Картографика Рубена Атояна

Архив 201006/07/2010

3 июля в Минске в филиале Национального художественного музея “Дом Валоковичей” открылась выставка панорамных карт “Мир с высоты” художника-картографа Рубена АТОЯНА. На вернисаже ему выразили признательность за “увековечение белорусских городов и замков”. Атоян — участник международных картографических конференций и выставок, имеет профессиональные награды. В 2001 году в Доме художника Армении прошла его персональная выставка. Тогда же показал первую панорамную карту Еревана.
Он рисует панорамы городов, островов, регионов со всеми привлекательными и необходимыми подробностями. Рубен — профессиональный инженер-картограф, к тому же кандидат технических наук. Его диссертация была посвящена новым видам туристических карт и в частности картам перспективно-панорамным. Наверняка многие видели такие карты. Они восходят к XVI-XVII векам, а может быть, и раньше — в старое время любили рисовать на картах городов едва ли не каждый дом, дерево и всякие детали. С расцветом туристической индустрии и массовым перемещением любопытствующей публики такие карты стали насущной необходимостью. Всем стало ясно, что гораздо приятней держать в руках не просто схему, а “вид сверху”.
Вволю потрудившись в Ереване на ниве геодезии и картографии, Рубен в 90-м году оказался в Минске в качестве приглашенного специалиста.

Напомним: в столице Белоруссии работала некогда одна из лучших в СССР картографических фабрик. Не важно, что надоумило Рубена заняться практической материализацией одной из глав своей диссертации. Важно то, что первая его работа, карта Вильнюса, привлекла внимание, и с тех пор он ни минуты не знает покоя. Замечательно подтвердилась мудрая пословица — на ловца и зверь бежит. Рубена уже знают и о нем пишут. Даже знаменитый “Нэшнл джиогрэфик”. Сделаны уже десятки таких карт, одна другой краше. Минск, Москва, Петербург, Краков, Львов, Цюрих, Варшава, Тракайский замок, вся Белоруссия, Венеция, Сицилия, Ватикан и Иерусалим, Ереван и Эчмиадзин. Даже комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Всего таких рисованных карт около ста.
Рубен всю работу проделывает сам — от первого штриха до последней точки. Вначале кропотливый сбор необходимого материала. Приходится перелопачивать груды карт, фотографий, проектов, планов. Затем делаются графические эскизы, очень напоминающие предварительные архитектурные или градостроительные проекты. Труднейшая задача — загнать рельеф местности или городскую застройку в трехмерное изображение на плоскости. Масса хитрющих сложностей. В конце концов, далеко не везде можно полезть на телебашню, небоскреб и спокойно обозревать поле деятельности. Иначе говоря, необходимо обладать очень большим воображением, пространственным в частности. В противном случае никакого птичьего взгляда не получится.
Трансформация происходит по всем законам картографической науки. Ведь сделать такую карту — это не просто взять изображение зданий и механически уменьшить. Много чрезвычайно скрупулезных операций и тонкостей.
“Первая точная туристская карта Еревана на русском и армянском языках вышла уже в 1980 году, — вспоминает Рубен Атоян. — Хотя запрещалось подписывать точный масштаб карты (поэтому по действующей терминологии она все-таки называлась схемой), центр и микрорайоны приводились к единому масштабу, что давало представление об относительной удаленности разных районов города. Впервые показывались административные районы Еревана, а в список достопримечательностей из 254 пунктов также впервые в полном объеме были включены памятники архитектуры древности. Поэтому туристскую карту-схему Еревана издания 1980 года по праву считают первым картографическим справочником столицы Армении.
