“Лунная соната”, “Мир искусства”, фонограф, убийство Цезаря, з-д им.Кирова

Лица27/02/2018

Фрида Кало

Предлагаем мартовский “Хронограф”. Первый месяц весны переполнен событиями…

 

1 марта 1954 года
США произвели на атолле Бикини (в группе Маршалловых островов) испытательный термоядерный взрыв в 15 Мт в тротиловом эквиваленте, вдвое превысив расчетные значения. Этот мощнейший атомный взрыв за всю историю американской атомной программы (в США дальнейшее повышение взрывной силы таких боеприпасов сочли нецелесообразным, а СССР в 1961 году остановился на мощности 60 Мт) стал также первым испытанием транспортабельного термоядерного устройства, которое провел Пентагон. В результате в атмосферу попало около 100 миллионов тонн загрязненного грунта, а 23 японских рыбака на судне “Фукуру мару” (в переводе — “Счастливый дракон”), находившемся в 140 км от эпицентра взрыва, подверглись облучению: на них попали хлопья радиоактивного “снега”. 12 человек погибли, остальным удалось победить лучевую болезнь.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд

2 марта 1919 года
В Москве открылся I конгресс Коммунистического Интернационала (в историографии он известен как 3-й Интернационал). Он объединил компартии разных стран мира в условно единую организацию под эгидой Советской России, и это положение существовало вплоть до 1943 года. Подавляющее большинство делегатов составляли русские, украинские и латышские большевики. Зато круг обсуждаемых вопросов отличался широтой: общая платформа рабочего движения, отношение диктатуры пролетариата к буржуазной демократии, белый и красный террор и так далее. Первым председателем Исполкома Коминтерна, то есть формально главным коммунистом мира, был избран ближайший соратник Ленина Григорий Зиновьев. В своем программном выступлении на конгрессе он заявил: “Победа коммунизма во всей Европе совершенно неизбежна. Революция уже наступила!”

3 марта 1802 года
В Вене увидело свет самое популярное произведение во всей истории классической музыки — 14-я, или “Лунная”, соната до-диез-минор (опус 27, N2) Людвига ван Бетховена. Романтическое название было дано уже после смерти композитора немецким поэтом и критиком Людвигом Рельштабом. А сам автор посвятил его графине Джульетте Гвичарди, 16-летней девице из аристократического рода. В конце 1800 года отец привез ее в Вену, где получил дипломатическую должность. Бетховен согласился давать Джульетте бесплатные уроки фортепиано. Между учителем и ученицей вспыхнуло чувство, но в 1802 году девушка вышла замуж за графа Венцеля Галленберга, впоследствии также ставшего композитором. Бетховен с трудом пережил этот удар, усугубленный к тому же симптомами надвигавшейся глухоты.

3 марта 1959 года
Был создан Институт древних рукописей — Матенадаран. В здании, спроектированном М.Григоряном и построенном в 1945-57 годах, сконцентрировалась большая часть армянского рукописного наследия и старопечатных книг. В основу фонда Матенадарана вошли рукописи из собрания Св.Эчмиадзина. В дальнейшем фонды пополнялись за счет поступлений от частных лиц и из различных собраний. В Матенадаране содержатся более 17 тысяч единиц хранения, из которых свыше 11 тысяч — армянские рукописи. Матенадаран — наше все. Объект всенародной гордости, часть национальной идентичности. Матенадаран — объект обязательного посещения всеми прибывающими в Ереван официальными лицами и простыми смертными. В последние годы Матенадаран капитально отремонтирован, а также построен новый корпус, что значительно расширило экспозиционные возможности и деятельность этого знакового объекта культуры. Состояние окружающей среды ниже всякой критики, что бросает тень на национальную сокровищницу.

