ДИЛЕММА: ТЕСТ НА ВШИВОСТЬ ИЛИ НЕОСПОРИМОСТЬ «АЙЯКВЕ»?
Как она будет разрешена?
ПРОЕКТ АЙЯКВЕ — это гражданско-законодательная инициатива, которая предлагает криминализировать любые действия по признанию Арцаха частью другого государства от имени Республики Армения. В проекте есть еще один пункт: криминализация действий, принижающих значение Геноцида армян.
Инициативой подготовлен проект поправок в Уголовный кодекс РА, согласно которому:
1. должностное лицо, признающее Арцах частью другого государства от имени Республики Армения, наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.
2. должностное лицо, отрекшееся от признания Геноцида армян (в том числе искажая или принижая значение) наказывается лишением свободы на срок от 10 до 15 лет.
ИТАК, 25 ИЮЛЯ 2023 ГОДА на пресс-конференции Никола Пашиняна, все еще числящимся официально премьер-министром Республики Армения, из уст последнего прозвучала фраза, которая окончательно расставила все точки над «i» в решении всего комплекса вопросов по Арцаху со стороны нынешней армянской власти. При этом в анафилактический шок этот внутриполитический аллерген Пашиняна армянскую общественность не вверг. Потому как, был ожидаем. Для одних – еще с начала его пешего «похода» из Гюмри, для других, которых было, все-таки, большинство, — чуть позже.
А фраза – вот она: «Республика Армения не может решать судьбу народа Нагорного Карабаха». Тут, конечно же, возникают (не могут не возникнуть) сопутствующие сказанному вопросы: не может или не желает? А также: решать или решить? Разницу нетрудно заметить. Ибо для Пашиняна всё в решении арцахского вопроса давным-давно обдумано: его нынешний политический курс, вынашиваемый им еще со студенческих подработок посредством «желтых» статеек в изданиях собственной выделки, – это уничтожение Армении. Но поначалу – Арцаха. Как Республики. И как исторической памяти. Об этом его подсознательном кредо жизни, плавно перешедшим в сознательное после тесного общения с яркими представителями «Клуба имени дядюшки Джорджа», и, как следствие, с «конструктивным и образованным» Ильхамом Алиевым, писалось много и часто за последние годы. Повторяться не будем.
Скажем о другом. О том, с чего это Никол Пашинян, пусть даже в мантии премьера, решил, что он может говорить за всю Армению. То бишь за весь армянский народ. Если не за всю армянскую нацию. Уж, не говоря о народе самой Республики Арцах, часть которого по его же «милости» вынуждена испытывать страдания беженцев, лишенных родины. Именно беженцев, уж коль скоро армянский премьер с беспечностью сродни ренегатству, отделяет Арцах от Армении, «исходя из логики, что представители Нагорного Карабаха сами должны быть стороной переговоров» (цитируется из сообщений по пресс-конференции).
На вопрос журналистов о том, может ли Армения внести определенные корректировки в данную повестку в силу того, что все еще является переговорной стороной, Пашинян в привычной для себя манере запутывать в ответах суть и смысл заданных вопросов, не преминул и тут исключить решение по Арцаху из так называемого мирного договора с Азербайджаном. Он, видите ли, считает, что «надо руководствоваться другой логикой». И хотя они-с «еще не приняли решения по данному вопросу», тем не менее, «это не означает отсутствие позиции».
Надо ли говорить о том, что и позиция, и логика Пашиняна не просто ущербны в раскладе армяно-азербайджанских, с позволения сказать, отношений? Равно, как и в повестке армянской государственности, сохранение которой сегодня становится все более проблематичным в атмосфере «эпохи мира», не зная броду провозглашенной Пашиняном. Суть их – в ренегатстве и предательстве. Понятно, что как позиции, так и логике ренегатства и предательства не могли не быть противопоставлены позиция и логика государственного мышления, замешанного на верности, преданности и патриотизме.
ТАК РОДИЛАСЬ ИНИЦИАТИВА «АЙЯКВЕ». Которой, забегая чуть веред, следует отметить, правящая власть всячески возжелала воспрепятствовать. Что вполне естественно для нынешней власти. И хотя инициатива «Айякве» — это, в сущности, тот же референдум, а статья 10 закона РА «О референдуме» предусматривает сбор подписей на территории органов местного самоуправления, мэрия Еревана, тем не менее, отказалась предоставить соответствующие помещения. Дурной пример столичной мэрии стал заразителен и для некоторых руководителей областных, районных и городских администраций. Не надо спрашивать: на каком таком основании? На основании глубокой и беззаветной любви к кумиру «бархатной» революции Николу Пашиняну. Увы!
Однако же, и черт с ними! И с кумиром тоже. Инициатива «Айякве» пусть и не столь стремительно (опять же сказывается учинение препятствий на местах, вплоть до грубых хулиганских выходок), однако же набирает необходимую статистику. По предварительным данным на конец июля уже собрано около 40 тысяч голосов. Последний срок сбора подписей – 19 августа. Этот срок, скрепя сердце, установил республиканский ЦИК. Мог бы и дольше. Но ведь это николовский ЦИК, как же иначе?
Никак не иначе также и николовский парламент, который после сбора 50 тысяч подписей (необходимое число) обязан начать процедуру обсуждения законопроекта, после чего выставить его на голосование. Обсудит? Очень сомнительно. Выставит на голосование? Не менее сомнительно. И что же? А то, что в таком случае надо будет начинать новую инициативу по сбору уже 300 тысяч подписей. Удастся? Хочется верить: почему бы и нет.
Впрочем, есть и такое мнение: всем подписантам первого этапа собраться вместе (можно на Оперной площади), выделить из своих рядов «матроса Железняка» и двинуться стройными рядами к парламенту. Авось, что-то и получится. Не подвергать же, в самом деле, все армянское общество тесту на вшивость. Тем более, что за эту самую вшивость будет рьяно бороться нынешняя вшивая власть вовсе не вшивой Армении.
P.S. 26 июля сего года координатор инициативы «Айякве» Аветик Чалабян на своей странице в «Facebook» написал: «Между ними есть много неопределившихся людей, которым угрожают войной, увольнением, банкротством их бизнеса, причинением вреда родственникам, чтобы они тоже сдались. Но если вы сдадитесь, то мы проживем всю жизнь как рабы, как заложники в турецком гетто».