Следующая по значению и оригинальным методам исполнения “Туристская иллюстрированная панорамная схема “Ереван” была издана в 1985 году, художественное оформление выполнено Степаном Абраамяном. Идея этой оригинальной карты и ее редактирование принадлежит нам обоим. Картографическое изображение разделено на четыре сектора по частям света. Точкой схода секторов была выбрана смотровая площадка Монумента 50-летия установления Советской власти в Армении — места, посещаемого тогда в обязательном порядке советскими и иностранными туристами и экскурсантами. С выбранной центральной точки в южном направлении мы видим центр города с видом на Арарат, на запад — купол Арагаца, север представлен панорамой Аралера, а восток — отрогами Гегамского хребта…
Так выглядели предыдущие изображения Еревана. Но я должен был создать нечто необычное. Впервые показать все без исключения здания центральной части города, нарисовать парки и памятники, фонтаны и пруды, ущелья и горы…”
После работы на “натуре” в Ереване начинается новый период работы за письменным столом — “камеральный” процесс. “Камеральная часть проекта, по времени наиболее продолжительная, для панорамы Еревана составила около пяти месяцев, — продолжает Рубен. — Каждое здание рисуется “под линейку” в миниатюре, из выбранной мною точки взгляда на город. Основным чертежным инструментом служит рапитограф — чертежная ручка. Толщина линий 0,13 мм позволяет вырисовывать мельчайшие детали.
Чтобы нарисовать одно здание, приходится выполнять более 100 точных и ровных штрихов. Сначала на чистом листе появляется сетка перспективной картографической проекции. Тонкими, еле заметными линиями, карандашом наносится на проекцию сеть улиц, на которых появляются изображения зданий. Лист бумаги заполняется постепенно, начиная с нижнего края. Сначала рисуется ближний план, потом — центр, в конце — дальний план панорамы. Постепенно, как будто из тумана, проступает изображение города становясь более четким, объемным. Завершив тушью черно-белый рисунок города, приступаю к цветовому оформлению оригинала. Это наиболее приятная часть работы. В сравнении с другими видами изображений города, перспективная карта наглядна, все объекты реалистичны, тождественны натуре.
Это первая подобная карта в истории Еревана, создающая правдивый образ города. Работая над картой Еревана, я творил с азартом, потому что это мой город. Хотя я родился в Кировакане и в настоящее время живу в Минске, Ереван всегда считал, считаю и буду считать своим городом. Город, где я был всегда счастлив”.
Есть в его деле термин “артистик финиш”, обозначающий конец картографических мытарств, а попросту оформление карты. Тут Рубен дает волю воображению, не выходя за пределы разумной традиции. Картуши, ленты, гербы, жанровые сцены оживляют листы. Венецианская карта, к примеру, украшена гондолой с группкой местной публики в масках. Как у Каналетто. Нашлось место и золотым львам.
Самое удивительное в произведениях Рубена — мастерство рисовальщика. Никакие перспективные искажения, ракурсы для него уже не помеха. Он с лихостью заправского архитектора может “вырезать” кусок рыцарского замка и заглянуть внутрь, соколиным взглядом окинуть всю Беларусь вплоть до Петербурга, увидеть целиком Венецианскую лагуну или с Масличной горы рассмотреть Иерусалим.
Работает он буквально в обе руки: рисует левой, пишет правой. Можно ли все, что он делает, переложить на вездесущий компьютер? Можно, но получается жестко и механически, считает он. Мир же ценит ручной труд. Впрочем, иногда и Рубен прибегает к помощи компьютера, когда, положим, надо “красить” крыши какого-то города.
Масштаб его карт примерно 1:5000, то есть в одном сантиметре 50 метров, хотя говорить о масштабе в общепринятом смысле неверно — много трансформаций. Этим и другим картографическим проблемам Рубен посвятил немало сугубо научных статей. Это не означает, конечно, что можно их прочитать и начать делать карты. Нужна еще малость: талант и вдохновение. Их-то у Атаяна в избытке, если судить по результатам.
Рубен мечтает сделать карты Армении и Карабаха. Будут, очевидно, и марзы, отдельные местности с архитектурными и природными памятниками. За каждой картой в любом случае кромешный труд и долгие часы бдений.