 

Император Марк Антоний

4 марта 1947 года
Умер удивительный художник Саркис Хачатрян (род. в 1886 в Малатии). Проучившись в Риме и Париже, он почему-то вернулся в Турцию и еле унес ноги в 1915. Очутившись в Ереване, он создал множество работ с изображениями беженцев и сирот, народных и церковных празднеств — бесценный историко-художественный материал. В начале 30-х был приглашен в Иран на предмет реставрации сефевидских фресок в Исфагане. Попутно он организовал в Новой Джульфе Музей армянского искусства. Однако подлинная слава пришла к нему после того, как в пещерных буддийских святилищах Индии и Цейлона он сделал великолепные копии фресок VI-XII вв. и фактически спас их от мрака неизвестности и забвения. Копии экспонировались в Лувре и лучших музеях США. Выставлялись они и в Ереване в 1971. 37 из них вдова художника Вава Хачатрян подарила Картинной галерее Армении. В декабре 1977 прах С.Хачатряна был захоронен в ереванском Пантеоне.

6 марта 1899 года
Берлинское патентное ведомство внесло в Регистр торговых марок под номером 36433 название “аспирин”. Его выбрали для нового жаропонижающего и болеутоляющего лекарства специалисты химической компании Bayer. Технологию получения ацетилсалициловой кислоты разработал молодой ученый Феликс Хофман, но выдать патент лично ему ведомство отказалось, поскольку подобную технологию еще в 1853 году создал французский химик Ш.Ф.Герхардт. В отличие от немецкого снадобья французское не годилось для медикаментозного применения. В слове “аспирин” буква “а” является первой буквой названия, соответствующей ацетилсалициловой кислоте. Она стоит перед буквосочетанием “спирин”, близким к названию растения “спирея”, которое в свою очередь эту кислоту содержит.
7 марта 1837 года
170 лет назад родился в Тифлисе Геворг Чмшкян, артист, режиссер, один из создателей восточноармянского профессионального театра. Искусству артист не обучался, но оказался в ряду великих. Он сыграл более ста ролей, в основном классического репертуара — национального, русского, европейского. Был первым постановщиком пьес Сундукяна и исполнителем главных ролей. Кроме того, занимался переводами пьес, прежде всего Шекспира, писал критические и театроведческие статьи. Много лет был кумиром театральной публики и культурной общественности. Умер в Петрограде в конце 1915 года.

8 марта 1895 года
В Париже открылся процесс по делу о взятках нескольким депутатам Национального собрания от создателей “Всеобщей компании межокеанского канала” (Панамского) за поддержку нужного им законопроекта. Крах компании наступил в начале 1892 года. Сбережения в виде акций, облигаций и других ценных бумаг на общую сумму 1,8 миллиарда франков потеряли свыше 800 000 вкладчиков. Однако под суд отдали лишь шестерых руководителей проекта. Из уважения к 87-летнему возрасту простили президента концессии Лессепса. Попал под амнистию Густав Эйфель, технический руководитель проекта. Из двух финансистов канала один до суда покончил с собой, а другой удрал в Англию. Сбежал и сын Лессепса Шарль. Жорж Клемансо, будущий премьер-министр, сумел доказать свою невиновность. Только министр общественных работ Шарль Байо отсидел 5 лет.

 

9 марта 1906 года
В Екатерининском зале дома N3 по Малой Конюшенной в Санкт-Петербурге открылась прощальная выставка уже распущенного объединения “Мир искусства”. Как и все предыдущие подобные показы, организовал ее Сергей Дягилев, а представлены были картины Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, а также дебютантов — Николая Феофилактова, Мартироса Сарьяна, Михаила Ларионова, Алексея Явленского. В октябре того же года Дягилев с большим успехом устроил в парижском Осеннем салоне грандиозную ретроспективную экспозицию русской живописи от древних икон до “Мира искусства”.

