Как сын армянских эмигрантов стал самым копируемым в мире ювелиром-новатором: Жан Вандом

ДИАСПОРА25/12/2021

У дизайна много отцов и матерей – новаторов, первооткрывателей, которые сделали мир вещей таким, каким мы его знаем. Однако, когда речь идет об инновационном подходе в создании украшений, европейские исследователи в один голос называют одно имя: Жан Вандом. Он постиг тайны кристаллов, он разрушил старые традиции, чтобы создать новые, он делал кольца, подразумевая космические корабли, и колье, рассказывающие о городах будущего. Он знал, что такое «цвет свободы»…

От изгнания к славе

Эскизы Жана Вандома.

Эскизы Жана Вандома.

«Отец современного ювелирного дизайна» родился в 1930 году в Лионе, в большой и дружной семье, чудом выжившей во время геноцида армян в Османской империи. Тогда их спасло… творчество. Айкануш, бабушка Вандома, была прославленной ткачихой, а ее младший брат оказался единственным фотографом в районе. Таких уважаемых людей трогать не стали – до поры. Пользуясь своим положением, впрочем, довольно шатким, Айкануш укрывала в своем доме десятерых соотечественников. В 1922 году, через Грецию, окольными путями, семья под предводительством бабушки сумела выбраться во Францию – и началась совсем другая история.

Брошь и колье от Жана Вандома.

Брошь и колье от Жана Вандома.

Ту часть жизни, в которой он был любопытным мальчиком, помогающим своему дяде в ювелирной мастерской, Жана Вандома звали иначе – Оган Тударян. Ранний старт (рисовал он едва ли не с рождения, в мастерской буквально жил с тринадцати) и горячая любовь к искусству сыграли свою роль: в семнадцатилетнем возрасте Тударян открыл собственный ювелирный бизнес на Монмартре. Правда, неофициальный – он был слишком юн, чтобы получить разрешение на занятие предпринимательством, к тому же пока ему приходилось создавать украшения по чужим эскизам. Однако, дождавшись совершеннолетия, юноша постепенно начал воплощать в жизнь собственные идеи. Главным героем его работ стал камень.

Воображение вместо денег

Колье с кристаллами.

Колье с кристаллами.

Тударян – впрочем, теперь уже Жан Вандом, в честь знаменитой площади, — не особенно ценил кристальную чистоту и прозрачность, его интересовали неожиданные вкрапления, сложные переходы, необычные оттенки… А еще эти фантастические камни, похожие в срезе на пейзажи сказочных земель или далеких планет, были попросту дешевле.

Ацкент Вандом делал на выразительность камней.

Ацкент Вандом делал на выразительность камней.

«Я использовал все свое воображение, чтобы компенсировать недостаток средств», — говорил впоследствии Вандом. Белый кварц, «арбузный» турмалин, агат – крупные камни с необычными текстурами были обработаны минимально, чтобы сохранилась их природная красота. Тогда, в преддверии пятидесятых, еще никто так не работал.

Украшения с кристаллами сложных оттенков.

Украшения с кристаллами сложных оттенков.

Это потом, когда имя Жана Вандома перестанет греметь по всему миру, молодые ювелиры семидесятых годов «переоткроют» его любимые приемы и назовут себя революционерами, бунтарями, не зная или не помня, что никто не любил естественность камня так, как он. Но Вандому это нравилось. «Все идеи созданы для того, чтобы развиваться у других», — говорил он, отказываясь оформлять патенты и бороться с копированием своих работ. Так Жан Вандом стал самым копируемым ювелиром в истории… и это делало его счастливым.

Революция Жана Вандома

Вандом был пионером в использовании аммонитов и эффекта необработанного золота.

Вандом был пионером в использовании аммонитов и эффекта необработанного золота.

Разумеется, творческий бунт Вандома не ограничивался открытым пренебрежением качеством камней – вернее, теми их свойствами, которые были показателями качества в ювелирном искусстве тех лет. Помимо использования поделочных камней в сочетании с золотом, Вандом ввел в дизайн украшений принципиально новые материалы — ветви кораллов, раковины моллюсков, клешни краба и даже кости динозавра (их он использовал для запонок генерала де Голля по заказу его супруги).

Справа колье с использованием раковин.

Справа колье с использованием раковин.

Своим композициям из камней и металла он пытался придать определенную архитектурность, схожую с очертаниями современных построек. Но вдохновлялся всем подряд. Стоило ему побеседовать с исследователем Арктики Полем-Эмилем Виктором, и на свет появились две коллекции украшений, которые ювелир посвятил Северному и Южному полюсам.

Украшения от Жана Вандома.

Украшения от Жана Вандома.

Среди друзей и горячих поклонников таланта Вандома числились люди эксцентричные, смелые и не менее одаренные – Жан Кокто, Виктор Вазарелли, Василий Кандинский. Кокто, и сам успешный во многих областях, часто вдохновлял своих приятелей на новые открытия. Так случилось и с Вандомом, который вместе с ним придумал технику работы с «необработанным» (а на самом деле просто обработанным особым способом, позволяющим создать аморфную, будто случайную форму) золотом.
Одно из самых интересных решений, предложенное именно Вандомом – «вертикализация» колец, использование крупных, возвышающихся над кистью руки кристаллов.

Футуристические вертикализированные кольца.

Футуристические вертикализированные кольца.

Кольца с отсылками к модернистской архитектуре.

Кольца с отсылками к модернистской архитектуре.

Кроме того, Вандом первым начал создавать украшения-трансформеры, количество вариаций в которых могло достигать двадцати. В девяностые годы ювелир предпочитал использовать еще более редкие и странные камни с насыщенными оттенками – глубокий синий и мерцающий фиолетовый он называл «цветами свободы».

Кольца с кристаллами и срезами камня.

Кольца с кристаллами и срезами камня.

Он работал шесть дней в неделю, выполняя каждое украшение от и до, причем очень быстро. Ювелир считал, что красота рождается спонтанно – чем меньше тратишь времени, тем лучше результат. А вот рисовал и что-то придумывал непрерывно, в его голове постоянно блуждали все новые и новые идеи. Даже в последние дни жизни, прикованный к постели, он потребовал, чтобы ему установили в палате стол, немедленно дали альбом и карандаш… Жан Вандом был из тех людей, кто творит до последнего вдоха. Буквально – до последнего.

Послесловие

Жан Вандом скончался в 2017 году, но оставил миру не только тридцать тысяч фантастических украшений, но и продолжателя своего дела – сына, Тьерри Вандома. Тьерри с детства наблюдал за работой отца и более двадцати лет был его подмастерьем – прежде, чем нашел в себе смелость выйти из тени и творить собственную историю. Их работы в достаточной степени похожи – в первую очередь, трепетным отношением к материалу и смелым геометризмом, но в том, что делает Тьерри, меньше футуризма и больше лирики. Многие свои работы он посвящает Армении, стране, которую впервые посетил уже взрослым и теперь возвращается к подножию Арарата все чаще. Тьерри – один из главных пропагандистов армянской культуры во Франции, а к фамилии «Вандом» прибавлена еще одна, как признание в любви исторической родине – Тударян.

Текст: Софья Егорова

РЕКЛАМА

Бесплатные объявления Армении!!!