Ереванский съемочный дебют Анны Меликян

Лица08/02/2023

                  

 Известный кинорежиссер, сценарист и продюсер, лауреат  немалого числа престижных премий Анна  Меликян  прошлой осенью впервые провела съемки в Армении.   В  творческой копилке успешной кинематографистки более четырех десятков реализованных проектов. В числе наиболее успешных  работ фильмы «Марс», «Полетели», «Русалка», «Звезда»,  «Про любовь».  Авторитетный американский журнал о шоу-бизнесе  Variety   включил имя нашей талантливой соотечественницы в топ- 10  самых перспективных режиссеров мира.

Это далеко не первый приезд Анны Меликян в Армению. Из-за кровавых этнических чисток, которые начались в Баку, где она родилась, 12-летняя Анна переехала с родными в Ереван. В начале 90-х прошлого столетия она, как и миллионы армян, испытала все драматические последствия   армяно-азербайджанского противостояния, когда не было ни газа, ни электричества, ни тепла, ни воды, ни еды. В возрасте 17 лет Анна Меликян переехала в Москву и  поступила во ВГИК на факультет режиссуры игрового кино (мастерская Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика).  Уже первые студенческие работы талантливой армянки удостоились призового внимания ценителей хорошего кино. В 2000 году картина «Полетели» получила награды Международных кинофестивалей в Милане и в Исмаилии, а через год короткометражке  «До востребования» вручили призы в Мельбурне, Клермон-Ферране и в Пуатье. Оба фильма были куплены римским и мельбурнским музеями кино.

Не обделены фестивальными призами и восторженными отзывами международной кинокритики ее дальнейшие, уже полнометражные ленты  — «Русалка», «Звезда», «Про 

 любовь» и другие. Интересы Анны Меликян в США взялось представлять Endeavor Talent Agency, работавшее с такими звездными клиентами как Бен Аффлек, Мэтт Деймон, Мартин Скорсезе. Признанием ее высокого профессионализма стало также включение ее изданием Variety в топовую десятку  самых перспективных режиссеров на планете.

Известная кинематографистка – частый и желанный гость ереванского МКФ «Золотой Абрикос». Несколько лет назад Анна Меликян удостоилась награды президиума фестиваля, которую получила за картину «Про любовь», взявшую до этого «Золотого орла». По словам лауреатки, это ее четвертый фильм, представленный на ереванский МКФ. «Вместе с фестивалем и состаримся», — сказала тогда Меликян.

Своей доминантной темой в кино считает любовь, о чем не раз заявляла: «… На самом деле, все вращается вокруг любви». Убеждена, что даже «кортыши» (то бишь короткометражные фильмы) – это ее кино, поскольку подобные ленты выступают своеобразной площадкой для эксперимента. « На таких проектах я всегда учусь, это такой непрерывный образовательный процесс»,- говорит Анна Меликян.  Российские критики называют её постановщиком новой волны отечественного кино, каждая работа которого наполнена яркими кадрами, ироничным, но теплым юмором, пристальным вниманием к деталям, тщательной проработкой каждого эпизода и персонажа.

Об армянской идентичности она высказывалась не раз – в различных интервью и публикациях, в своем телеграм-канале. В частности, этой теме посвящено ее эссе «Хитрость», опубликованное пять лет назад  в журнае «Русский пионер». Известно также, что в середине десятых годов она несколько лет работала над поразившими ее мемуарами очевидца геноцида Овакима Дишдишяна  «Вниз по Евфрату на плотах». Однако экранного эквивалента всех этих размышлений и переживаний поклонники ее творчества пока еще не дождались.

Вместе с тем внушает определенную надежду выложенный режиссером 13 октября в телеграм-канале пост: «Хожу снова по Еревану, смотрю на людей. Армения. Всегда истерзанная войнами, геноцидами и всегда такая улыбчивая, радушная и всегда с печальными глазами. Я вот думаю что во мне армянского, и поняла что вот это умение смеяться над собой, когда очень грустно, шутить и улыбаться даже в самых трагических обстоятельствах, это у меня точно от Армении. А здесь это видимо как защитная реакция, чтоб выдержать все то, что приходится веками выдерживать».

Через несколько дней – 18 октября она поместила фотографию с подписью «Ереван. Съемка. Реклама. Впервые снимаю в Армении». На снимке изображен ящик гранатов и кинохлопушка с подписью  «Анна Меликян, Владислав Опельянц (Прим. «НВ»: известный российский кинооператор)».

Есть в меликяновской «хронике ереванских дней» упоминание о своеобразной иронии судьбы:«В Ереване сейчас очень много русских, намного больше, чем было весной. Почему-то вспомнила, что в моей юности, когда мы тоже бежали от войны и блокады в Москву, нам было очень непросто снять квартиру. Почти в каждом обьявлении было написано — не сдаем лицам кавказской национальности… Сегодня эти лица кавказской национальности принимают всех без разбора, вне зависимости от национальности, с огромным радушием, понимая в какой беде оказались люди. И конечно в основном русских. Вот такая ирония судьбы…»

Что ж, съемочный дебют на исторической родине состоялся. Остается дождаться результата.