9 марта 1920 года
Родился художник Жансем, он же Ованнес Семерджян, один из крупных артистов диаспоры. С 1931 года живет в Париже. Несколько лет посещал “свободные академии” Монпарнаса, а потом парижский “бозар” декоративного искусства. Жансем — обладатель многих профессиональных наград, первой из которых стала “При популист”: он с самого начала избрал в качестве объекта вдохновения отверженных, опустившихся и несчастных людей. А также армянских беженцев и жертв геноцида. В известном смысле Жансем — последовательный носитель национальной исторической памяти, которую он много лет переводил в изобразительные ряды. А живописец и рисовальщик он блестящий, рядом с его работами невозможно пройти индифферентно — цепляет. В глазах его персонажей — неизбывная тоска и душевные страдания. Кроме того, он с удовольствием изображал карнавалы, театральные действия, артистов и часто помещал их в некую “венецианскую” среду. Но даже в этих работах всегда присутствует драма жизни, доходящая временами до подлинной трагедии. К 90-летию геноцида, в 2005 году, он привез в Ереван и подарил музею цикл картин на эту актуальную тему. Такой концентрации боли и ужаса в армянском искусстве нет. Жансем отлично иллюстрировал десятки книг, в частности Сервантеса, Бодлера. Работы художника есть во многих музеях.

10 марта 1939 года
В парижской галерее “Рену и Колле” открылась первая и единственная прижизненная выставка работ Фриды Кало (1907-1954). Тогда мексиканская художница не особенно прославилась. Она так и оставалась мало кому известной в Европе до 1980-х годов, когда на Западе внезапно началась “фридомания”, сопровождавшаяся стремительным ростом цен на картины последней возлюбленной Льва Троцкого. Кало (согласно метрике — Магдалена Кармен Фрида Кало-и-Кальдерон) прожила короткую и очень нелегкую жизнь. В 13 лет перенесла полиомиелит и осталась хромой, всю жизнь мучилась последствиями травм таза, полученных в 18 лет, когда автобус, в котором она возвращалась из колледжа, столкнулся с трамваем. Но именно после этого несчастья девушка, поначалу прикованная к постели, чтобы чем-нибудь себя занять, стала писать картины.

11 марта 1878 года
На заседании Французской академии состоялась первая в Европе публичная демонстрация фонографа Томаса Эдисона. Вел ее ближайший сотрудник изобретателя, венгерский инженер Тивадар Пушкаш, один из пионеров телефонии, разработчик первой в мире телефонной станции (на два десятка абонентов). Выступить в академии Пушкаша пригласил страстный почитатель Эдисона — известный физик Теодор дю Монсель. Однако не все светила французской науки восприняли “говорящую машину” адекватно. Так, когда из коробки раздался голос, профессор-филолог Жан Буйяр вскочил с кресла и, подбежав к бедняге Монселю, в ярости стал душить его, приговаривая: “Негодяй! Вы думаете, мы позволим чревовещателю надувать нас?! Как вы могли поверить мошеннику, внушающему, что презренный металл может воспроизводить благородные звуки человеческой речи?”

12 марта 1940 года
Подписан договор о завершении 105-дневной “незнаменитой” (по Твардовскому) советско-финской войны. После непродолжительных переговоров в Москве был подписан мирный договор, согласно которому граница между СССР и Финляндией сдвигалась на 150 километров в глубь последней, а Карельский перешеек вместе с Выборгом, соответственно, отходил к Советскому Союзу. Утратившая 10% своей территории, Финляндия к тому же обязывалась распустить армию и не участвовать во враждебных южному соседу коалициях, чего, однако, впоследствии не произошло… Успех был достигнут исключительно высокой ценой. Советские потери составили несколько сотен тысяч человек убитыми, пропавшими без вести, ранеными, контуженными и обмороженными.

Урок френологии доктора Галля

13 марта 1995 года
39-летний датский режиссер, обладатель многих престижных призов Ларс фон Триер и его единомышленник Томас Винтерберг составили сенсационный манифест “Обет целомудрия”. В нем провозглашалось рождение авангардного художественного направления под названием “Догма-95”. Документ, обнародованный девять дней спустя в Париже на международной конференции, посвященной столетию кино, декларировал переход к честному искусству, основанному на аскетических выразительных средствах и базирующемуся на 10 простых правилах. Триер призвал снимать только на натуре и только ручной камерой, записывать вместе звук и изображение, не использовать комбинированные съемки и специальное освещение, не снимать сцены убийства, пользоваться пленкой 35 мм и не указывать имя режиссера в титрах.

