Маэстро Кочар, его наследие и его наследники

В парижском Центре Помпиду, одной из главных площадок современного art-а, 27 ноября прошел памятный вечер, посвященный юбилеям двух великих маэстро ХХ века — 125-летию Ерванда Кочара и 100-летию Сергея Параджанова, инициированный предыдущим послом во Франции Асмик Толмаджян. Присутствовали руководители парижских музеев и сливки мира искусства: художники, кинематографисты и т.д. Трогательная и знаковая акция, достойная славных имен, какими может похвастаться далеко не каждый этнос. На это событие отечественные информагентства откликнулись только несколькими скупыми полуофициальными строчками. Не нашлось ни журналиста, ни человека, внятно среагировавшего на двойной “оммаж” армянских Артистов. Для чего мы в городе Париже держим посольство, если даже такое из ряда вон событие не заставило их пошевелить пальцем? Добавим, что обе работы маэстро Кочара — “живопись в пространстве” и картина — будут включены в основную экспозицию музея Центра Помпиду. Кроме этого, по словам президента Центра Лорана Ле Бона, в будущем запланирована большая выставка армянского художника.

РУБЕН КОЧАР

Юбилей Кочара, конечно же, отмечается и в Ереване: в Национальной галерее демонстрируется большая выставка произведений художника. К сожалению, атмосферу, в известной степени, подпортил скандал, связанный с Музеем Кочара. Сын художника, Рубен, вдруг (вдруг ли?) поднял вопрос исчезнувших, по его мнению, из музея 7 картин, унаследованных и принадлежащих ему. Точка в этой неприятной истории еще не поставлена, идет следствие, однако отечественные СМИ энергично расписали ее. Благодаря их усилиям скандал вышел за пределы Армении, но несколько в ином свете. Так, известный своей антиармянской направленностью сайт “Вестник Кавказа” и вовсе озаглавил информацию “В Ереване “обчистили” Музей Ерванда Кочара”. И пошло, и поехало…

КАРИНЭ КОЧАР

“…Ерванд Кочар скончался в 1979 году в возрасте 79 лет, оставив глубокий след в искусстве и огромное наследие – скульптуры, живописные полотна, графические работы, — пишет Hetq.am. — Все свои произведения мастер завещал жене, Маник Мкртчян, которая и занялась сохранением наследия выдающегося художника и популяризацией его искусства. В том же году усилиями супруги на месте мастерской Кочара был создан музей, открытие состоялось 22 июня 1984 года. Основательница музея и первый директор Маник Мкртчян поделила работы Кочара между двумя  сыновьями – Айказом и Рубеном. Последние с целью пополнения экспонатов музея передали туда на хранение полученные ими произведения с условием их возвращения. (При крайней необходимости. — “НВ”.) Об этом свидетельствует документ, подписанный музеем в 1984 году. По желанию М.Мкртчян, после ее смерти (она ушла из жизни через два месяца после открытия музея. — “НВ”.) директором стала жена старшего сына Айказа Лала Мартиросян, которая активно участвовала в создании экспозиции. В дальнейшем ее усилиями музей выстоял в тяжелые 90-е, когда была даже предпринята попытка его ограбления”.

Несколько лет кинорежиссер Рубен Кочар работал в США. “Вернувшись, я отправился в музей. …Я поблагодарил музей за то, что они хранят принадлежащие мне работы, но когда я спросил, где остальные картины, оказалось, что семь работ просто не существует”, — сообщил Рубен Кочар Hetq.am. Маник Мкртчян передала Рубену 21 произведение: 2 скульптуры (гипс), 9 живописных работ и 10 графических. Основываясь на договоре, который был заключен с музеем в 1984 году, Рубен в письменной форме потребовал вернуть являющиеся его собственностью произведения. По его словам, это заявление он написал с одной целью – узнать, где находятся принадлежащие ему работы. Однако музей отказал Рубену, потребовав доказать, что эти работы являются его собственностью. В связи с этим в феврале 2024 года Р.Кочар не нашел ничего лучшего, как написать письмо премьер-министру Николу Пашиняну. Мол, так и так. На основании этого письма было инициировано уголовное производство. Предварительное следствие по данному делу продолжается.

В музее фонды с 2000 по 2021 гг. проверялись шесть раз, никаких недостач не обнаружилось. Вплоть до смерти Айказа Кочара в феврале этого года младший брат о своих “пропавших произведениях” не заикался и тему не поднимал. По словам нынешнего директора Каринэ Кочар, братья давно решили все имущественные вопросы.

“Ничего не исчезло. В действительности этим наследием распоряжались два брата. Часть работ купило государство, перечислив деньги Рубену Кочару, часть работ находилась в распоряжении Айказа Кочара. То есть все эти годы никаких разногласий между братьями по поводу наследия их отца не было, поэтому мне очень больно, что сегодня Рубен выступает с подобными заявлениями. Думаю, необходимо чувствовать ответственность за авторитет и имя Кочара, семьи Кочар и пытаться избегать не делающих чести подобных заявлений и шагов”, — сказала Карине Кочар.

