20 лет назад в Ереване был установлен памятник Арно Бабаджаняну, ставший знаковым местом в городе

Культура14/07/2022

Памятник неоднозначно принятый общественностью. Сознание того, что это выдающееся достижение пластического и монументального искусства пришло позже. Памятник создал замечательный скульптор и музыкант Давид БЕДЖАНЯН (1944-2011),  — Додо как его называли близкие и друзья. Предлагаем беседу с художником. Она актуальна и в наши дни.

…Страсти откипели, и многие из противников памятника, в том числе из числа маститых деятелей культуры, устроивших Беджаняну обструкцию, со временем кардинально поменяли свое отношение к этой работе. Впрочем, зла на них он не таит.

– Когда брались за памятник Арно, вы понимали, с чем вам придется столкнуться?

– Конечно, но не в полной мере. Ведь самая большая наша проблема, по крайней мере, значительной части общества, в том, что мы не хотим шагать в ногу с цивилизацией. Яростные протесты по поводу памятника тому лучшее доказательство! Мы гордимся, часто не в меру, нашей многовековой историей, не сознавая, что мы не должны жить одним прошлым. Да мы и не живем историей – так, в основном бравада… Не разбираясь толком в прошлом, охаивая настоящее, невозможно строить будущее – ему так можно только мешать. И одна из наших проблем в том, что утеряно мерило – причем как в искусстве, так и в других сферах человеческой деятельности. Люди сбиты с толку, ничего не понимают и готовы принять графоманскую мелодию или заумную мазню за шедевр. Они и не пытаются разобраться. Им никто и не пытается втолковать. Мало кто имеет собственное мнение и готов его обосновать.

…Приглядимся к нашей художественной школе, к той системе, которая призвана прививать будущим специалистам – музыкантам, исполнителям, художникам и т. д. – профессиональные навыки. Прививает ли? И если прививает, откуда такое количество неучей и дилетантов, кто их плодит?

…Сколько сегодня получают наши преподаватели? Да за такие деньги не то чтобы учить – самому бы не позабыть всего! Всецело отдаться в таких условиях преподаванию могут только одиночки-фанаты. Много ли таких? А ведь ученику нужны педагоги, мастера, личности масштаба… Не буду называть имен, но только рядом с большими мастерами и можно творчески расти. Многие из педагогов не выдерживают и уходят – жить на эти гроши невозможно. И им зачастую на смену приходят те, кому не то что преподавать – вообще к искусству иметь отношения непозволительно. Но мы почему-то об этом им не говорим. Мы молчим – и они продолжают учить…

…Думаю, нужно вернуть к жизни так называемые худсоветы, трансформировать их в компетентную независимую систему «цензуры», которая остановит поток серости, бездарности и откровенного дилетантства. Скажу честно: я, как и многие мои коллеги, в советское время искренне ненавидел худсоветы. Руководствовались они, разумеется, чаще всего идеологией, но и уровнем тоже. В рамках этой идеологии многое было вполне добротно и художественно. Сейчас другое, вроде бы все дозволено и идеологии нет. Но искусство почему-то живет по законам плохого рынка – базара. Обвинять в том власти не считаю правильным. У страны есть куча проблем, более важных и животрепещущих…

…Сегодня формируется новый, на мой взгляд, важный институт продюсеров, ясно представляющих, что такое художественный рынок и как проложить в нем новые рельсы. Но их голос слаб, поскольку, чтобы достичь необходимого результата, им зачастую приходится действовать в обход закона. Нужно правильно использовать умения и знания этих людей, всячески их поддерживать, пока они не разбежались.

– Недавно вашей супруге, руководителю Ереванского госколледжа культуры певице Надежде Саркисян, было присуждено звание заслуженного деятеля искусств. А какое звание было бы желанным для вас?

– В один прекрасный день ректор Художественной академии, где я в советское время преподавал, должен был послать в Москву мое досье для получения звания профессора. К великой печали, многие из тех, кто получал это звание, вскоре отходили в мир иной. Так что самым желанным для меня было НЕ получить это звание, так как, признаться, жить хотелось долго…