«ЕСЛИ СПИТ ОН В КОЛЫБЕЛИ – РЕЖЬ СКОРЕЕ, НЕ ТЯНИ…»

Уничтожение любых следов армянского присутствия» в Нагорном Карабахе

Министерство культуры и туризма Республики Азербайджан не раз и не два делало заявления, подталкивающие к той мысли, что если человек произошел от обезьяны, то культура, скорее всего, от Азербайджана.

Кто спорит: наши соседи известны не только отменными восточными сладостями, но и памятниками материальной культуры. Но не в таком же несметном количестве?!
Здесь я обращусь к фрагменту одного из заявлений, сделанных в свое время азербайджанским Минкультом. Слушайте и запоминайте!
 «На территории Азербайджана (имеется в виду Нагорный Карабах) армянскими вандалами было уничтожено тринадцать исторических и культурных памятников мирового значения, сто девяносто два  – государственного значения и триста тридцать – местного значения.
Кроме того, в период агрессии и оккупации азербайджанских территорий со стороны армян было разрушено: восемьсот восемь клубов, девятьсот семьдесят две библиотеки, двадцать два музея и их филиалов, четыре театра, четыре  картинных галереи, в фонде которых хранились сто тысяч ценных экспонатов, два концертных учреждения, тысяча восемьсот девяносто два здания учреждения культуры и искусства…».

Граффити на стенах собора Казанчецоц в Шуши


Переводим дух и размышляем. Поражает не только число представленных к оплакиванию объектов, сколько последствия, если бы названные заведения и впрямь использовались по своему прямому назначению. Это какая же прорва интеллектуально развитых и духовно возвышенных граждан Азербайджана должна была уродиться с каждого гектара оспариваемых земель, если б даже культпросвет трудился в половину своей мощности, уходя на обед в установленное время.
 Представьте себе: двадцать  два музея (с их филиалами) переполнены тружениками полей и садоводческих товариществ; до дыр зачитаны все умные книги во всех девятистах семидесяти двух библиотеках; те, кому не досталось, музицируют на флейте или с любовью реставрируют сто девяносто два культурных памятника государственного значения, в том числе армянские… Можете вообразить себе такое? Не имеет смысла.
А теперь из всем известного, но требующего напоминания.
1998 год. С Армянского кладбища в Нахичевани удалено восемьсот хачкаров. Вмешалось ЮНЕСКО, разрушение было приостановлено.
2002 год. Погромы на кладбище возобновляются с новой силой.
2006 год. От кладбища не осталось и следа: хачкары разрушены (либо превращены в стройматериал), ландшафт выровнен.
2006 год. Власти Азербайджана запрещают комиссии Европейского парламента осмотреть бывшее армянское кладбище.
2010 год. Сообщения очевидцев о разрушении кладбища подтверждает Американская ассоциация содействия развитию науки. Поскольку в Джульфу не пустили и американцев, то выводы делаются на основе сделанных со спутников снимков.
Объясняет творимое Баку с изяществом монахини, танцующей фокстрот: получается не столько смешно, сколько нелепо.
О смешном отдельно. «Любовь господина Пиотровского к армянской культуре, — говорилось в одном из заявлений азербайджанского минкульта, — исходит из его воспитания со стороны матери-армянки — Рипсиме Джанполадян, и любви его отца, академика Академии наук Армении, археолога и востоковеда Бориса Пиотровского к армянской культуре…».
Все верно. Неувязка в том, что, господин Пиотровский ровно так же любил и точно так же относился ко всей мировой культуре, вследствие чего аргумент насчет матери-армянки вянет на глазах.
Любовь Мстислава Ростроповича к азербайджанской культуре тоже ведь в значительной мере исходила из его теплых воспоминаний детства, проведенного великим музыкантом в Баку. И что?  Могло ли это стать  поводом, чтобы армяне перестали ходить на Ростроповича? И Муслима Магомаева как слушали, так и продолжают слушать сегодня, и полотна Таира Салахова никто краской не обливал, а вот образец поэтического творчества, от которого уходят все, у кого есть ноги. Слушайте и запоминайте.

Если спит он в колыбели — режь скорее, не тяни
Нож найди и поострее! Это нечисть, армянин!
Вот какая эпопея — жид на свете не один
Превзошел теперь еврея этот гнусный армянин.
 Жид, благодари аллаха — есть второй шайтану сын
И с тобой пойдёт на плаху грязный мерзкий армянин.


Автор – некто Руслан Новряз, по всей вероятности, поэт и, что интересно, детский, и не исключено, что скорбит по случаю «разрушенных  в Карабахе: восемьюста клубов клубов, девятистами семьдесят двух библиотек…» ну, и так далее.


Вопрос: если прочитавший эти вирши, сочтет их отменной мерзостью, можно ли думать, что он способствует уничтожению азербайджанских литературных памятников мирового значения? Памятников страны, руководитель который оставил на армянского премьера  «нормальное впечатление образованного человека, с которым можно цивилизованно беседовать». Страны, солдаты которой сегодня громят армянские кладбища, отрезают головы армянам и выставляют их на обозрение.