14 марта 1808 года
Немецкий врач и анатом Франц Иосиф Галль, создатель псевдонаучной доктрины о связи психики человека с рельефом черепа — френологии, представил Институту Франции в Париже “Исследование нервной системы вообще и мозга в частности”. Идеи Галля расположили к себе немало серьезных ученых, но дилетантов среди его поклонников было больше. Все изменилось, когда о заезжем иностранце прослышал Наполеон. Император распек академиков за низкопоклонство перед германской наукой, но более всего им досталось за снисходительность к человеку, имевшему дерзость заявить, будто покатость лба самого Бонапарта свидетельствует о сугубо практическом складе его ума и нерасположенности к философскому мышлению. Все же Галль обеспечил себе безбедное существование благодаря успеху своих сеансов в Париже.

15 марта 2005 года
В Иерусалиме был открыт новый Музей истории холокоста. Замена старого, работавшего с 1957 года, на новый, в четыре ра за больший, диктовалась не только неуклонным ростом фондов. Помещение выполнено в виде тоннеля внутри холма. По обе стороны ответвляются залы, отображающие хронологию еврейских гонений в нацистской Германии. Треугольник тоннеля только на входе и на выходе достигает поверхности. Продвигаясь по нему, посетитель как бы наполняется чувством загнанности, которое испытывали жертвы геноцида.

16 марта 1578 года
Ввиду обветшания обоих деревянных парижских мостов через Сену и их недостаточности для нужд быстро растущего города король Генрих III Валуа подписал декрет о сооружении первого каменного моста, отвечавшего самым строгим требованиям времени. Работы завершились только летом 1606 года, уже в правление Генриха IV из династии Бурбонов. Этот самый старый из мостов французской столицы до сих пор сохранил свое первоначальное название и по иронии судьбы именуется Новым мостом — Pont Neuf. Протянувшись на 278 метров (при ширине 28 метров), он напрямую соединил оба берега реки, принял на свою “спину” первые парижские тротуары и стал первым городским сооружением, не загроможденным жилыми постройками. Парижане незамедлительно оценили красоту Нового моста, быстро ставшего одним из любимейших мест их встреч и прогулок.

17 марта 44 года до н.э.
Спустя два дня после убийства Юлия Цезаря римский сенат принял декрет об амнистии всех участников этой акции, включая непосредственных убийц (всего человек 60). Самые ретивые сенаторы призывали даже объявить предводителям заговора Марку Бруту и Гаю Кассию благодарность как тираноборцам. Однако ближайший соратник покойного диктатора Марк Антоний заметил, что, если тот будет объявлен тираном, придется отменить все его распоряжения, в том числе назначения, награждения почетными званиями и льготы присутствующим на заседании. В конце концов все согласились с компромиссным предложением Цицерона оставить безнаказанными всех причастных к убийству, но тем не менее подтвердить законную силу всех распоряжений “мертвого льва” — как изданных им при жизни, так даже и тех, которые он только планировал!

 18 марта 1967 года
Произошла первая из ужасных экологических катастроф, связанных с загрязнением Мирового океана нефтью. Из-за навигационной ошибки шедший под либерийским флагом танкер Torrey Canyon, имевший в трюме 120 000 тонн сырого “черного золота”, наскочил на риф близ полуострова Корнуолл у юго-западных берегов Великобритании. Судно сошло на воду в 1959 году в США и было рассчитано на 60 000 тонн, но на японской судоверфи его емкость удвоили. Почти вся нефть вылилась в море, и зловонное пятно расплылось почти на 1000 кв.км. Для уничтожения сырья, оставшегося в обломках корпуса, на них сбрасывали бомбы и поджигали напалмом. Пятно же “связывали” специальным детергентом и “опускали” на дно. Очистка побережья Англии, нескольких островов в Ла-Манше и французской Бретани, куда ветер пригнал обломки танкера, продолжалась не один месяц.

