Италия борется с сувенирами, посвященными гениталиям Давида Микеланджело

«Давид» Микеланджело с момента его завершения в 1504 году был выдающейся скульптурой в Италии. Но в нынешнюю эпоху быстрых денег кураторы обеспокоены тем, что религиозное и политическое значение мраморной статуи принижается из-за тысяч демонстрирующих гениталии Давида магнитов на холодильник и других сувениров, продаваемых по всей Флоренции.

Сесилия Холлберг, галерист Академии, позиционирует себя как защитницу Давида, выступая против тех, кто наживается на его имидже, часто способами, которые она считает «унизительными», пишет британская The Independent, сравнивая её с самим Давидом, выступающим против Голиафа безудержного капитализма с его армией уличных торговцев и владельцев сувенирных магазинов, продающих фартуки с обнаженной фигурой статуи, футболки с ее непристойными жестами и вездесущими статуэтками.

По указанию Холлберг прокуратура Флоренции возбудила серию судебных дел, ссылаясь на кодекс культурного наследия Италии, который защищает художественные сокровища от пренебрежительного и несанкционированного коммерческого использования. По словам Холлберг, с 2017 года Академия выиграла сотни тысяч евро (долларов) в качестве компенсации за ущерб.

Холлберг выиграла судебные иски против GQ Italia за наложение лица модели на тело Дэвида, а также за дерзкую флорентийскую версию сумки Le Pliage от люксового модного бренда Longchamp с интимными деталями Дэвида. «Во всем мире была огромная радость по поводу этой поистине уникальной победы, которую нам удалось достичь, и со всего мира нам стали посылать запросы с просьбой дать совет, как двигаться дальше», — сказала она.

Не без дебатов последовали судебные иски по защите шедевров в других музеях, в том числе «Витрувианского человека» Леонардо, «Давида» Донателло и «Рождения Венеры» Боттичелли.

Эти решения бросают вызов широко распространенной практике, согласно которой права интеллектуальной собственности защищаются в течение определенного периода, прежде чем они станут общественным достоянием — в течение жизни художника плюс 70 лет, согласно Бернской конвенции, подписанной более чем 180 странами, включая Италию.

В более широком смысле эти решения поднимают вопрос о том, должны ли учреждения быть арбитрами вкусов и в какой степени ограничивается свобода выражения мнений.

«Это поднимает не только юридические вопросы, но и философские вопросы. Что означает культурное наследие? Насколько сильно вы хотите дать учреждениям контроль над идеями и изображениями, находящимися в общественном достоянии?», — сказал Томас С. Данцигер, юрист арт-рынка из Нью-Йорка.

В судебных делах обсуждается, нарушает ли закон Италии директиву Европейского Союза 2019 года, в которой говорится, что любое произведение искусства, больше не защищенное авторским правом, становится общественным достоянием, а это означает, что «каждый должен иметь право создавать, использовать и делиться копиями этого произведения».

Комиссия ЕС не занималась этим вопросом, но ее представитель сообщил агентству AP, что в настоящее время она проверяет «соответствие национальных законов, реализующих директиву об авторском праве», и рассмотрит, не мешает ли кодекс культурного наследия Италии ее применению.