Два “Двина”, две большие разницы

Общество11/10/2018

В преддверии саммита Франкофонии и 2800-летия Еревана завершилась многолетняя эпопея с монументальной скульптурой “Горный танец» («Кочари»), созданный Тиграном Арзуманяном. На днях она вновь вернулась к гостинице «Двин», где была установлена без малого 40 лет назад. Реконструкция гостиницы идет в ударном темпе и завершится в 2019 году.

Простой констатацией факта тут не обойтись – история «Горного танца» захватывающая. Появилась она в 1979 году вскоре после сдачи в эксплуатацию фешенебельной по тем временам гостиницы. «Двин» сразу же стал одним из самых красивых и привлекательных сооружений города. Скульптура стояла в пригостиничном сквере и прибавила шарма пространству. Мощные, брутальные фигуры танцующих привлекали внимание не только ереванцев, но и заезжих гостей, коими полнилась гостиница. Прежде всего потому, что Арзуманян создал композицию вне надоевших стандартов. Но настали лихие времена распада советской страны, оскудел поток интуристов, а потом и вовсе иссяк. Отелю «Двин» пришел конец. В 1992-м территорию обнесли забором и завели сторожа. Чтобы охранял имущество до лучших времен. Пока ожидали эти времена, здание раскулачили – обглодали до последней косточки. Остался остов. Под шумок злодеи подобрались и к «Горному танцу», который был лакомым куском из листовой меди. Почти наполовину раскурочили. Многочисленные обращения Т.Арзуманяна результата не дали вплоть до 2015 года, когда наконец забрезжила надежда, что можно спасти то, что осталось. (По иронии судьбы скульптура значится в списке охраняемых памятников.) К тому времени владелец отеля «Кавказская коммуникационная группа» всерьез взялась за реконструкцию «Двина», в том числе за реставрацию скульптуры. Были выделены деньги на медь. И за то спасибо. «Танец» увезли на скульптурный комбинат, где автор взялся за восстановление, благо сохранились формы. Возрожденные «танцоры» более двух лет оставались на комбинате, так как не решалась другая важная задача – где в конце концов будут танцевать «горцы». Нерасторопность мэрии оказалась к добру…

В минувшем году дело тронулось с мертвой точки и вялотекущая реконструкция «Двина» обрела официальные формы: правительство приняло решение о ее восстановлении за счет совместных инвестиций отмеченной компании и «Давид Бек энтертеймент». Отметим, что после завершения работ гостиница, возможно, будет называться «Давид Бек», что, по мнению очень многих, вряд ли необходимо. «Двин» так «Двин», и не надо ломать традицию. К проектным работам были привлечены вначале канадские специалисты, потом инвестор пригласил киевлянина Сергея Бабушкина, наконец, окончательную фазу доверили молодым ереванским архитекторам. Строительные работы, интенсивно проводившиеся с начала прошлого года, бросались в глаза каким-то неереванским гипермасштабом. Между тем старый «Двин» хорошо вписывался в пространство, хотя и несколько подавлял окружающую застройку Конда. Новый заполнил чуть ли не всю улицу Пароняна, по крайней мере ее центральный отрезок. Как рассказал один из авторов того советского «Двина», заслуженный архитектор Ашот Алексанян, он же главный консультант проекта реконструкции, увеличена высота трех верхних этажей, где разместятся самые престижные апартаменты, в частности два президентских и дорогие «люксы». Всего же номеров будет до 200 вместо прежних 500. Это произошло за счет того, что из двух советских номеров скомпонован один постсоветский, соответствующий современным нормам, несравненно более комфортабельным. Алексаняну удалось сохранить старую ротонду, бар, «гинетун» (винный погребок), несколько скульптур, украшающих интерьеры. Сегодня заново восстанавливается эмблема-рельеф «Двина» работы Ара Шираза, которая займет место в портале общественной зоны. Портал – композиционный и концептуальный центр всего комплекса — детище Ашота Алексаняна, он выдержан в традициях классических армянских порталов, но также современен по духу. Строительство портала продолжается, но архитектор доводит до совершенства его декор. Гостиница, конечно же, будет иметь весь джентльменский букет услуг: спа-центр, бассейны, рестораны, кафе, бутики и пр., и пр. Даже озелененные плоские крыши для расслабления посетителей и обитателей «Двина». Большой зал торжеств размещен в общественной зоне, где кипит авральная работа: подгоняют под какое-то мероприятие Франкофонии. Также – кровь из носа – озеленяют территорию между улицей и общественной зоной, а это немалая площадь. Здесь же разместится декоративный бассейн с фонтаном. Для нужд гостиницы предусмотрена подземная стоянка для 300 автомобилей, будет, конечно, и наземная.
Все это радует, но гостиничный комплекс, повторю, чрезвычайно велик и громоздок, он вносит диссонанс в общую картину улицы. Не Ереван, а прямо Дубай. Вообще здесь далеко не все образцово гладко: разностильные здания, построенные в последнее время, спроектированы без оглядки на соседей и, выстроившись стеной, замыкают панораму на Цицернакаберд. Жилое здание, строящееся рядом с церковью Сурб Ованес, в свою очередь основательно портит ситуацию. Сейчас трудно объяснить, как могли произойти такие явные градостроительные ошибки. Думается, при попустительстве не слишком эстетически образованной власти.
…Не вызывает восторга и архитектурно-декоративное решение фасада главного гостиничного корпуса. В известной степени впечатление спасет портал Ашота Алексаняна и рельеф Ара Шираза. Как бы ни было, «Двин» (будем называть гостиницу именно так) имеет все основания получить обещанные инвестором 5 звезд.