19 марта 1924 года
Родился кинорежиссер Лев Кулиджанов. Сняв несколько фильмов, проснулся знаменитым в 1957 после премьеры картины “Дом, в котором я живу”, награжденной главным призом Всесоюзного фестиваля 1958 года, а также несколькими международными. Популярны были все, пожалуй, его картины — от “Когда деревья были большими” и до “Преступления и наказания”. В 80-х снял семь серий про молодого Маркса — этакую киноверсию из категории “Жизнь замечательных людей”. В итоге Кулиджанову присудили Ленинскую премию 1982 года. Более двадцати лет он был председателем Союза кинематографистов СССР, благодаря его усилиям в Дилижане был построен Дом творчества. Впрочем, на развитие и качество армянского кино это не повлияло.

21 марта 630 года
Ираклий I, византийский император армянского происхождения, возвратил в Иерусалим великую христианскую святыню — Животворящий Крест (на котором, по преданию, был распят Христос). В 614 году персидский шах Хосров II, захвативший город, сжег храм Гроба Господня, учинил резню и увез Крест и патриарха Захарию в плен. 14 лет спустя Ираклий разгромил персов и освободил Древо Господне. Спустя два года Ираклий добрался до Иерусалима и попытался внести крест в храм Воскресения в царском венце и порфире, но возле ворот на Голгофу неожиданно остановился, не в силах двинуться с места. Шедший рядом патриарх Захария объяснил императору, что Крестный путь невозможно пройти в парадном облачении. Ираклий снял порфиру и, как писал св.Дмитрий Ростовский, “идя босыми ногами… внес… в церковь… и снова поставил там крестное древо”.

 

Производство аспирина

 22 марта 238 года
Семидесятивосьмилетний Марк Антоний Гордиан и его сын-тезка стали римскими императорами, соответственно Гордианом I и II. Совместное правление продолжалось всего 36 дней. В историю эти императоры вошли по причине своего уравновешенного нрава и скромности. Гордиан I написал эпическую поэму в 30 книгах о войнах императоров Антонина Пия и Марка Аврелия. На старости лет его назначили проконсулом Африки, и тут-то ему неожиданно повезло: разгневанные злоупотреблениями местного чиновника граждане окружили проконсула на вилле под Карфагеном, накинули на него пурпурный плащ и провозгласили императором. Однако недовольные сменой правителя нумидийцы (жители восточной части современного Алжира), собрав большое войско, двинулись на Карфаген, разгромили в битве Гордиана-младшего, и император-поэт с горя удавился.

22 марта 1925 года
В небе под Тифлисом потерпел аварию и разбился самолет. Погибли председатель Совнаркома Арм.ССР А.Мясникян, Г.Атарбекян и С.Мышлевский. Изначально и много последующих лет народ был совершенно уверен, что авария самолета — дело рук НКВД. Разумеется, восторжествовала официальная версия. Как все было в действительности — теракт, или несовершенство техники, или человеческий фактор, — так точно и не удалось определить. В 20-е годы это было невозможно прежде всего по политическим соображениям, а потом и вовсе было исключено.

23 марта 1923 года
Умер Ованес Туманян — по-настоящему великий, всенародно любимый и почитаемый писатель и деятель национальной культуры. Поистине бессмертное имя. Он ушел из жизни всего 54-летним, но успел проделать огромную работу и в литературе, и в культурной и общественной жизни. Не перечесть. Всегда живой и актуальный классик. Ереванский Музей Туманяна был открыт в 1953 году.

