Фестиваль «Классики современности» в Армении назовут в честь Кшиштофа Пендерецкого

Культура30/06/2022

Фестиваль композиторского искусства «Классики современности» будет носить имя польского композитора ХХ века Кшиштофа Пендерецкого. На фестивале проходят концерты, на которых исполняют сочинения современных композиторов, а также выступают известные армянские коллективы на одной сцене с мировыми знаменитостями. Кшиштоф Пендерецкий всегда помнил о своих армянских корнях по линии матери, поэтому испытывал особенную привязанность к Армении. Связи композитора и его жены Эльжбеты Пендерецкой с Арменией усилились благодаря дружбе с Государственным симфоническим оркестром Армении и частым визитам в страну в поздние годы его жизни. Пендерецкий также не был равнодушен к армянской истории — в 2015 году он написал «Псалом №3» к столетию памяти жертв Геноцида армян. «Мы уверены, что, нося имя легендарного композитора, Фестиваль современной классики им. Пендерецкого приобретет еще большее символическое значение и международное признание, сохранив память о его теплых отношениях с Арменией», — говорится на странице фестиваля в социальных сетях.

Открытие фестиваля состоится 9 июля в концертном зале «Арам Хачатурян». В сопровождении Государственного симфонического оркестра Армении исполнят произведения Арво Пьярта, Кайи Саариахо и Себастьяна Фагерлунда. Дирижер — финский музыкант Ханну Линту.

Источник: tatarstan-symphony.com

Следующий концерт в рамках фестиваля пройдет 16 июля. Там уже исполнят произведения самого Кшиштофа Пендерецкого. Симфонический оркестр Армении под управлением Сергея Смбатяна выступит вместе со скрипачкой Летицией Морено.

Фестиваль Пендерецкого закроется 19 июля концертом под названием «Молитвы». На нем пройдут сразу две премьеры произведений современных композиторов: Девятой симфонии Валентина Сильвестрова и Хоровой пассакалии Карла Дженкинса, которая посвящена памяти жертв 44-дневной войны в Арцахе. Также исполнят сочинение Тиграна Мансуряна «Исповедую с верой» и выступят баритон Аксель Давеян в сопровождении Оркестра Армении (дирижер — Сергей Смбатян) и Национальная академическая хоровая капелла Армении (художественный руководитель и дирижер — Ованес Чекиджян). Кшиштоф Пендерецкий умер 29 марта 2020 года в Кракове в возрасте 86 лет.

***

Старинная открытка. Дебица. Источник: kehilalinks.jewishgen.org
Старинная открытка. Дебица. Источник: kehilalinks.jewishgen.org

Армянская бабушка Кшиштофа Пендерецкого. Памяти великого композитора

Во многих интервью композитор упоминал, что родился он в многонациональной семье. Бабушка Пендерецкого была армянкой — её звали Евгения Шилкиевич. Дедушка был по национальности немцем. Сам Кшиштоф вырос в еврейском местечке — небольшом городке Дембица в Польше. Население Дембицы, меньше пятидесяти тысяч человек, составляли в основном хасиды. Город находится на юго-востоке страны, недалеко от Кракова, а также украинского Львова и словацкого Прешова. Кшиштоф Пендерецкий вспоминал, что не является евреем, хотя в городке, где он вырос, было около семидесяти процентов евреев, и в детстве он даже немного говорил на идише.

Армянская церковь в Ивано-Франковске. Источник: commons.m.wikimedia.org
Армянская церковь в Ивано-Франковске. Источник: commons.m.wikimedia.org

Бабушка Евгения из Станислава

Рассказывая о бабушке, Кшиштоф вспоминал, что отец её был армянином. Евгения Шилкиевич не говорила по-армянски, однако дома у неё все было устроено по армянским традициям. Она родилась в восточной Польше, в Станиславе — так город назывался до начала Второй мировой войны. Когда 17 сентября 1939 года советские войска заняли восточную часть Польши, он сначала был переименован в Станислав, а с 1962 года стал называться Ивано-Франковск. Сейчас город находится на территории Украины.

Молодой маэстро. Источник: radiovan.fm
Молодой маэстро. Источник: radiovan.fm

Согласно источникам, город был заложен в 1662 году. Крупная армянская община проживала в городе со дня основания. В городе было много армян-католиков, и даже первое здание армянско-католического костела Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии было построено в 1669 году представителями этой общины. Костёл изначально был деревянным, а потом его перестроили — сейчас собор расположен в центре Ивано-Франковска — это архитектурная жемчужина в стиле барокко. В XIX веке, согласно имеющимся документам, число армян достигло десяти процентов всего населения города.

Композитор с большой нежностью вспоминал свою армянскую бабушку. «Она была замечательным человеком, очень теплым. И заботливой бабушкой. Мы с ней были очень близки — ведь мы долгое время жили в одном городе».

Прожила армянская бабушка Кшиштофа Пендерецкого больше 95 лет. Некоторое время она обитала в Силезии, в городе Забже. Даже в преклонном возрасте Евгения выглядела прекрасно, была удивительно добра. Она была благочестивой католичкой. Приезжала из Дембицы по воскресеньям в армянский собор Кракова — на мессу — исповедаться и причаститься. По словам Эльжбеты, супруги Кшитофа Пендерецкого, умерла Евгения Шилкиевич в 1967-м или 1968 году.

Источник: franciszkanska3.pl

На протяжении своей жизни Кшиштоф Пендерецкий много раз бывал в Армении. Эльжбета Пендерецкая утверждала, что композитор бывал в Армении, по крайней мере, четыре раза — приезжал в страну, когда там исполняли его произведения или когда его приглашали дирижировать. Говоря о своих корнях, Пендерецкий любил повторять, что чувствует, что часть его находится в Армении, а часть в Германии. А ещё для него являются родными города, где жила его бабушка и где родился его отец.

Однажды, пребывая в Армении, Пендерецкий попросил Сергея Баласаняна передать ему партитуру армянской мессы. Эльжбета Пендерецкая рассказывала, что композитор написал произведение о Геноциде армян. Это было произведение «а капелла», созданное к юбилею Геноцида. По мнению супруги маэстро, там чувствуется влияние армянской музыки — скорее всего, оно написанное под впечатлением армянской мессы.

Действительно, у Пендерецкого есть произведение «Третий псалом», написанное к столетию Геноцида армян. «Третий псалом» прозвучал в исполнении хора в мае 2015 года в зале Карнеги-холл в Нью-Йорке. Исполнял хор «Овер» (Հովեր). Концерт был приурочен к трагичному юбилею Геноцида. За основу взят 3 псалом из священной библейской книги «Псалтирь». В этом псалме царь Давид взывает к Богу с мольбой призреть на его страдания, в надежде получить утешение.

Армянский музей Москвы и культуры наций