Обещанный туристический бум в Армении может сделать Рубена вновь востребованным на родине. Кто знает? В любом случае каждая его карта останется у владельца навсегда. Дома с лупой путешествие наверняка будет продолжено. С такими картами не соскучишься и не пропадешь.
* * *
Рубен Атоян, кроме того что создает замечательные авторские карты, со временем стал специалистом по старинным картам. Опубликовал несколько научных статей. Чтобы ознакомить читателей с изысканиями Атояна, предлагаем отрывки из статьи “Земля Эдема”, в которой он рассказывает о том, как на европейских исторических картах размещали Рай и, соответственно, отмечали Армению. (Статья опубликована в журнале “Анив”.)

Наиболее известная карта мира раннего средневековья содержится в рукописи “Апокалипсис” Беата (Беатуса Либенского, Beatus Liebanensis) 776 года. Карта Беата в последующие века многократно перерабатывалась, сопровождалась соответствующими пояснениями и дополнениями, а позже представлялась в качестве одной из первых карт Христианского мира. Различные варианты этой карты часто помещали в учебниках по картоведению, исторических атласах. В советском издании в пояснении к карте переводились все использованные средневековым автором названия, кроме Армении, хотя слова “Armenia regio” присутствовали на оригинале карты. Конечно, это делалось преднамеренно, чтобы советские армяне не имели представления о той значимости, какую имела их страна в раннеевропейской картине мира. (Примером такого предвзятого подхода к карте Беата служит одноименная карта из “Атласа географических открытий” 1959 года.
…XVI-XVII века во многих европейских странах характеризуются бурным развитием книгоиздания и картографии. Возникают картографические мануфактуры в Германии, Нидерландах, Англии. В этот период расцвета картографии были созданы первые исторические карты. Они отдельным разделом включались в атласы, например, в атлас знаменитого фламандского картографа XVI века Авраама Ортелия, работавшего в Антверпене. В 1564-1567 годах он подготовил отдельные карты мира, Европы и Азии, а в 1570 году собрал их в первый большой сборник карт под названием “Teatrum Orbis Terrarum” (“Театр Мира”). Этот объемный труд содержал 70 карт, выполненных 87 гравировщиками в едином стиле. Атлас Ортелия 1579 года впервые в истории картографии содержал три исторические карты. В атласе, изданном в 1595 году в Амстердаме, можно увидеть следующие исторические карты: “Карта стран, завоеванных Александром Македонским”, “Карта паломничеств апостола Павла”, “Карта Римской империи” и др. С 1601 года издания атласа мира Авраама Ортелия постоянно включали несколько исторических карт, в том числе карту центральной части Старого Света под заголовком “Geographia sacrа”. В сопроводительном тексте к историческим картам Ортелий пояснял, что они помогут теологам, которые хотят знать, в какой части мира вершилась Священная история, найти местоположение Земного Рая. Как отмечает Алессандро Скафи, “…карта Ортелия сдержанна и синкретична, как и его текст. Название Эдем, написанное поперек Верхнего Евфрата, появляется в Армении, но сам Рай не обозначен. Фактически Тихон отождествлен с Нилом — идея, отрицавшаяся Энеем Сильвием Пикколомини и более поздними исследователями времен Возрождения и несовместимая с Армянским раем. Более того, Ортелию удалось избежать ясной позиции по отношению к реке Фисон, дав ее имя трем рекам: Дунаю (идея Григория Назианзина), Хидаспису в Месопотамии (идея Никифора Каллиста) и Гангу”.
