Каскад: культурный узел в окружении садов
Мэрия полна решимости сдвинуть с мертвой точки недостроенную часть Каскада — одного из главных и популярных публичных мест, где собираются ереванцы, где всегда полно туристов и приезжих. Работы по сооружению музея Центра искусств Гафесчян остановились много лет назад и городской пейзаж не украшают. Не так давно территория была возвращена мэрии…
Проблема проблем — проект. Чтобы как-то разобраться в потоке общественных мнений, мэрия представила на платформе “Актив кахакаци” (активный гражданин) на голосование проект “Сады Каскада” американца Дэвида Ходсона и “Каскад узел искусств” француза Жана-Мишеля Вильмотта. Вильмотту отдали голоса 1128 “выборщиков”, за Ходсона — 902. Голосование проходило 02-29 сентября. В комментариях немало было тех, кто вопрошал, почему нет других проектов и почему мэрия не хочет вернуться к проекту Александра Таманяна. Напомним, что нет конкретного проекта Таманяна, он всего лишь обозначил идею на своем Генплане, которую в начале 80-х подхватил Джим Торосян со товарищи. Появилась травертиновая лестница, т.е. Каскад. До того, в 1970 г., соорудили торосяновский памятник в честь установления Советской власти в Армении, а также смотровую площадку.
Реализовывать мечту отца-основоположника и Торосяна стали с типично советским рвением: рвали скалы, выкладывали ступени террас-дворов, устроили бассейны, водопады и вырезали много каменного декора. Работы остановились в связи с землетрясением и распадом империи. Потом объявился из Штатов меценат Джерард Гафесчян, выкупивший территорию у мэрии. Благодаря его усилиям и средствам Каскад был в целом завершен, благоустроен, задвигались эскалаторы и т.д. В 2009 г. открылся Центр искусств Гафесчян, где экспонировалась его коллекция. Авангардистские скульптуры из его собрания украсили террасы и партеры улицы Таманяна. На месте задуманного Гафесчяном музея целых 20 лет печально ржавела арматура и резвились собаки.
Мэрия возвращаться к стародавнему торосяновскому проекту не стала. Отметим, что там намечался Музей Ленина, а в самом верху планировался бассейн дружбы неразлучных союзных республик с декоративными стелами. Однако время и требования к культурным объектам изменились и продолжать травертиновую “симфонию” как-то не с руки и попахивает архаикой. И все же было бы правильно и этично представить и этот проект в дополнение к отмеченным выше.
Вильмотт, которому отдали предпочтение выборщики, опытный архитектор и дизайнер, востребованный в мире. На его счету десятки реализованных объектов, в основном культурного назначения: Культурный центр Бункамуро (Япония), Музей исламского искусства (Катар), Музей современного искусства (Китай), Русский культурный центр в Париже и другие. И, конечно, в родной Франции, где по его проекту, в частности, модернизированы Елисейские поля. Список длинен. По своей инициативе он сделал проект-предложение завершения Каскада — продолжение темы террас-дворов, однако, более масштабных и функциональных. Выставочные и концертные залы, галереи и проч., и проч. — все, что необходимо для культурного или праздного времяпровождения. Обширные асимметричные террасы соединены лестницами и эскалаторами, так что фланеры скучать не будут. Заметим, что Вильмотт работает над проектом Норагюха — нового общественно-политического центра армянской столицы.
Несколько иной подход у Ходсона, который американец. Любопытна история его появления в Ереване. Вспомним, как он появился. Когда Гафесчян взялся за оживляж окаменевшего Каскада, он организовал открытый международный конкурс на предмет строительства на самом верху Музея современного арта. Конкурс проводился по международным же правилам и меркам и привлек множество участников. Когда выявилась тройка лидеров, Гафесчян неожиданно для всех смел их (хозяин — барин!) и привез из Нью-Йорка мало кому известного Дэвида Ходсона, который никогда не проектировал что-либо серьезное, в частности музей. А тот возьми и предложи Гафесчяну проект облицованного стеклом музея-небоскреба, но без грузового лифта. А напротив еще один громоздкий небоскреб выше музея. Кончилось тем, что в Ереване он отметился только благоустройством прикаскадного бульвара. За прошедшее время Ходсон набрался опыта и создал “Сады Каскада”, опять же с культурной начинкой. В его проекте много острых углов, ломаных линий и покатых поверхностей. Фактически это его старый вариант, но уже без небоскребов.
Оба выставленных на обсуждение проекта контрастируют с травертиновым Каскадом, что вызывает у многих ереванцев острое непонимание. Контрасты в городской застройке распространенная практика и применяется повсеместно. Взять хотя бы Лондон с небоскребами “Осколок” и “Огурец”. Или тот же Центр Помпиду, или Пирамида Лувра в Парижа. И ничего страшного не произошло. И Вильмотт и Ходсон предусматривают окружить свои сооружения этаким лесопарком, что есть очень хорошо. Конечно, пока это эскизные проекты, и тот автор, на котором мэрия остановит выбор, подвергнет свою работу некоторым изменениям, которые не коснутся самой концепции. Также возможно, что коррективы будут вноситься и в процессе строительства.
* * *
Мнения сограждан, проголосовавших на “актив кахакаци”, думается, будет учтено и принято во внимание. Однако окончательное решение, конечно, за мэрией и отечественными специалистами. …Интрига с Каскадом еще не завершена, однако тянуть резину не надо — общественность изнылась в ожидании. Уж очень, наконец, хочется иметь в армянской столице культурный узел в садах Каскада.
Карэн МИКАЭЛЯН