ДОМОЙ ВОЗВРАТА НЕТ?
19 сентября 2023 года Арцах окончательно пал. Его падение не было обусловлено некой исторической закономерностью. Трудно разрешимой загадкой тут и не пахло. А пахло смрадом трусости и предательства. Об этих гнусных проявлениях рода человеческого в исполнении нынешней власти Армении уже написано немало слов осуждения и обличительной критики. Только толку от этого было мало. Практически ничтожно. Агитпроп пашиняновского режима упорно и последовательно вколачивал и продолжает вколачивать в сознание (точнее, несознание) масс, как, увы, подавляющей части армянского общества, тот самый предательский тезис, который вынашивался представителями нынешней власти с первых же дней пресловутой «бархатной революции». А именно: Арцах – это обуза, кандалы на ногах. Будущее его должно быть предопределено без Армении. Вопреки тому, что было завоёвано в 1992 – 1994 годах, а также тому, что было защищено в 2016-ом. Война 2020 года, с заданной бездарностью проведенная Арменией и приведшая к ее позорному поражению, еще раз подтвердила известное утверждение о том, что хуже войны могут быть три вещи: эгоизм, трусость и предательство. Все это было и есть в правительстве Пашиняна.
Пашиняновская Армения умыла руки в карабахском вопросе и отстранилась от Арцаха, как части родины.
КОГДА ушел последний автобус вместе с последними же жителями города, главная площадь его, на время ставшая пунктом отправления, обезлюдевши и онемев, мигом омертвела. С высоты птичьего полета она представляла собой незавершеннное полотно безымянного художника, замыслившего создание панорамной картины мерзости запустения. Замыслившего, но пока еще только набросавшего на холст первые эскизы этого библейского изречения. Оно явилось городу в один из сентябрьских дней 2023 года. Явилось с тем сокрытым и таинственным истолкованием смысла человеческого бытия, апокалиптическое осознание которого еще непомерно долго должно будет будоражить израненные души покинувших город людей. Вместе с тем со всей очевидностью останется в их памяти некой, словно бы неотвратимой реальностью безысходности и отчаяния по причине откровенной подлости и гнусного предательства.
Повсюду валялись самые разные предметы домашнего обихода и совсем недавно еще мирного семейного быта. Детские пустые коляски, велосипеды и самокаты, полуоткрытые баулы, ящички и коробки с собранными наспех нехитрыми пожитками, в одночасье переставшими быть пригодными, как может быть непригодным лишний груз в салонах автобусов, переполненных такими же баулами, ящичками и коробками. То там, то сям валялись на асфальте какие-то стулья и столики с разбитыми ножками, кое-где кухонная утварь и кое-где детские игрушки. Все это вместе, залепленное ветром обрывками бумаг и рваными целлофановыми пакетами, словно бы демонстрировало собой некий сюрреалистичный вздор бестолковой человеческой ереси, что уже само по себе создавало состояние оцепенения от крайней душевной подавленности у тех редких горожан, кто по той или иной причине не успел, а то и не захотел сесть в последний автобус. Тоскливо проводив его, они обречённо лицезрели открывшуюся перед ними картину кошмара, содрогаясь от внутреннего, впрочем, еще неосознанного, трагизма, как страха перед непонятным теперь будущим.
Одиноко и пусто выглядели дебордированные каменные ступени, выстроенные по обе стороны малой формы архитектурного взгорка, некогда именуемого правительственной трибуной. Когда-то за нею возвышалась на облицованном базальтовыми плитами объёмистом постаменте трехметровая металлическая фигура русского вождя мирового пролетариата, указательный палец которого, выставленный в светлое будущее человечества, то ли по оплошности ваятеля, то ли по вполне сознательной задумке его, выглядел при определенном ракурсе взгляда на статую вовсе не как палец, что и вызывало у мальчишек города озорное веселье. Оставшись без бронзового идола, как заданного с самого начала его возведения, однако еще ранее предустановленного олицетворения залога счастливой жизни в «братской семье народов», архитектурный взгорок не перестал служить своей первоначальной цели: отсюда, как и в прежние времена, произносились речи и принимались парады. Просто, в отличие от прежних времен, это были уже другие речи и другие парады. Первый такой «другой» парад был проведен перед трибуной в мае 1995 года, ровно через год после прекращения военных действий между двумя теми самыми «братскими» народами, которые длились ровно два года и сто пятьдесят один день. Говоря иначе, после объявленного Соглашения о бессрочном перемирии, которое по сути своей было сродни Победе.
ДАВНО ЛИ ЭТО БЫЛО?
Библейский исход сентября 2023 года, хотя и не выветрил начисто из памяти людей былые ощущения относительного счастья от осознания своей надежной защищённости с неизменной верой в невозможность утраты родных очагов, однако если и не сломил, но все-таки надломил тот, веками им присущий, непоколебимый дух стойкости и мужества, который на протяжении последних трех десятков лет выявлял миру истинный смысл земли обетованной, именуемой Арцахом. Раскрывал сей дух также и истинную суть Отчизны, «где пленница душа» (Вольтер). Именно Отчизны, а не библейского сокровища из другого изречения, рядом с которым должно находиться сердце. Ибо в данном случае хрестоматийное сокровище и есть Отчизна, а не оставленные в ней дома с пожитками. Их ведь всегда можно восполнить со временем. Но как восполнить Отчизну? Как вновь к ней вернуться, чтобы «сладостно к стенам ее прильнуть» (Корнель)?
