“Люди так тяжело живут. Пусть посмеются”

Культура17/02/2018
Эксцентричных героев фильмов Леонида Гайдая знают все. Даже современные подростки, выросшие на комиксах и видеоиграх, смогут привести пару-тройку цитат из “Бриллиантовой руки” или “Ивана Васильевича”. Блистательные картины Гайдая (справа на фото во время сьемок “Кавказской пленницы”) вызывали и продолжают вызывать у зрителей почти первобытный восторг. А для него работа над комедиями была не просто творческим актом, но большим порывом человеколюбия: “Люди так тяжело живут. Пусть посмеются”. 30 января Леониду Гайдаю исполнилось бы 95 лет.
История создания гайдаевских кинолент в условиях жесткой цензуры – тема интересная. Пожалуй, не менее интересная, чем сами фильмы. Фрагменты ее, думаем, будут интересны и читателю «НВ».
По замыслу Гайдая в комедии “Кавказская пленница” предполагалась совсем другая заставка. Выглядела она так. На экране появляется вальяжный Бывалый, с размахом пишет на заборе “х” и неторопливо уходит. На цыпочках подходит Балбес, рисует “у” и ретируется. Возникает опасливый Трус и быстро убегает, написав… Нет, не то, что вы, возможно, подумали. Он пишет: “дожественный”. Говорят, заставка тогда не прошла по этическим соображениям.
***
В Госкино СССР “Кавказскую пленницу” принимать не хотели, даже пытались навесить ярлык “антисоветчина”. Фильм спас Брежнев. Генсеку комедия понравилась. Он посмотрел её несколько раз и даже собрал на просмотр живших неподалеку членов Политбюро. Фильм, соответственно, к показу разрешили, однако немного “порезали”.
***
Чтобы сохранить фразу “Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире!”, Гайдай заменил слово «советский» на «наш». Из песни «Если б я был султан» изъяли “алкогольный” куплет:
Разрешит мне жена
Каждая по сто,
Итого триста грамм –
Это кое-что!
Но потом на бровях
Приходя домой,
Предстоит мне скандал
С каждою женой!
***
Реплика о том, что, мол, в соседнем районе украли члена партии, вначале принадлежала герою Мгера Мкртчяна. Цензура сцену забраковала, но Юрий Никулин выход нашел: “Все дело в акценте Мкртчяна. Я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные косточки, фраза звучала по-дурацки: балбес балбесом, что с него взять?
В ответ на реплику героя Никулина “Это, как его… волюнтаризм!” Джабраил в исполнении Мкртчяна восклицает: “В моем доме не выражаться!”. Обвинение в волюнтаризме было одним из главных при снятии Хрущева. Брежневу шутка понравилась, и ее оставили.
***
Роль Саахова чиновники направили на переозвучку: оказалось, что фамилия руководителя партийной организации киностудии была Сааков. Снова помог Никулин. Он добрался до министра культуры Фурцевой и пожаловался, что придется понапрасну тратить государственные деньги. Фурцева исчерпала инцидент одним звонком на студию: «Прекратить этот идиотизм!»
***
“Бриллиантовая рука” вышла из цензурной молотилки почти без потерь. Во время монтажа в самом конце ленты в качестве отвлекающего маневра Гайдай прилепил кусок съемки ядерного взрыва и заявил комиссии Госкино, что этим кадром особенно дорожит. Взрыв, естественно, вырезали, при этом оставив без внимания другие потенциально “подрывные” сцены. Правда, кое-что все-таки пришлось изменить. Фраза “Я не удивлюсь, если завтра выяснится, что ваш муж тайно посещает любовницу” в исполнении героини Нонны Мордюковой вначале звучала несколько иначе. Слово “любовница” пришло на смену слову “синагога”.
Уже во времена горбачевского “сухого закона” из фильма вырезали кадры, в которых главный герой выпивает и произносит: “Коньяк доктора советуют”.
