ЕВРЕИ В АРМЕНИИ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

В печати, в том числе израильской, нередко муссируется, скажем так, сложность отношений между Арменией и Израилем, которые имеют свои корни. Один из них, самый веский — это факт непризнания израильским кнессетом совершенного Турцией в 1915 г. Геноцида армян. Казалось бы, именно Израилю, испытавшему на себе Холокост, следовало бы в числе первых признать факт первого в истории умышленного убийства миллионов людей по национальному признаку. И хотя многие простые люди в этой стране не раз выражали свое сочувствие и отношение к этому факту, руководство Израиля упорно не желает признавать его на государственном уровне. В Армении же Холокост признан давно, в Ереване построен мемориал в память еврейского Холокоста. Признанию же Геноцида Израилем мешают, видимо, не только политические мотивы, но и очень уж добрососедские, можно сказать, сердечные отношения с Турцией и Азербайджаном, с которыми, кроме прочего, Израиль связывает военное сотрудничество а также поставки в эти страны израильского вооружения.

С другой стороны, стоило бы отметить, что в отличие от армяно-азербайджанских, армяно-израильские отношения имеют многовековую историю. И вовсе не случайно, что в Израиле есть армянская община, что в Иерусалиме сохранилось немало армянских памятников. И тот факт, что сегодня в Армении проживает пусть и малочисленная еврейская община, тоже вовсе не случаен. Ведь судя по историческим документам, на территории Армении евреи жили с глубокой древности.

О том, как и когда они попали в Армению, рассказывает предлагаемая статья.

Историческая Армения

Существуют исторические записи, свидетельствующие о присутствии евреев в языческой Армении до распространения св. Григорием Просветителем в регионе христианства в 301 г. н.э. Раннесредневековые армянские историки, такие как Мовсес Хоренаци, считали, что в период завоевательных войн армянский царь Тигран Великий (95–55 до н.э.) привел с   собой около 10 000 еврейских пленников. Немало евреев пришли в Армянское царство, включавшее и так называемую Великую Армению, когда царь отступил из Иудеи из-за нападения римлян на Армению (69 г. до н.э.). Таким образом уже с 1 века до н.э.  Армению заселяло довольно большое число евреев. Важным торговым центром для евреев стал, в частности, город Варткесаван. Так была сформирована еврейская община Армении. Как и все остальное население страны, евреи Армении также пострадали от последствий попыток региональных держав разделить и завоевать страну. К 360–370 годам нашей эры иммиграция евреев-эллинистов в Армению резко возросла, а многие армянские города стали преимущественно еврейскими. В этот период (4 век нашей эры), после завоевания Армении Сасанидским царем Шапуром II , тысячи еврейских семей были депортированы из Персидской Армении и переселены в Исфахан (современный Иран).

Еврейское кладбище у села Ехегис, 13 век

В 1912 году археолог Николай Марр заявил, что в 1910 году в селе Ехегис было обнаружено надгробие с надписью на иврите. Благодаря исследованиям, проведенным в  в селе Ехегис провинции Вайоц Дзор Армении, были обнаружены останки средневекового еврейского кладбище, принадлежащего ранее неизвестной еврейской общине. В 2000 году группа археологов из Еврейского университета Иерусалима провела раскопки на южной стороне реки Ехегис, прямо напротив одноименной деревни, где было обнаружено еврейское кладбище с 40 надгробиями, на которых были надписи на иврите, датируемые 1266 и 1497 г.г. И лишь одно слово не на иврите («хаваджа») указывало на происхождение, на корни той обшины. Израильский археолог Михаил Носоновский заявил тогда, что «слово хаваджа имеет персидское происхождение и по всей вероятности указывает на то, что поселившиеся в Ехегисе евреи прибыли из Персии и сохранили персидский в качестве разговорного языка. Библейские цитаты и талмудические формулы свидетельствуют о высоком уровне обучения в общине». Группа армянских и израильских археологов и историков проводила в этом месте раскопки также в 2001 и 2002 годах и обнаружила еще 64 надгробия. Некоторые из них украшены мотивами царства Орбелянов. Археологи также обнаружили три мельницы, которые предположительно доказывают, что у общины мог быть свой, скажем так, «бизнес». Дело в том, что в те времена одна мельница могла прокормить сразу несколько семей. На двух из двадцати этих надгробий были надписи на арамейской языке, остальные же все на иврите. Самое старое надгробье датировано 1266 годом, а самое позднее — 1336/7 г.

