Баку доволен. В армянском происхождении Казанчецоц сомневаются уже православные священники
Протоиерей Константин Поминов, глава отдела связей с общественностью бакинской епархии Русской православной церкви, после посещения собора Казанчецоц заявил: «Мы побывали в старинной церкви. Есть подозрения, что это удинский храм», пишет Sputnik (15.07.21) .
Святой престол Армянской апостольской церкви отреагировал на заявления, озвученные в Шуши духовным лидером азербайджанцев Аллахшукюром Пашазаде. Глава отдела межцерковных отношений Эчмиадзинского Католикосата протоархимандрит Шаге Ананян назвал утверждения шейх-уль-ислама о «неармянском происхождении» храма Казанчецоц «лживыми» и обвинил его в попытке создать «ложную повестку так называемой албано-удинской церкви». Что на самом деле скрывается за очередной попыткой азербайджанских духовных лидеров поставить под сомнение принадлежность главных христианских святынь Карабаха?
Напомню, в конце прошлой недели администрация президента Алиева и Управление мусульман Азербайджана организовали поездку в Карабах глав и представителей официально признанных в стране религиозных конфессий. В составе делегации были раввины общин горских и ашкеназских евреев, бакинский ординарий Римской католической церкви, представители бакинской епархии Русской православной церкви, члены Совета газиев, а также некто Роберт Мобили, которого в Азербайджане называют предводителем «албано-удинской христианской церкви». Духовных деятелей сопровождал лично Пашазаде.
В Шуши гостей, конечно же, повели в Собор Святого Христа Всеспасителя (Казанчецоц), который азербайджанцы называют «Газанчи». Как известно, сейчас под предлогом реставрационных работ пытаются изменить облик этого храма с тем, чтоб скрыть его армянскую принадлежность. То, что политическим руководством страны поставлена именно такая задача, по сути подтвердил в беседе с духовными лидерами спецпредставитель президента Азербайджана в Шушинском районе Айдын Керимов. Как следует из содержания официальных пресс-релизов, он заявил гостям, что собор, якобы, вовсе не армянский и что «за время оккупации армянская сторона пыталась арменизировать храм». Сейчас же, по его словам, собору возвращается первозданный вид, он, мол, «реставрируется в соответствии с его историческим происхождением».
Задаче, поставленной высшим политическим руководством Азербайджана и Управлением мусульман страны, удивляться не приходится. Удивительно лишь то, что некоторые из доставленных в Шуши духовных лидеров осознанно позволили бакинским идеологам использовать себя в качестве инструмента. Они послушно взяли на себя неблагодарную миссию по ретрансляции мягко говоря сомнительных постулатов азербайджанской пропаганды.
Касается это в первую очередь включенных в состав делегации христианских священников. Так, участвовавший в туре протоиерей Константин Поминов, возглавляющий в бакинской епархии Русской православной церкви отдел связей с общественностью, после посещения собора Казанчецоц заявил: «Мы побывали в старинной церкви. Есть подозрения, что это удинский храм. В этом помогут разобраться архивы».
Следующей провокацией стало посещение духовными лицами церкви Святого Иоанна Крестителя, более известной как Канач Жам. Дело в том, что этот храм гостям представили как русскую православную церковь, «армянизированную» в период армянского правления городом. Ставить под сомнение происхождение храма Канач Жам – дело неблагодарное. О его принадлежности Армянской апостольской церкви свидетельствует выгравированная в камне надпись над ее входом: «Построил Степанос Ованесович Бабаян в память о покойном брате Мкртиче. 1847-й год».
Примечательно, что церковь Канач Жам назвал православной не только Аллахшукюр Пашазаде, но и упомянутый выше протоиерей Константин. Перед поездкой в Канач жам он сказал журналистам: «А сейчас мы поедем в русский православный храм». Посетив церковь, протоирей провел в ней службу по православному обряду и, как следует из пресс-релиза, подарил храму Библию на русском.
Стоит напомнить, что в Шуши в свое время действительно был православный храм. Церковь Святого Георгия Победоносца была построена в квартале Гумлух в 1830-х годах на средства русских военных. В период азербайджанского правления городом здание храма использовалось в качестве склада для зерна. Затем его превратили в хлев. А в 1970 году решением азербайджанских властей церковь была разрушена до основания и на ее месте был построен Дом культуры. Протоиерей Константин всего это не может не знать. Скорей всего, он осознанно согласился на роль шестеренки в механизме азербайджанской антиармянской пропаганды.
Усилия бакинских идеологов, направленные на фальсификацию истории шушинских христианских храмов, порой обеспечивают обратный эффект. Так случилось, к примеру, в скандальном случае с депутатом Госдумы России, лидером партии «Родина» Алексеем Журавлевым, которого в ходе визита в Баку грубо подставили — Sputnik-Армения писал об этом феврале.
Парламентарий невольно клюнул на подставленную наживку и, не перепроверив факты, публично воспроизвел азербайджанскую версию происхождения церкви Канач жам. Депутат заявил, что армяне в свое время, якобы, «оккупировали» и «армянизировали» русский храм. Оперативная реакция армянской прессы и Святого Эчмиадзинского престола привела к тому, что господин Журавлев вынужден был публично извиниться и признать, что азербайджанцы осознанно ввели его в заблуждение, сделав своим инструментом.
«Ваши доводы верны, а хроники свидетельствуют о том, что храм всегда принадлежал Армянской апостольской церкви. Единственная русская православная церковь в Шуши действительно располагалась в совершенно другом месте. В этой связи, сожалею о сделанных мной ранее заявлениях и хотел бы принести свои извинения», — заявил депутат Госдумы в ответ на письмо архиепископа Вигена Айказяна, подробно изложившего историю храма Канач Жам.
Господин Журавлев нашел в себе мудрость и мужество признать свою ошибку. Согласится ли сделать это же протоиерей Константин Поминов?
В любом случае, у карабахских христиан накапливаются вопросы к духовным лидерам Русской православной церкви. Патриарх Всея Руси явно не осведомлен о том, что некоторые служители бакинской епархии позволяют себе публичные выступления, никак не вписывающиеся в рамки, определенные их статусом, и наносят, таким образом, ущерб братским отношениям между Святыми престолами Москвы и Эчмиадзина. Но иерархи, ответственные за межцерковные связи, не должны воздерживаться от оценок случившегося. Если не пресечь опасную дискуссию сегодня — нанесенный ею ущерб может оказаться непоправимым завтра.