Насколько правомерно требование Рубена вернуть ему произведения отца и насколько прав музей, отказывая ему? Hetq.am спросил об этом кандидата юрнаук Арпине Ованнисян. “Все имущество Ерванда Кочара, в том числе картины, скульптуры и графика перешли к его жене. И если учесть, что до своей смерти Кочар разделил свои работы между сыновьями, то в данном случае мы имеем дело с обычной передачей права собственности. Фактически был заключен договор передачи права на демонстрацию работ, который может быть заключен с собственником и правообладателем. Это факт. В данном случае, если у музея были сомнения в том, является ли Рубен Кочар собственником, то основания принадлежности ему на правах собственности этих работ должны были быть затребованы тогда. И даже если сейчас имеет место оспаривание, то оно невозможно в условиях, когда, скажем, музей держит произведения живописи у себя и заявляет: принеси мне документ о том, что они принадлежат тебе. Этот вопрос должен был быть поднят еще в 1984 году”, — пояснила А.Ованнисян.

Но не растворились же бесследно 7 картин маэстро. По словам Рубена, одна картина (не картина, а рисунок. — “НВ”.) была подарена бывшему министру культуры Асмик Погосян. Другую видели в музее “Тапан” Московской армянской церкви. Епархия ААЦ сообщила, что у них экспонируется четыре работы Ерванда Кочара. Три из них были подарены этому музею в 2020 г. бизнесменом Эмилем Саргсяном, вскоре скончавшимся. Как у него оказались работы маэстро, сын бизнесмена-коллекционера не сказал.

Рубен Кочар на созванной им пресс-конференции сообщил, что семь, по его мнению, исчезнувших работ отца стоят 500 тыс. долларов. Хорошая круглая, но высосанная из пальца цифра. Почему не 750 тысяч, 430 тысяч или даже миллион? Рубен сделал и другое удивительное сообщение: по его мнению, “Автопортрет” (1936) художника, хранящийся в музее, не что иное, как подделка, есть, сказал он, и другие подделки (копии). МОНКС после тщательной, заново проделанной экспертизы, напрочь отвергло утверждение о подделке “Автопортрета”. Добавим, что в Армении нет художника, который смог бы выполнить подобную копию. Нет и соответствующих тому времени материалов. Так что сделан абсолютно холостой дурацкий выстрел.

“В связи с открытием музея ряд произведений, в том числе эти 7 произведений, были переданы музею Рубеном и Айказом Кочарами на временное хранение.  Братья распоряжались этим наследством в соотношении пятьдесят на пятьдесят. Некоторые произведения были куплены государством, сумма была передана Рубену Кочару.  А другие произведения были возвращены Айказу Кочару”, — отметила директор музея Карине Кочар, она же внучка великого маэстро. (Для сведения: едва не все собранные в музее произведения Кочара и артефакты являются собственностью семьи. — “НВ”.)  По ее словам, много лет назад в связи с семейными проблемами некоторые произведения художника были проданы, о чем Рубен не только знал, но и давал свое согласие. Рубен Кочар, однако, утверждает, что никогда не продавал ни одного произведения отца.

Что и говорить, крайне некрасивая история, но не единственная в своем роде. Подобные истории происходили, когда после смерти художника возникал вопрос его творческого наследия и наследников. Так, после ухода из жизни Акопа Коджояна его отпрыски, брат и сестра, годами воевали из-за произведений, не вошедших в фонд музея Акопа Коджояна и Ара Саркисяна. Брат в итоге победил и вскоре увез отцовские работы в Америку. Что с ними стало, неизвестно. Ожесточенные бои между родственниками развернулись, когда умер известный коллекционер армянского прикладного искусства Г.Алагезян. Кто кого одолел, давно забылось. Два примера другого свойства. Правнук Александра Таманяна в одночасье выгреб из музея наследие великого архитектора и фактически покончил с замечательным музеем. То же происходит в музее Арутюна и Армине Каленц — имущественные права предъявляет живущий за рубежом внук художника на предмет приватизации. Музей простаивает уже три года и как завершится эпопея, пока непонятно. Есть и другие случаи, но ограничимся этими. Вывод: в основе, как правило, элементарная жадность и желание вдруг сказочно обогатиться.

* * *

“Рубен Кочар сжигает славу своего отца Ерванда Кочара, работу музея на протяжении сорока лет и пытается как-то запомниться в истории”, — считает директор музея Каринэ Кочар. Не будем судьями, время покажет, кто прав. Одно ясно, не надо было Рубену поднимать шум, а следовало решить все вопросы полюбовно, по-семейному.

Великий маэстро Ерванд Кочар не заслужил подобных разборок.

Карэн МИКАЭЛЯН