 В 1828 году русско-персидская война подошла к концу, и по Туркменчайскому мирному договору Восточная Армения (ныне Республика Армения ) была присоединена к Российской империи. После этого туда стали прибывать польские и иранские евреи, а также субботники (субботники – это русские крестьяне, изгнанные на окраины царской России в годы правления Екатерины II. Они были иудействующими христианами и в основном обращались в господствующий иудаизм или же ассимилировались). С 1840 г. они стали создавать, в том числе и в Ереване, общины ашкенази и мизрахи,. До 1924 года сефардская синагога Шиек Мордехай была ведущим учреждением еврейской общины.

Согласно переписи населения Российской империи 1897 года, в Александрополе (Гюмри) проживало около 415 человек, и 204 в Эривани (Ереван ), родным языком которых был «еврейский», и значительно меньше евреев жило в других местах: 6 в Вагаршапате , 15 в Ново-Баязете. В других населенных армянами районах Российской империи, которые сейчас находятся за пределами Армении, количество говорящих на еврейском языке было следующим: 4 в Шуше (Карабах), 93 в Елизаветполе (Гянджа , Азербайджан), 4 в Игдыре (ныне Турция), 424 в Карсе (Турция), 111 в Ардахане (Турция), 189 в Ахалкалаки (Грузия), 438 в Ахалцихе (Грузия), 72 в Шулавери( Грузия).

Что касается Западной Армении (Турецкая Армения), то согласно официальным османским данным за 1914 год 3822 еврея жили в шести вилайетах, в которых проживало значительное количество армян: 2085 в Диярбекирском вилайете , 1383 в Ван Вилайет , 344 в Сивас Вилайет, 10 в Эрзурум Вилайет и ни одного в Битлисе и Мамурете -ул-Азиз (Харпут). В исторической Киликии было еще 317 евреев: 66 в Адана Вилайет и 251 в Мараш Санджак.

Русские еврейские общины масштабно переселились в Армению в советский период. Движущей силой столь большого переселения было желание жить в атмосфере терпимости, которая отсутствовала в Российской ССР или Украинской ССР, но присутствовала в Армении.

После Второй мировой войны еврейское население Армении выросло примерно до 5 000 человек. А к 1959 году численность еврейского населения в Советской Армении достигла своего пика — около 10 000 человек. В период с 1965 по 1972 год в страну хлынула еще одна волна еврейских иммигрантов, в основном интеллигенция, инженеры и военные. Эти евреи прибыли из России и Украины, их, как уже было отмечено, привлекло терпимость и более либеральное общество. Однако с распадом Советского Союза многие из них уехали из страны, в том числе и из-за Нагорно-карабахского конфликта . В период с 1992 по 1994 годы более 6000 евреев иммигрировали в Израиль из-за политической изоляции и экономической депрессии в Армении. В 1995 году в Ереване был основан Дом Хабада.

Сегодняшний день

В Армении в настоящее время проживает по разным оценкам от 300 до 500 евреев, в основном в столице Ереване , где воздвигнут мемориал Холокоста. Большинство живущих в Армении евреев имеет ашкеназское происхождение, и лишь небольшая часть их мизрахи и грузинские евреи. Существует также крошечная община субботников (иудаистское сообщество, которое произошло от молокандуховных христиан). В настоящее время духовным лидером еврейской общины в Ереване является главный раввин Гершон Бурштейн из Хабад-Любавич , а общественно-политические вопросы решает Еврейский совет Армении. Еврейскую общину возглавляет Рима Варжапетян-Феллер, которая еще январе 2015 года заявляла, что «еврейская община чувствует себя в Армении защищенной, что власти уважают наши права, культуру и традиции». Как подчеркнула тогда Римма Варжапетян-Феллер, в «Армении нет антисемитизма, и у нас хорошие отношения с армянами. Конечно, у общины есть определенные проблемы, которые проистекают из общей ситуации в стране».