«ДОХЛЫЕ И МУЗЫКА ЗАГРОБНАЯ»

Старые «скрепы» поизносились, а новые не просматриваются

Для начала сразу скажу: несмотря на возраст, автор этих строк вовсе не принадлежит к категории старых, мягко говоря, ворчунов и всегда открыт ко всему новому и прогрессивному. Вопрос лишь в том, что считать «новым и прогрессивным».

Новогодние, праздничные дни — отличное время для того, чтобы попытаться в этом вопросе разобраться. Уже хотя бы потому, что по всем каналам ТВ постоянно идут разные новые и старые фильмы, и зрительская реакция на них — это та самая лакмусовая бумажка, которая даёт представление о реальном состоянии дел. При этом речь сейчас пойдёт о российском ТВ, ведь всерьез анализировать отечественное не возьмётся ни один вменяемый человек.

Итак, судя по записям в соцсетях, культовый советский фильм «Ирония судьбы» новому поколению просто непонятен, если вообще известен. Зрители задают вопросы, которые людям старшего возраста и в голову не приходили: как удалось отправить главного героя из Москвы в Питер на самолете без паспорта и без билета? Почему ключ от квартиры в Москве подошёл к замку в питерской квартире? А главное — «там все как дохлые двигаются и музыка загробная весь фильм. И они еще постоянно петь начинают с какого-то хрена. Типа гитары там у всех везде стоят.Раз — и запели, млять, на три часа. Ну короче, в квартире в Питере там баба хозяйка, она такая пришла, он там лежит, а у нее жених пришел. Реально чуваку сто лет, как дед. Жених типа. Ну и все. Реально на два часа это, на две серии!».

Вообще-то, если честно, меня и самого уже не тянет в сто двадцать восьмой раз просматривать что этот, что некоторые другие фильмы времён моей молодости. Поднадоело. И хочется думать, что фильмы (книги, концерты) времени нынешнего — намного лучше, интереснее, содержательнее. Потому что ведь прогресс должен быть! Так сказать, развитие.

Увы, нет никакого развития, разве что — со знаком минус. Этого сколько угодно. Чтобы не быть голословным, приведу несколько примеров.

Разумеется, любые оценки произведения искусства не могут быть совершенно об’ективны, ибо зависят от индивидуальных вкусовых предпочтений. Но — воля ваша! — с большим трудом можно досмотреть разрекламированный и очень сильно перехваленный «художественный» фильм «Чебурашка». Потому что он — ни о чем. Тягучее, скучное, очень предсказуемое действо. И даже игра Гармаша не спасает, потому что играть этому хорошему актеру совершенно нечего.

Народ потчуют неудачными «повторениями пройденного». Вышли на экран «Бременские музыканты» — тоже как бы художественный фильм по мотивам замечательного мультфильма. Зачем? В чем смысл? Лучше ведь не сделаете. А взять нашумевшее «Слово пацана». Даже спорные фильмы «Брат» и «Бригада» были куда лучше. Но зато оборотистые люди быстро подсуетились и создали компьютерную игру «Слово Чушпана». Желающие смогут всласть поучаствовать в виртуальных уличных драках. Духовность так и прет… Или вот «Иван Васильевич меняет все». По сравнению с великолепным фильмом Гайдая это — невыразимая пошлость, глупость и бессмыслица. Один только пластический хирург Шпакян чего стоит! Вероятно, сама фамилия должна намекать на то, что ее носитель — жулик и рвач, к тому же проживающий в квартире, безвкусная обстановка которой являет собой образец «классического армянского барокко». Да привокзальная чебуречная отличается лучшим вкусом! Но сегодня такое многим нравится.

А современные фильмы о войне! Это вообще нечто необыкновенное.

Смотрю один такой, а там полковник приказ отдаёт: «Отделение лейтенанта Петрова- на левый фланг, отделение старшего лейтенанта Сидорова — на правый фланг!». Создателям фильма невдомек, что отделениями не офицеры командуют, а сержанты. Понятно, что дальше смотреть эту бодягу не хочется.

Ну, а что касается «голой вечеринки» в Москве, то меня не столько сама вечеринка покоробила, (и не такое видали), сколько то, что ее фигурантов называют «элитой». Эта светская плесень — элита?! Тогда многое становится понятным…

Если кому-то кажется, что автор преувеличивает и имеет склонность к очернительству, то вот вам мнение авторитета. По словам известного артиста Александра Збруева, «Была великая школа, были великие артисты. Дворжецкий, Ульянов, Евстигнеев…Это даже не звёзды, они — великие. А сейчас те, которых звёздами называют — это актёры десятой категории». Точно сказано. Потому и фильмы, ток-шоу, развлекательные передачи  в подавляющем большинстве получаются «десятой категории».

Уверен, что читатели без труда могут привести ещё множество прискорбных примеров. Но стоит ли? Ведь и без того ясно: то, что неприятно и непонятно людям старшего поколения молодым видится совсем в другом, положительном свете. Обвинять их в этом не приходится — ведь ничего другого им практически и не предлагается.

На самом деле, советский кинематограф (совсем как американский) тоже был «фабрикой грёз» и воспроизводил на экранах — за редкими исключениями — милые сказки. Добрые, душевные, увлекательные, красивые. А нынешние экранные сказки, как правило, глупые, злобные, неинтересные. Вот на них и воспитываются новые поколения, многим представителям которых неведомо само слово «интеллект».

Плохо то, что — будем откровенны — сама власть нового предложить не может, ибо, как продукт прошедших времён, пребывает в старой парадигме представлений. Многочисленные прихлебатели это прекрасно понимают, вот и пытаются переложить замечательные шедевры прошлого на новый лад. А это невозможно, шедевр не может быть повторён. Это все равно что Мону Лизу изобразить в виде соблазнительной современной модели. Впрочем, и до этого может дойти. Не удивлюсь. Многие, кстати, будут в восторге.

Вряд ли стоит продолжать, думается, все понятно. Вывод напрашивается очевидный: старые скрепы явственно поизносились, а с новыми возникает серьёзная проблема. Неизбежный поколенческий разрыв углубляется и приобретает опасные размеры. Разумеется, нигде и никогда смена поколений не может проходить совершенно безболезненно. Проблемы «отцов и детей» всегда существовали и будут существовать. Но, пожалуй, никогда ещё этот процесс не был столь болезненным и непредсказуемым. Возникает впечатление, что общество делится (уже разделилось?) на две части, которые все дальше удаляются друг от друга и постепенно перестают друг друга понимать. И вот это последнее — углубляющееся непонимание — самое опасное и для каждого отдельного человека, и для общества в целом.

Мне возразят: молодость всегда права уже потому, что движется в будущее. Резон в этом есть, конечно. Но вот каким будет это будущее для тех, кому сегодня меньше сорока? Не хочется быть пессимистом, но и для оптимизма особых оснований пока не просматривается…

Армен ХАНБАБЯН