Известно: чужбина родиной не станет. Статистика тут если и не удручающая пока, но симптоматично тенденциозная. По официальным данным из 120 тысяч покинувших родину арцахцев «с 25 сентября 2023 года по 20 мая 2024 года 17 269 вынужденных переселенцев из Нагорного Карабаха покинули Армению, из них 7 138 — вернулись в РА». Это данные Службы национальной безопасности (СНБ) Армении в ответ на запрос АрмИнфо. По неофициальным данным, которые проверить, конечно, невозможно, число выехавших из Армении арцахцев и не вернувшихся назад намного больше. Насколько больше – принципиально не важно. Важно, что больше. Поскольку в этой динамике и проявляется тенденция с тягостной симптоматикой.
Впрочем, вот еще одна тягостная деталь. Вчитайтесь в сообщение СНБ: там не написано о «вынужденных переселенцах из Нагорного Карабаха», как выехавших из Армении. Там написано: покинувших Армению. Тоже ведь в своем роде симптоматично, вне зависимости от того, журналистский ли это ляп или дословная копия официального текста. Выходит, и Армения для арцахцев чужбина? Как чужбина французская, русская или американская. А ведь в той же Армении слагали песни про арцахцев, с которыми следовало породниться после многих лет их вынужденного «пленения» (Шираз). Но когда это было? Не так уж и давно. Хотя после 2018 года кажется, что и давно.
Что ж, другие времена, другие песни. И не только лирические. Скорее, политические. Продиктованные доктриной отчуждения. Уточним: новой старой доктриной. Старая исходила от первого президента Левона Тер-Петросяна с его известной репликой про «Серго-джан». Не безобидной, разумеется, но не настолько безоговорочной, чтобы суметь затушевать патриотичный смысл песен, и не такой, какой сегодня – уже и не репликой вовсе, а жестким концептуальным подходом – манипулируют нынешние власти по отношению к Арцаху и арцахцам. А это уже так называемая «новая» доктрина николо-аленовского розлива. От слова «ղարաբազցի» (карабахец) у них начинается нервный тик с аллергией, затем начинают сводить скулы, в конечном итоге все завершается истерикой откровенного отрицания Арцаха, как исторической родины. Из чего следует, что в скором времени армянскому народу будет преподнесена также и концепция отрицания родины вообще. Впрочем, она уже преподнесена устами пока еще действующего премьера и его приспешников в виде идиотской теории противопоставления родины и государства. Но это другая тема, о ней как-нибудь в следующий раз.
А пока об арцахцах, которым в большинстве своем (исключения лишь подтверждают сказанное) неуютно в Армении — как будто тоже родины. Когда-то родины-матери. Теперь же – родины-мачехи, которой животную неприязнь к арцахцам, как падчерице из известной детской сказки, некоторое время скрывать удавалось. Когда же скрывать стало уже невмоготу, потому как, из Баку стали поступать раздраженные окрики, то и появилась в повестке пашиняновских реформ правка первых статей Конституции с изъятием из Основного закона Декларации от 23 августа 1990 года, определяющей армянское государство как результат совместного волеизъявления бывшей АрмССР и НКР.
Подготовка к такому кощунству уже идет. Ален Симонян, к примеру, уже договорился до того, что начисто отверг институциональность Арцаха в виде должностных лиц и депутатов парламента. Это даже не «клерикально-феодальная элита Нагорного Карабаха» (термин, выдуманный Николом), это похуже: вообще ничто. Иными словами, нет депутатов – нет и народа, их избравшего.
Что же касается самого народа Арцаха, то и тут имеется интересная статистика, как информация к размышлению. Около трех тысяч бывших граждан Республики Арцах уже прошли процедуру принятия гражданства Республики Армения. Их паспорта с отметкой 070 теперь заменены на так называемые полноценные с правом выезда из страны. Понятно, что не в Арцах. Туда дорога пока закрыта. Откроется ли когда-нибудь? И каким образом она откроется? Трудные вопросы. На них почти что невозможно ответить.
Григорий Тер-Осипов
P.S. На одной из страниц Фейсбука появилась на днях запись следующего содержания: «Армения — это моя Родина! Это родина всех арцахцев, всех нас, граждан Армении, проживавших в свое время в НКР. Мы здесь не гости, и не собираемся вести себя здесь как оные. Арцахская часть армянства на протяжении 30 лет защищала восточные границы страны, вносила свой вклад в развитие культурной, социальной и экономической жизни Армении. Я не гость в своем доме, имя которому — Армения…». И призыв: «Прорвемся!»
Такое вот лексически противоречивое воззвание, больше похожее на крик отчаяния израненной души, появилось в интернете. Но какую Армению имеет в виду пользователь онлайн-сети? Пока что она «николовская». Та самая, которая якобы «реальная». А в такой Армении арцахцы, как незванные гости. Хорошо известно, кого они хуже. Так куда же надо прорываться?