Еврейский край, а евреев почти нет

Архив 201216/10/2012

Андрей Засорин, духовный глава общины в старой синагоге в столице российской Еврейской автономной области. Вновь обратившийся к вере еврей, он обрел Бога, проведя 23 года в тюрьме за ограбление…
Елена Сарашевская, редактор местной газеты “Биробиджанер Штерн”, в которой до сих пор две-три страницы в неделю печатаются на идиш, — не еврейка. Она потомок казаков, но вышла замуж за еврея и в колледже научилась читать и писать на идиш. Самоопределение — очень сложный вопрос на идеалистичной еврейской родине, созданной Сталиным в кишащей комарами болотистой местности на Дальнем Востоке за 20 лет до основания государства Израиль…
Учитывая разрыв между духом города и его духовностью, не говоря уже о сокращающейся численности людей, называющих себя евреями, наблюдатели уже многие десятилетия предсказывают закат Еврейской автономной области. Однако и в Нью-Йорке, и в Иерусалиме или на этом клочке земли у границы с Китаем, евреем является тот, кто поступает как еврей…
В отличие от других мест, которые на протяжении многих лет рассматривались как вариант региона для переселения евреев, например Уганда, Аляска или Япония, Биробиджан нельзя списать на задворки истории или проигнорировать. Хотя он и не стал сельскохозяйственной социалистическо-еврейской утопией, Биробиджан остается еврейским городом.
Старая синагога — ветхое одноэтажное деревянное строение — все еще действует, в середине 90-х годов ее закрывали на несколько лет. Новая синагога, построенная при финансовой поддержке любавичского хасидского движения, возведена в центре города рядом с еврейским общинным центром. Улица Шолом Алейхема остается главной в городе, а статуя “Скрипач на крыше” по-прежнему встречает посетителей концертного зала.
Еврейское население, несомненно, сократилось: евреи составляют менее 7% от 76 тыс. жителей Биробиджана и менее 2% от общего населения области. Однако в Еврейскую автономную область вернулись некоторые из тех, кто уехал в Израиль после развала Советского Союза…
Среди вернувшихся Гершон Рисс. Его 22-летний сын Элияху теперь раввин в новой синагоге. “В 2004 году мы приехали сюда в отпуск после долгих лет отсутствия, — рассказывает господин Рисс. — Мы увидели новые дома, новую красивую синагогу и возрождение еврейской культуры”…
Но было бы преувеличением говорить о возрождении края. Дочь и внуки старейшего уроженца Биробиджана Вилена Арнаполина ассимилировались, и в паспортах они записаны как русские, а не как евреи. Его 18-летняя внучка Влада Якшина учит не идиш, а китайский язык…

The International Herald Tribune, Нейи-сюр-Сен, Франция