23 марта 1937 года
Состоялся IX Чрезвычайный съезд Советов Армении. Главным вопросом стало принятие новой Конституции Армянской ССР. Сталинская Конституция СССР, принятая годом ранее, фактически “районировалась” по всем субъектам страны. Конституция сулила беспредельную радость и счастье жизни. Чрезвычайный съезд прошел чрезвычайно успешно. Делегаты выслушивали докладчиков с абсолютным вниманием при гробовой тишине, время от времени разрываемой бурными, продолжительными аплодисментами и выкриками с места “Великому Сталину — ура”. Конституция была принята единодушно и при полном ликовании присутствующих. Многие из делегатов очень скоро получили возможность рассказывать о съезде в гулаговских лагерях.

24 марта 1932 года
В Берлине фильмом “Голубой свет” дебютировала как режиссер 30-летняя Лени Рифеншталь — в прошлом танцовщица. Хелена Берта Амалия Рифеншталь прожила долгую жизнь и покинула этот мир только в сентябре 2003 года, преодолев “заоблачную вершину” — 100-летнюю отметку — и оставив по себе противоречивую память — и как выдающийся мастер документальных съемок, и как вдохновенная проповедница нацизма. В “Голубом свете” сама Лени выступила в одной из главных ролей — деревенской красавицы Юнты, то ли колдуньи, то ли помешанной, живущей у подножия горы. Вершина этой горы испускает таинственное голубое сияние. Стремясь постичь его смысл, гибнут отважные местные нордические юноши… Лента была удостоена серебряной медали на венецианской биеннале, а заодно привела в восторг Гитлера и Геббельса.

27 марта 1940 года
Вошел в строй завод имени Кирова, со временем превратившийся в Химкомбинат. В зародыше “гиганта химической промышленности Арм. ССР” был заводик по производству карбида. В 1933 году было велено Совнаркомом СССР начать строительство нового завода. Строительство включили в список ударных объектов. Энтузиазм был велик и мощен. Под бдительным оком партийных и прочих органов развернулось тотальное соцсоревнование. Планы беспрерывно выполняли и перевыполняли, повышали производительность труда. В марте 1940-го завод впервые в мире начал выпуск стратегического продукта — нового вида синтетического, полихлоропренового каучука, любовно названного “севанит” — дань Севану, дающему дешевую электроэнергию. Скоро появился и “наирит”. Завод пользовался заслуженной славой, хотя и представлял серьезную экологическую опасность. В 1990-91 гг. завод по аодовской инициативе был остановлен и со скрипом вновь заработал в 92-м. С той поры он не раз менял хозяев и постепенно утратил былое значение и мощь. Дальнейшая судьба завода вызывает у общественности скепсис и тревогу.

30 марта 1896 года
Мир впервые узнал о психоанализе. В вышедшем в этот день в Париже четвертом томе журнала “Revue Neurologique” была опубликована 8-страничная статья “Наследственность и этиология неврозов”, написанная по-французски мало кому известным 40-летним венским психиатром Сигизмундом Фрейдом. Номер посвящался скончавшемуся тремя годами ранее выдающемуся французскому невропатологу Жану Мартену Шарко (известному широкой публике по успокоительному душу), в клинике которого Фрейд стажировался в 1885-1886 годах. В первых работах психоаналитика намечались лишь контуры теории, постулирующей базовую для психики роль подсознательного и сексуального начал. Со временем, несмотря на категорическое неприятие психоанализа рядом авторитетных медиков, фрейдизм завоевал широчайшую популярность.

31 марта 1794 года
По стандартному обвинению в измене был арестован, а спустя 5 дней гильотинирован Жорж Жак Дантон, один из популярнейших якобинских лидеров, а в апреле-июне 1793-го фактический руководитель Комитета общественного спасения — высшего органа Республики. Дантон, по выражению Маркса, “величайший мастер революционной тактики”, находясь у власти, нажил состояние и, оказавшись не у дел, ушел в частную жизнь, заполненную главным образом стяжательством. Осенью 1793 года он вернулся в политику, что, как видим, закончилось для него печально. Но и его губителя, Робеспьера, ждала не лучшая участь — его голова покатилась с плахи через два с половиной месяца после казни Дантона.