***
Натурные съемки «Бриллиантовой руки» проходили в Адлере на берегу Черного моря. Актеров и членов съемочной группы разместили в гостинице «Горизонт», в подвале которой отвели место под костюмерную и реквизиторскую. В реквизиторской хранили «двойника» Юрия Никулина— сделанную из папье-маше фигуру Семена Семеновича Горбункова. Ее предполагалось сбросить с высоты пятисот метров при съемкax эпизода, где Семен Семенович выпадает из багажника подвешенного к вертолету «Москвича». Чтобы фигура не пылилась, ее прикрыли простыней. Так она и лежала на ящиках.
Однажды любопытная уборщица, подметая подвал, приподняла простыню и обнаружила… мертвого артиста Никулина. Решив, что Никулин погиб на съемках и его труп спрятали в подвале, уборщица с дикими воплями бросилась бежать. Через час о «смерти» Юрия Никулина знали не только в Адлере, но и во всех других городах СССР, ибо уборщица по совместительству работала в аэропорту.
***
Когда «Бриллиантовую руку» показали на Неделе советского кино в Центральноафриканской Республике, ее правитель после просмотра был в восторге. Он заявил, что это фильм о его стране, поскольку у них бриллианты зачастую вывозят именно таким способом.
***
Комедии “Иван Васильевич меняет профессию” повезло меньше остальных – ее сократили в общей сложности на 10 минут экранного времени. Выкинули сцену, в которой Иван Грозный жарит котлеты на кухне у Шурика – “глумление над историческим образом”. Сократили сцену, в которой Милославский крадет икону в царских палатах, и часть погони – момент, когда Бунше в спину попадает копье, а он вытаскивает его и бросает обратно.
В эпизоде царского банкета на вопрос Бунши «А кто платить будет?» Милославский отвечает: «Народ, народ, батюшка». Пришлось изменить на «Ну во всяком случае не мы».
Перекроили и фразу Бунши, обращенную к шведскому послу. Вместо сценарного «Мир, дружба!» зрители услышали «Гитлер капут». В сцене допроса Иван Грозный отвечает милиционеру, что проживает по адресу «Москва, Кремль», а зрители слышат «В палатах». Кстати, в зарубежный прокат «Иван Васильевич меняет профессию» был запущен под названием Ivan the Terrible: Back to the Future («Иван Грозный: Назад в будущее»).
***
Последний фильм Леонида Гайдая многие недолюбливают. Считают, что “На Дерибасовской хорошая погода” – плод творческого кризиса режиссера. Однако сам Гайдай считал его своей самой большой удачей со времен “Бриллиантовой руки”. Вероятно, этому способствовал и актер Дмитрий Харатьян, тем более что сценарий писался именно “под него”. Харатьян вспоминал, как на актерские пробы в Нью-Йорке привели совершенно не известную советскому зрителю юную Милу Йовович. Леонид Гайдай отказался от ее кандидатуры, высказав мысль о том, что два “Иовича” (отчество Гайдая – Иович) в одном фильме — это слишком. В результате роль певицы и агента ЦРУ досталась Келли МакГрилл.
***
Во время проб Гайдаю не понравилось, как Харатьян целует американскую актрису. Келли МакГрилл не успела опомниться, a Гайдай уже целовал ее взасос! Потом на “Мосфильме” еще долго рассказывали, как Леонид Гайдай учил Дмитрия Харатьяна целоваться!
***
В съемках “Хорошей погоды на Дерибасовской” Гайдаю помогал… Дональд Трамп. Надпись в конце фильма гласит: «Съемочная группа благодарит г-на Дональда Трампа, персонал казино “Тадж-Махал” и правительство штата Нью-Джерси за помощь в организации съемок». Будущий президент США предоставил Гайдаю возможность снять эпизод комедии в своем казино «Тадж-Махал», не запросив при этом ни одного доллара. Впрочем, Трамп был бы не Трамп, если бы не обернул ситуацию себе на пользу. В казино была приглашена пресса с целью показать, что в заведении настолько хорошо, что даже русские приехали снимать в нем кино.
Подготовила