Ереванские недострои: эфемерный музей на Каскаде, котлованы и пустыри

В минувшем году наш райский уголок посетили около 1,7 млн туристов и гостей, в то числе пилигримы из России. Для многих наша страна и ее столица стали приятной неожиданностью, едва не откровением. Свои восторги они изливают в интернете. Особенно много мнений о Ереване, его архитектуре, городской атмосфере и т.д. Очень часто пишут о Каскаде как о замечательном, но так полностью и не построенном памятнике. Но если бы только Каскад!..

О нем и других недостроях Еревана расскажем ниже.

Видовая площадка на самом верху Каскада – отличное место для обозрения панорамы столицы на фоне Арарата. Однако общее впечатление портит напрочь заброшенная стройплощадка с торчащей проржавевшей арматурой – ее тут целый лес, – а также бетонные основания колонн и стен. Это то, что должно было стать Музеем современного искусства Гафесчян. Без исторической справки не обойтись. Реанимация Каскада и прилегающей территории началась с 2000-х годов, когда американский благотворитель Джерард Л.Гафесчян задумал создать здесь Центр и Музей современного искусства на базе своего собрания. Вначале оживили эскалаторы, оборудовали отличные выставочные залы. В 2009 г. Центр искусств открыл двери и с тех пор пользуется неизменным успехом. Задолго до этого был проведен международный конкурс на проект музея, позже сделать проект инвестор поручил американскому архитектору Дэвиду Ходсону. Предполагалось завершить строительство в 2006 г., потратив 25 млн долларов. Но грянул межпланетный финансовый кризис и все застыло. Дальше – хуже. В 2013 г. благотворитель ушел в мир иной и строительство музея отодвинулось в плотнотуманное будущее. На память осталась ржавая арматура и бетон, со всеми вытекающими последствиями. А «вытекает» так и не благоустроенная территория и метафизическое будущее несостоявшегося музея. Постгафесчяновские годы не внесли ясности и скорее всего об этом музее можно интеллигентно забыть. Но вот недавно забрезжила некая надежда, связанная с территорией, некогда принадлежащей Фонду Гафесчян: между мэрией и фондом подписан договор, согласно которому все 8 гектаров территории, включая стройплощадку и вплоть до Канакерского серпантина, становятся собственностью столицы. Все обошлось тихо и мирно. Не так давно мэрия провела обсуждения на предмет этих гектаров и упомянутой стройплощадки. Что бы там построить? Один из авторов Каскада Аслан Мхитарян предлагает музей национальной архитектуры, мэр Грачья Саркисян – музей современного искусства. Оба предложения хороши и приемлемы, но чья возьмет – вот в чем вопрос.

Теперь обратим взор к другим зияющим пустотам в центре Еревана. Почти 15, а может, и более, лет как снесена гостиница «Севан» на пл.Шаумяна – отличный памятник 30-х годов. С тех пор здесь унылый пустырь, и никаких подвижек. Когда-то сделали несколько убогих проектов-предложений, которые, к счастью, остались на бумаге. А далее последовало молчание ягнят. Ни звука! Между тем это важнейший транспортный и общественный узел Еревана. Много вопросов и пока ни одного ответа. Такая же ситуация на вокзальной площади, где бесконечно долгое время мозолил глаза огромный скелет-недострой будущей гостиницы. Обветшавшие конструкции демонтировали, что очень хорошо. Но ничего с тех пор не предложили – что очень нехорошо. В целом же эта площадь уже несколько десятков лет никак не сформируется, а потому и чести столице не делает. Единственное утешение – бронзовый Давид Сасунский и здание вокзала – образец архитектуры 50-х годов. Что воздвигнут на пустыре – никому не известно, даже намека нет. Контрастный пример можно обнаружить на пр.Баграмяна: огромный котлован, отрытый в скальном грунте, который так и не обрел статуса стройплощадки, но зато становится выдающейся мусорной свалкой. Тупиковая ситуация полная своеобразного амбре.

Несколько лет назад вал разговоров вызвал чисто эмпирический проект небоскреба на месте недостроя нового корпуса Дома художников. Небоскреб чуть ли не в 40 этажей. Оказалось, липа. Мираж. Впрочем, вроде блеснул лучик надежды: представленный проект-предложение мэрия рассмотрела, но, к печали автора, отклонила. Появились некоторые подвижки на ул.Демирчяна, где обозримо давно резво началось строительство брендовой гостиницы. Потом инвестор умер, и точка… В последнее время объявился новый инвестор Х, так что появилась какая-то надежда на благоприятный исход хотя бы предварительных действий. Что-то незначительно сдвинулось с мертвой точки в  связи со строительством чего-то высокого и масштабного вместо Дворца молодежи.

А вот что действительно радует, так это возобновление строительства многофункционального комплекса рядом с Русским театром. Работы были остановлены предыдущим городским головой как якобы незаконные. На самом деле все упиралось в нервного освоенца, по его мнению, ущемленного в правах гражданина Армении. Мэр столицы Грачья Саркисян лично решил вопрос и дал разрешение на продолжение строительства. Воспользовался передышкой и автор, внесший в проект определенные коррективы.

Приведенные примеры показывают, что не всегда в недострое повинна мэрия. Инвесторы – вот главные действующие лица. У одних кончились деньги, другие сошли со сцены, третьи и вовсе оказались плохими организаторами и партнерами государства в лице мэрии. Воздействовать на них, а тем более взывать к гражданской совести, муторное дело и тяжкий труд. Ну не бить же их! Что касается мэрии, то, как показала практика, она часто непоследовательна и неактивна в разрешении вопросов недостроя. Нынешнюю городскую власть тоже можно упрекнуть хотя бы в том, что пока не создан градостроительный совет, о котором мэр обещал еще год назад. Нет и главного архитектора и, судя по всему, не будет. В результате проекты в настоящее время рассматриваются, утверждаются или отбраковываются высшим городским руководством. А это, знаете ли, совсем не способствует эффективному развитию Еревана и его реноме. Ничего не остается, как интенсифицировать дремлющие в анабиозе процессы.