На картах, созданных уже в XVII-XVIII веках, Эдем показан точнее и почти в одном и том же месте, недалеко от горы Арарат. Пьер Мулляр-Сансон — представитель династии картографов в третьем поколении, внук основоположника французской картографии Николя Сансона — создал свою “Карту Земного рая по Моисею” (“Carte du paradis terrestre selon Moyse”) в 1724 году. Приняв точку зрения Калыме, он поместил Рай в Армении. На ней, как и на карте Калыме, не были указаны истоки четырех рек, считавшиеся уничтоженными после Всемирного потопа. Согласно пояснениям автора карта “датируется первым годом со дня сотворения мира”.  Наиболее наглядной картой с изображением Эдема является карта англичанина Эммануэля Боуэна, напечатанная около 1780 года. На карте Рай представлен на территории исторической Армении. Карта называется “A Map of the Terrestrial Paradise according to the author’s scheme” (“Карта Земного Рая согласно схеме автора”). Создается впечатление, что Боуэн во многом скопировал карту Калыме, присвоив авторство себе. В центре Армении размещен Эдем с горой Арарат, точечным контуром отмечены границы Рая, охватывающие территорию между озерами Ван и Урмия. Реки, вытекающие из Рая, подписаны двойными названиями: “Фисон ныне Фасис”, впадает в Черное море в месте, которое соответствует устью реки Риони. Но основное русло этой реки, берущей начало на Главном Кавказском хребте, показано неправильно. Вместо нее выделен южный приток, берущий начало в Армении. Земле Хавила, обозначенной к северу от Армении, примерно соответствует территория современной Грузии. Река “Тихон ныне Аракс” берет начало из Эдема и течет на восток, впадая в Каспийское море южнее устья Куры, которая также подписана на карте. На Араксе обозначен город Артаксата, это греческое и латинское название столицы Армении Арташата. Земля Куш указана между реками Кура и Аракс и территориально соответствует Нагорному и Долинному Карабаху. Мидия находится южнее Аракса. Достаточно точно на карте нарисованы русла Евфрата и Тигра и даны их названия. В Междуречье обозначены древние страны: Вавилония, Халдея, Ассирия. Показаны известные города древнего мира — Ур, Вавилон, Ниневия, Эдесса и др. “Карта Рая” была многократно перепечатана в разных атласах Боуэна, которые издавались с 1744 по 1780 годы.
Варианты различных карт “Земного рая” в ХVII-XVIII веках в разных странах издавали также Вугонди, Бюаш, Моксон, Стокхауз и другие картографы.
Французский картограф Робер Вугонди (1688-1766), создал свою “Карту средневекового мира” в лучших европейских традициях. На ней он показал страны Среднего Востока и Южного Кавказа, выделив Армению, которая простирается от Агванка до Киликии, от реки Кура до Средиземного моря. Точно показаны контуры морей, границы государств оттенены разноцветной кантовкой. В пределах Армений подписаны гора Арарат, города Эчмиадзин, Ереван, Нахичеван, Эрзрум и Малатия, реки Евфрат и Тигр. Аракс имеет второе название Фисон, реки Тихон на карте нет. Земной рай расположен в центре Армении, северо-западнее озера Ван. Основа исторической карты Робера Вугонди довольно точна, автор явно использовал наиболее детальные материалы картографов-современников. “Малый карманный атлас” Вугонди был издан в 1762 году.
Любопытная карта Пола Райта была напечатана в Лондоне в 1782 году под названием “Новая карта Сада и земли Эдема” в качестве иллюстрации к “Полной Британской семейной Библии”. Здесь отражены две версии расположения Рая с указанием ученых, придерживающихся той и другой версии. Земля Эдема показана возле устьев Тигра и Евфрата по соседству с изображением Вавилонской башни, а также в Армении, между истоками этих двух рек, недалеко от второго изображенного на карте библейского объекта — Ноева ковчега на горе Арарат.
В Париже в 1783 году вышла работа Филиппа Бюаша (1700-1773) под названием “Карта, знакомящая с жизнью святых”, где показаны библейские страны и отмечены имена потомков Ноя, которые обосновались в этих странах. Эдем также находится в Армении, севернее озера Ван. В пределах Рая изображена гора Арарат с Ноевым ковчегом на вершине. Различными цветами окрашены территории государств: Армении, Мидии, Ассирии, Месопотамии, Вавилонии, Арама (Сирии), Элама (Персии), Иудеи…