Левон Вартанян в ожидании армянских Медичи

Культура28/09/2017

 

Среди деятелей культуры и искусства, удостоенных в День независимости почетных званий, был также Левон Вартанян. Отныне он заслуженный архитектор Армении. Вряд ли кто усомнится, что Левон действительно достоин этого звания. Здания, построенные по его проектам — среди знаковых в Ереване, они в известной мере определяют нынешний архитектурный облик столицы. Дом Москвы на площади России, гостиница “Европа”, общественно-торговый и жилой комплекс на углу улиц Московской и Спендиарова, вот-вот завершаемый гостиничный комплекс на улице Пушкина… Наконец, это “Старый Ереван” — о нем много пишут и говорят, строительство которого уже фактически начато.

“Старый Ереван” — концептуальный проект Вартаняна, позволяющий сохранить, а также воскресить из небытия постройки досоветского Еревана, часть которых была легко и неразумно уничтожена в минувшие годы.
«Я жил в самом центре, рядом с кинотеатром «Москва» и очень любил «черные» дома. В студенческие годы был увлечен их сохранением. Когда в январе 75-го при Архитектурно-планировочном управлении организовали отдел памятников архитектуры Еревана, я тут же попросился туда. Первой задачей было убедить коллег, что ереванская архитектура – ценнейший исторический слой, достойный внимания. И «черные» дома, и кирпичные. В Прибалтике подобной проблемой уже занимались, у нас, увы… Тогда и возникла идея «Старого Еревана». К сожалению, понимания это не встретило и многие дома-памятники были разрушены», — говорит Левон Вартанян.
Он один из немногих архитекторов, кто так досконально знает старую застройку столицы. Работая в Отделе охраны, Левон изучил и обмерил едва ли не все старые здания города для Свода памятников истории и культуры. Восстановить утерянное – его хрустальная мечта. При этом он весьма чтит Александра Таманяна. «В студенческие годы моими кумирами были Корбюзье и Райт, в которых я видел предтеч XXI века. Но вскоре это прошло: по мере погружения в нашу классику я пришел к пониманию Таманяна, его великой роли в армянской архитектуре». Вартанян считает, что если бы не было Таманяна, не было бы нынешнего Еревана. «Каким бы он был – неизвестно». Вартанян убежден в абсолютной ценности таманяновского Генплана. «Он очень бережно отнесся к старому городу, сохранил сетку улиц. Уберег многие самые важные и лучшие здания. Согласен, был вынужден снести некоторые дома, но ведь в то время отношение к наследию во всем мире было кардинально другим. Осмысление прошлого изменилось только в 60-х годах».
То, что сделал Таманян, Левон называет армянским классицизмом с национальным лицом. На национальной основе. Он категорически против глобализации армянской архитектуры. «Все города мира становятся похожи. Большие страны и города могут позволить себе любую архитектуру, любой эксперимент – для них это не опасно. Они могут себе позволить снести огромные кварталы социального жилья 40-50-х годов или огромные «устаревшие» стадионы. Мы так не можем. Нам необходимо беречь собственную культуру, частью которой является архитектура».
В своем творчестве Левон Вартанян строго придерживается этой концепции. Каждый его проект – материализованный или нет – свидетельствует об этом. Он не повторяет классику, но находит свою золотую середину между традициями и сегодняшними тенденциями. «Старый Ереван» — на бумаге и в макете – лучшее тому доказательство.
Левон остро переживает, что «штучные» дома Таманяна и его последователей – настоящие жемчужины – пострадали особенно в постсоветские годы. Их портили по мере сил. Уверен, что многое еще можно поправить, была бы воля.
«Вообще-то мы, архитекторы – говорю не о всех, — не были готовы к новой ситуации, последовавшей после обретения независимости. Не были готовы, в частности, к смене заказчика». Заказчик – камень преткновения для каждого архитектора. «Заказчик везде тот же. Все зависит от его класса: образованности, интеллекта, вкуса, доверия к архитектору и т.д. Думаю, со временем станет иначе. Пока же могу сказать, что Медичи у нас нет».
Однако самое главное и трудное – творчество, борьба с самим собой. Творчество по Вартаняну – это судьба. «Мы пока не имеем возможности пользоваться всеми современными технологиями и материалами. А то, что имеем, что доступно, надо использовать с умом. У нас есть камень, правда, я не говорю, что все должно быть построено из камня, но он в основе нашей архитектурной и строительной идентичности. Просто надо к камню относиться с уважением», — считает Вартанян.
Одно из ереванских зданий, построенных по проекту Левона Вартаняна, — Дом Москвы. Оно для него важно само по себе, а также как часть застройки первой площади при въезде в город. У него давно готов проект ее реконструкции, но мэрия интереса к актуальному проекту не проявляет. Между тем транспортная ситуация здесь усложняется с каждым годом… Левон Вартанян надежды не теряет.

Карэн МИКАЭЛЯН