под угрозой оказалась судьба картины. Тяжелым ударом стала безвременная смерть главного эксперта и ведущего Пола Левина. Слава Богу, на помощь пришел опытный режиссер Ара Мнацаканян, который четко соориентировался в создавшейся ситуации и успешно завершил работу над фильмом.

А на взгляд режиссера Ара Мнацаканяна, реакция зрителей была адекватна его ожиданиям и содержанию фильма?

— Думаю, что премьера прошла успешно. Попробую объяснить, исходя из каких критериев, пришел к такому мнению. Прежде всего, смею вас заверить, что в субботний день в Лос-Анжелесе собрать так много зрителей на просмотр документальной картины, достаточно проблематично. Во-вторых, смотреть полуторачасовую документальную ленту – процесс нелегкий. Тем более, что и тема достаточно тяжелая. Но к чести зрителей скажу, что никто из пришедших на просмотр не вышел из зала. В-третьих, они не только дружными аплодисментами высказали свои впечатления о фильме, но и столь же дружно остались в зале, активно участвуя в обсуждении и обмене мнениями. 

Тема геноцида не раз освещалась в армянском кинематографе. Удалось ли вам внести новизну в данном вопросе и в чем она заключалась?

— Пусть мой ответ не покажется нескромным, но – да, удалось. Почему я в этом убежден? Потому что в процессе работы над картиной я открыл для себя немало новых фактов о том тяжелом периоде.  И это при том, что я в несколько раз более информированный зритель, нежели тысячи моих соотечественников, поскольку до этого снял несколько фильмов по этой тематике и соответственно достаточно серьезно изучил тему геноцида.

Съемки проходили в нескольких странах, приходилось осиливать внушительный пласт архивных материалов да плюс ко всему работа с актерами при реконструкции исторических событий. Что давалось тяжелее всего и где таились самые неприятные сюрпризы?

Назову лишь две самые серьезные проблемы. Первая — в разгар сьемок неожиданно скончался наш рассказчик, историк Пол Левин. Вторая — до моего включения в съемочную группу уж отсняли определенный объем  материала, который необходимо было хоть как-то да «переварить». Скажу лишь, что, благо, рядом со мной был мой добрый друг и коллега – оператор Ашот Мкртчян, мастер своего дела, который во многом помог мне в предолении этих и других «сюрпризов».

Впервые увидев фильм на большом экране, обнаружили ли для себя некие просчеты и недостатки, которые обычно ускользают от авторов фильма в монтажный период?

— Естественно, я заметил недостатки, которые «пропустил» при работе в монтажной. Они относятся исключительно к звуку фильма. Особенно, в армянском варианте. Надеюсь, что в ближайшие дни мы с монтажером фильма Тиграном Багиняном сделаем соответствующие правки. Хотелось бы обязательно отметить исключительно профессиональную и творческую работу Тиграна при монтаже.

Это второй фильм цикла, уже намечается третий. Вы готовы к новым творческим свершениям и кропотливой работе?

— Сейчас для меня тяжелый период. Идет процесс осмысления материала. Австралия и Новая Зеландия очень далеки и малоизвестны мне. Во всяком случае, все, что касается периода Первой Мировой войны и помощи, оказанной этими странами в период геноцида.

Не так давно вы переехала в США из Армении, где постоянно снимали документальные картины, реализовывали телевизионные проекты. По сути, этот фильм ваша первая работа «извне». Для вас лично, для профессионального «киношника» стакан творчества наполовину пуст или все же полон?

— Каждое утро я с час гуляю по парку. Порой в это время чувствую, как внутри что-то булькает и журчит. Полагаю, что это и есть содержимое моего творческого стакана. Нетрудно заключить —  если булькает, значит, там еще что-то осталось, значит, стакан не пуст…

Беседовал Валерий Гаспарян