Леон Тутунджян – “самый мистический сюрреалист”
100 лет назад в Париже появился талантливый армянский юноша Левон. Через несколько лет он стал Леоном Тутунджяном, известным художником-сюрреалистом. Может быть именно поэтому его не очень-то воспринимала диаспора, воспитанная на изображениях Арарата и Матери Армении на развалинах древних столиц. Его творчество изначально не вписывалось в умозрительно-стандартные армянские границы. К тому же был он человеком исключительно скромным и не любил паблисити. В последние годы интерес к забытому (даже во Франции) сюрреалисту разгорается, его работы, разбросанные по миру, стали желанной добычей для музеев, галерей и коллекционеров.
Он один из тех, кто разделил судьбу тысяч армян Османской Турции. Родился в 1905 году в Амасии, рос в Константинополе, посещал школы Перперян и Кедронакан. Осиротев в 1915 году, он с друзьями-греками выбрался в Грецию, воспитывался в детдоме. Потом учился у венецианских святых отцов—мхитаристов. Наконец в 1922-м добрался до Парижа, но не с пустыми руками, а со знанием языка и умением играть на скрипке. Казалось, он станет скрипачом, но тяга к изящным искусствам взяла верх. В Париже занялся керамикой и вполне успешно. Однажды Леон встретил Ерванда Кочара, который обитал в Париже и был частью передовой художественной богемы. Как оказалось, это была судьбоносная встреча. Кочар познакомил Леона со многими авангардными художниками. К этому времени уже воспрял духом сюрреализм, который его зацепил. В двадцать лет Тутунджян впервые выставил свои сюры, которые были замечены дошлыми критиками, назвавшими их “явлением”. Его отметил сам Элюар.
Леон посещал французскую академию Росси, рисовал и вдруг увлекся коллажами. Начал с наклеивания обычной бумаги, рисовал на коллажах тушью. Затем стал придавать коллажам форму, использовал гравюры, открытки, анатомические рисунки, иллюстрации. В частности, любил почему-то иллюстрации и тексты времен Французской революции, а также изображения Наполеона и его генералов. Коллажи Тутунджяна не остались забавой автора, а по признанию специалистов, имеют уникальное значение для истории этого вида.
В 1929-м неугомонный Леон сотоварищи основал движение “Конкретное искусство” и издал соответствующий Манифест. Тогда манифесты были очень популярны. “Конкретное искусство” напрочь отвергало лиризм, настроение, чувство и прочие сантименты. Нью-йоркский Музей современного искусства необычайно им заинтересовался и начал переговоры с Тутунджяном и другими “конкретистами”, но чем они закончились — неизвестно.
Время шло. Леон Тутунджян рисовал сюрреалистические картины и рисунки, оформлял спектакли. В 1933-м стал одним из основателей Общества сюрреалистов, выставлялся с Пикассо, Дали, Бретоном, Миро и другими. Женился на француженке — художнике-керамисте. Постепенно перешел от сюрреализма к “ташизму”. Это когда в качестве выразительных средств прибегают к широким мазкам кистью, пятнам, подтекам, брызгам и т.д. Часто он сочетал его с геометрической абстракцией. В отличие от многих других ташистов тутунджяновские опусы привлекают чувством меры, вкусом (да-да, именно вкусом), гармонией, изысканной композицией. В основном он использовал чернила, тушь, тонированную бумагу.
Что касается сюрреалистических картин Тутунджяна, то они полны горьких чувств и настроений… Он, по свидетельствам современников, никогда не говорил о своем детстве, о том, что ему, сироте, пришлось пережить, прежде чем стать на ноги. Не говорил, но изображал. В его картинах драматическое детство и ужасы геноцида отражены достаточно явственно: загадочные скалящиеся маски, расчлененные конечности, безнадежно тоскливый пустынный пейзаж. Недаром его называли «самым мистическим и глубоким сюрреалистом».
В 1945-м Леон Тутунджян был участником выставки армянских художников в Париже. В середине 50-х успешно прошла его ретроспекция в Стокгольме, а далее еще несколько выставок во Франции. Успех нарастал, но он скоропостижно умер — в 63 года.
Наследие Тутунджяна жена и ее дети от первого брака распылили. В том числе и несколько картин, которые он обещал передать Картинной галерее Армении. По разным не зависящим от него причинам этого не случилось. Говорят, большой массив работ художника предложили приобрести весьма состоятельному армянину всего за 50 тысяч долларов, но он отказался от сделки. Потом, видимо, рвал на себе волосы, ведь работы Тутунджяна очень дороги, даже небольшие рисунки сегодня стоят тысячи евро. В итоге произведений этого замечательного художника в Армении нет, кроме коллекции галериста Саркиса Григоряна. На выставке в Национальной галерее он экспонировал одну из знаменитых “Масок” Тутунджяна — “Желтую маску”, три скульптуры, а также десятка два акварелей и рисунков. Несколько лет назад на аукционе в Ереване “Желтую маску” приобрели за 360 тысяч долларов. Остается добавить, что работы Леона Тутунджяна есть в музеях Парижа, других городов страны, во французских посольствах, в зарубежных собраниях.
Искусство Леона Тутунджяна, одного из пионеров сюрреализма и ташизма, постепенно занимает подобающее место в искусстве XX века. Хочется надеяться, что он найдет свое место также в общеармянской культуре, а когда-нибудь его работы войдут в экспозицию Национальной галереи.