Бирюзовые купола под желтым небом

Архив 201501/12/2015

В Национальной галерее c подачи посольства ИРИ экспонируются работы Эдмана АЙВАЗЯНА — живопись, а также архитектурные и дизайн-проекты, детали оформления, каллиграфия. Впервые он показал свое искусство в Ереване почти 30 лет назад. Столь широкий разброс вполне объясним: Эдман — уроженец Тегерана и с юных лет впитывал образы армянской, иранской и европейской культур. Повзрослев, он уехал в Италию. Римская Академия художеств с ее традициями и методикой прежде всего учила рисовать.

Эдман закончил Академию живописцем, но вскоре отправился в Лондон постигать архитектуру. Там и проживает. С годами расширил свой “репертуар” и, можно сказать, умеет все. Что все? Умеет спроектировать здание, нарисовать картину, сделать дизайн помещения, оформить интерьер и экстерьер. Осуществленных проектов много. Например, гостиница “Каджаре” в Тегеране, Большая мечеть в Эр-Риаде, столице Саудовской Аравии, мечеть в Мекке. Конечно, это современные сооружения, в духе времени, но в то же время соответствующие нормам и канонам мусульманской архитектуры. К великому сожалению автора, ему так и не удалось увидеть строящиеся и завершенные мечети. Он передавал строителям тончайшие чертежи вплоть до деталей, а как все выглядит в натуре, увы… Только издали. Рассказывает, что его долго возили по Эр-Риаду, показывали весь город, но вот Большую мечеть короля Абдул Азиза он так и не увидел. Просил, убеждал — ни в какую. Нельзя христианину, даже автору-архитектору входить в мечеть. “Да кто узнает? — спрашивал, — вот моя борода — не отличить от местных”. — “Но я-то знаю”, — отвечал провожатый.
Между тем его мечети имеют изысканные формы и интерьеры, они со вкусом изящно оформлены. В арабском и персидском орнаменте Эдман очень преуспел, поскольку не только видел, но также специально изучал. Об армянском и говорить излишне. Так что ему не сложно скомплектовать современный узор или орнамент для заказываемых проектов.
В экспозиции выставки представлены только некоторые образцы его “ориентального” искусства, но даже их достаточно, чтобы представить уровень его мастерства и художественного умения. Конечно, Эдман Айвазян на Востоке не зациклен и также оформлял интерьеры армянских церквей, множества общественных, религиозных и прочих сооружений.
С годами — возраст! — он постепенно сузил круг интересов и едва ли не полностью перешел на живопись. Страсть к архитектуре он передал сыну, который успешно руководит отделением мастерской знаменитой Заха Хадид — мировой звезды. А это дорогого стоит.
В этот раз Эдман Айвазян привез в Ереван цикл иранских пейзажей, сделанных в основном прошлым летом. Небольшие квадратные картины почти безлюдны. Лишь в некоторых заметно присутствие человека. Он с удовольствием рисует деревни, дома, мечети, минареты, церкви, улочки, скалы, пустыню. Цвет Эдмана звучный, звонкий, яркий прямо как витражи. Каждый пейзаж как друза кристалла: четко выверен ритм, ни одной лишней детали. Автор лапидарен и скуп. Иногда обходится всего несколькими, но чрезвычайно выразителными красками и предельно конструктивной композицией. А какое небо в его пейзажах! Черное, красное, лиловое, бирюзовое, желтое. Независимо от мотива в каждой картине ощущается жар иранского солнца, запах раскаленного песка и воздуха. Некотороые пейзажи кажутся совершенно армянскими. Как бы то ни было, краски и дух Эдмана Айвазяна цепляют глаз. Это работы большого мастера. В этом убеждались посетители его многочисленных выставок в разных странах. Есть у него и чисто армянские работы, которые художник привозил в 1987 году: иллюстрации к “Давиду Сасунскому”, к Туманяну. С тех пор его почерк изменился, но менее армянским не стал. Армянский дух Эдмана неистребим. Это так.