«Я не верю в нашу интеллигенцию…»
Как ни крути, а Новый год на носу! Уходящий не принес армянскому этносу радостей, но печалей – с лихвой. Тем не менее через несколько дней и они станут историей. Пока же народ во всю тратит деньги, собирается по возможности сытно покушать, а на десерт попробовать медовую лапшу от варчапета. Чем он будет похваляться в этот раз, сказать невозможно. Неужели опять обвинит в неудачах врагов бархатной революции.
Их не счесть. Но имеем то, что имеем. Вот если варчапету довелось бы командовать Швейцарией или каким-нибудь захудалым штатом или вилайетом, ему было бы поспокойнее. Да и сейчас спокойно, ведь никто громкого слова поперек не говорит. Прежде всего интеллигенция – сливки общества – по-нашему, мтавораканы. То есть люди, зарабатывающие умственным трудом и фонтанирующие мыслями. Но поскольку этот самый труд оплачивается по минимуму, люди предпочитают помалкивать или вовсе молчать, чтобы и этого не лишиться. Мало ли что… Они самые безропотные овцы из всего стада.
Прилюдно молчат, но в узком кругу шельмуют власть, почем зря. Нелицеприятно и нецензурно. И ведь есть за что: Арцах революционерам уже не мешает, арцахцы перебрались в Армению и улучшили статданные. Так что флаг в руки и вперед. Тем не менее общество, разделенное на белых и черных, пребывает в подвешенном состоянии, но это не больно. С белыми все ясно: крепкие, надежные борцы – оплот власти. Головная боль – черные, те, что мтавораканы. А они что? Переживают ин6теллектуальный паралич. Ульянов-Ленин обозвал интеллигенцию гнилой, позаимствовав определение у Александра III. Омерзительные слова.
Отечественные мтавораканы впали в ступор. Может быть, по причине генетической памяти, восходящей к 1915 году и к году 1937, когда полегли сотни армян-мтавораканов и советско-армянской интеллигенции. Потому они оробели в наши дни, напрочь забыв о своей исторической функции, что они голос совести, борцы за правду и т.д., и т.п. Армянская интеллигенция уютно устроилась в темном углу, дело, которым они занимаются, не представляет угрозы для власти, ей до них и дела нет. Мтавораканы молчат в предварительно розданные тряпочки, что очень удобно. Права голоса их вроде бы не лишили, но разве их голос, если его подать, можно услышать? Где мыслящему интеллигенту, к тому же робкому как полевая мышь, повысить голос и сеять разумное, вечное и честно рассказать родному народу об опасностях или о мутных перспективах, грозящих Армении? На Первом армянском ТВ отпадает. Петрос – верный страж бархатной революции – точно не позволит. Остаются маломерные газеты. На площади эфемерной Свободы? Там тоже не дадут умасленные силовики, которым в очередной раз повысят жалование. Если же что-то не так и не там, то создадут некомфортные условия для жизни и работы, еще более, чем нынешние. Очевидно, что армянского «философского» парохода, как представляется, не будет, но способ избавиться от наиболее горячих «сеятелей» найдется.
Но не все так мрачно. Во всю озвучивают свои мыслишки некоторые мтавораканы в первом поколении, приближенные к власти и с амбициями, идущими из глубины веков. И поскольку классики сошли со сцены, эти, суррогатные, звучат как кукла чревовещателя.
Замечательный русский интеллигент академик Дмитрий Лихачев считал, что интеллигенция была врагом советской власти и питала отвращение к деспотизму. У наших псевдомтавораканов другая позиция: традиционного деспотизма нет, а то, что есть, в самый раз. Их устраивает. Как ни грустно, но пришло время подобных шустрых и улыбчивых говорунов третьей волны. Печально. Но ведь могут же, положим, творческие союзы собраться и создать некий текст с изложением своей позиции о настоящем и будущем страны, текст, отличающийся от позиции официальной, николовской. То же не грех сделать научной и вузовской общественности, да и всем прочим общественностям. Некие документы с вопросами на тему что и когда грядет на армянской библейской земле. Но консолидированных действий, вполне мирных, пока нет. Будут ли – большой вопрос. Как и то, обратит ли на них внимание власть, варчапет, он же главный идеолог-мыслитель, главнокомандующий и главный кадровик страны. Сидеть и негодуя ждать несбыточных милостей тоже глупо. Но куда деваться-то? Потому и всплыли в памяти слова благороднейшего Антона Чехова: «Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную и ленивую, не верю, даже когда она страдает и жалуется…» Писано это в 1899 г., но, оказалось, на все времена и на все случаи жизни. Впрочем, не все наши мтавораканы подобны чеховским, есть и другие.
С Новым годом, мтавораканы, и впредь не робейте!
Карэн МИКАЭЛЯН
Новый год от Рубена Мнацаканяна
Известный нашим читателям дизайнер-карикатурист не мог не среагировать на Новый год и сделал несколько весёлых картинок. Ведь как бы ни легли армянские карты, праздник был и остается праздником.