Как в районе «Ерорд мас» переплелись искусство и «криминал»

Этот район Еревана, получивший сначала название Сталинский, строили, будто отдельный город, промышленную его часть. «Ерорд мас» («третий участок») вместе с «первым» был гигантским для Армении конгломератом крупных и средних заводов, с жилыми кварталами и инфраструктурой, и не воспринимался как окраина: город в городе.

Ереван в то время (да и сейчас), в принципе, был городом небольшим по площади, что отчасти обусловлено и рельефом местности. Поэтому понятие «заводской окраины» для районов, получивших название «первого» и «третьего» участков, не совсем подходило хотя бы географически. А если отвлечься от географии, то какая же это окраина, когда в 6 вечера в будние дни с работы выходили многие десятки тысяч людей из громадины «Наирита», мясокомбината, завода «Закавказкабель», «Армэлектромаша» и массы других предприятий?

Большая часть из них проживала недалеко от места работы, как раз в Шенгавите и на «третьем участке», выросшим и благоустроенным как-то сразу и без раскачки. Шикарная по тем временам площадь Спандаряна, ставшая центром района, могла бы и сегодня быть не менее привлекательной, если бы ей уделялось хотя бы небольшое градостроительное внимание.

Шесть улиц отходят от площади, и минимум две из них смело можно назвать «транспортными артериями» армянской столицы. Одна такая артерия, по которой когда-то ездили трамваи, притормаживавшие у площади и заботливо ее, кокетливую тогда, огибавшие, проходит рядом с Ереванским водохранилищем. Отвыкшие от больших водоемов жители столицы называют его еще озером и даже морем, а создали его очень просто: в 1966 году завершились работы по перекрытию русла реки Раздан, и вода разлилась на заранее подготовленном месте.

Когда-то водохранилище было местом отдыха ереванцев – и купались, и детей на лодках катали. Захирело все с началом 1990-х, а потом на одном из берегов водрузилось бескрайнее американское посольство, и да – детей сюда лучше не водить.

Рядом с озером проходит проспект Багратуняц, он рассекает площадь и продолжается дальше, к заводам «первого участка». Сама площадь Спандаряна приобрела в свое время станцию метрополитена прямо под собой и, к сожалению, чуть ли не единственный действительно завершенный архитектурный ансамбль Еревана был потерян безвозвратно. Исчез пышный сквер, и это была уже другая площадь.

Сама площадь стала как бы крышей для нижней территории, имеющей форму эллипса. Здесь, прямо у выхода из метро, располагалась целая торгово-развлекательная зона, с театром, магазинами, киосками и кафе. Сейчас там сплошные магазины, торгующие всем, кроме снеди.

«Третий участок» приобрел славу неблагополучного в криминогенном отношении района – это, видимо, было обусловлено психологией людей, здесь расселенных: рабочий класс, в основном.

Социалистический труд – трудом, но рабочие кварталы во всех городах мира далеки от манерности и изысканных расшаркиваний, и на «третий участок» не рекомендовалось соваться без надобности, а раз уж сунулся, то веди себя максимально скромно.

Впрочем, просто так, из любви к искусству, там, как и во всем Ереване, крайне редко кого-нибудь задевали, для этого нужно было постараться самому. Сейчас, поскольку за неимением заводов «рабочего класса» больше не существует, изменился и сословный состав здешнего населения: например, многие жители центра, продав свое дорогое жилье, переселились сюда, в относительно дешевые квартиры.

Улица Нжде ведет к бывшему универмагу и бывшему же кинотеатру «Айреник». Универмаг этот всегда отличался от других, даже центрального: здесь можно было встретить товары, каких не было больше нигде, ассортимент был шире, да и качество лучше. Сюда приезжали со всех концов Еревана за одеждой и особенно обувью. Здесь в течение нескольких дней можно было купить, например, виниловый диск группы АВВА, который в других магазинах заканчивался в течение 15 минут. Школьниками мы покупали здесь хоккейные клюшки, из хорошего дерева – таких не было даже в магазинах спорттоваров. Тогда ведь во дворах играли, представьте, в хоккей: зимы были мягкими и снежными в основном.

Кинотеатр «Айреник» – это отдельная песня, главное городское средоточие фильмов про ковбоев с индейцами и индийских мелодрам. Более того, это был, кажется, единственный в городе кинотеатр, который периодически демонстрировал арабские фильмы, оттого и пошла сентенция о том, что фильмы делятся на 4 категории: хорошие, плохие, индийские и египетские. Сейчас там не показывают никаких.

Здание кинотеатра было построено по проекту Григора Агабабяна и сдано в 1951 году. На первом сеансе показали «Падение Берлина», тогда же был зарегистрирован первый аншлаг, повторявшийся потом чуть ли не ежедневно, особенно на показах шедевров индийской кинематографии.

Народ ломился на всякую «Зиту и Гиту», а когда привезли индийского же «Бродягу», дошло до поножовщины в очереди, и это несмотря на то, что у касс постоянно дежурила милиция. Был, правда, один дедушка, звали его, кажется, Перч – он, если был здоров, приходил на первый утренний сеанс и заходил на все остальные, выходя лишь покурить в перерывах. Его пропускали без билета – какой билет для местной достопримечательности?

Справедливости ради нужно сказать, что на «Графа Монте-Кристо» или что-нибудь с Чингачгуком тоже бывала давка, но все же не такая, как на песни и пляски народов Индии, да и ажиотаж быстрее проходил.

…Сюда, к заводам и рабочим кварталам, транспорт ходил, как часы – уехать с клюшкой или заветной пластинкой можно было без проблем. К тому же для тех, кто жил в противоположном конце города, это недолгое путешествие было своеобразной экскурсией: если на трамвае – подольше, а на автобусе или троллейбусе – чуть быстрее, но всегда через весь город, от рабочих кварталов, сквозь неспешный и чинный центр, к утопающим в зелени и совсем уж полусонным северным районам Еревана. Минут сорок, максимум.

Рубен ГЮЛЬМИСАРЯН