АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ НАПЕВЫ ДЛЯ АРМЯНСКОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ

Какую музыку слушать – прежде всего дело вкуса. Можно камерную, можно ораторию, вокализ, можно мугамы, как жанр азербайджанской традиционной музыки, пользовавшийся спросом и в Армении в пятидесятые-шестидесятые прошлого столетия, но, как оказалось, не только.

В начале следующего года в Ереване откроется Hard Rock Cafe, культовое заведение с живой музыкой, собирающееся популяризировать армянские музыкальные коллективы за рубежом. В добрый путь!

Три года назад завсегдатаи кафе «Малибу» в Худатском районе Азербайджана распознали в исполняемой музыке армянские мотивы и позвали полицию. «Адская» музыка была остановлена. Ничего хорошего.

Свидетельствую: в пятидесятые-шестидесятые и даже дальше прошлого столетия из окон многих автомобилей, (а также домашних радиоприемников) лилась азербайджанская музыка и это никого не удивляло.

Насчет автомашин – отдельная песня. В те времена «Победы», «Волги»,  «Москвичи» выпускались без радиоприемников, но с предусмотренным для них проемом на панели,  куда радио можно было купить и вставить. Покупали, вставляли, чаще всего настраивали на Баку и слушали мугамы. Идешь по улице и даже не знаешь, что вокруг во весь голос звучит «разновидность практики музыкальных культур Ближнего и Среднего Востока».

Я был тогда школьником, к народной музыке, что армянской, что к любой другой относился сдержано, и как большинство моих сверстников предпочитал эстраду. Упивались «Караваном» родоначальника армянского джаза Артемия Айвазяна, а уже повзрослев, слушали легендарный «Караван» Дюка Эллингтона, но прежде всего армянскую эстраду, называемую еще «легкой музыкой». Переехавшие в Армению Жак Дувалян, Жан Татлян, никогда не уезжавшие Каро Тоникян, Белла Дарбинян, Раиса Мкртчян, Георгий Минасян… Не говоря, конечно, о Шарле Азнавуре и Рози Армен из Франции.

А еще раньше в Ереване почти во всех «концертах по заявкам трудящихся» звучал задорный шлягер «Мальчик веселый из Карабаха» в исполнении Рашида Бейбутова — формально азербайджанца, на самом деле армянина. Точно так обстояло дело и с популярнейшей  танцовщицей, певицей, актрисой и хореографом, Лауреатом Сталинской премии  Тамарой Ханум, по паспорту узбечкой, на деле – Тамара Артемовна Петросян.

К чему подробности? К тому, что выбор музыкальных пристрастий людей моего поколения был широк, многоцветен, многонационален, не брал в расчет кто где родился, где учился, на ком женился, но почему многие армяне того времени (преимущественно водители, строители, парикмахеры и др.) так страстно почитали мугам, не мог понять тогда, не могу понять и сегодня.  Генетической связи у подавляющего большинства с «практикой музыкальных культур Ближнего и Среднего Востока» определенно не было, родились, жили и работали в Армении, а домашнее радио настраивали на Баку. Деталь, которая смогла бы хоть как-то прояснить ситуацию: среди любителей мугамов преобладал люд с несколько заниженным IQ. Никакого расизма – всего лишь факт.

С начала карабахского конфликта мугамы перестали не только слушать, но и вспоминать, пока в дни политического взлета Пашиняна первая леди Армении не собралась пригласить первую леди Азербайджана чаю попить да мугам послушать. Однако, но не срослось…

  Вернусь к истокам.  Почему на концерты Зейнаб Ханларовой армяне валили валом, но что-то не припоминаю, чтоб Офелию Амбарцумян, Ованеса Бадаляна , Рубена Матевосяна, а еще раньше хорошо забытую Анжелику Малхасян, других исполнителей армянских народных песен, так часто приглашали и так сердечно привечали в Баку. Потому что у наших соседей была на сей счет своя политика, а у нас ее не было. Восток – дело тонкое, но не настолько же, чтоб не видеть очевидное.

…Недавно набрел на музыкальный сюжет нашего времени: Ереван. Певец в сопровождении небольшого оркестра, извиваясь от усердия, выводит рулады азербайджанского мугама. Публика с упоением слушает. Почему?

Потому, что сегодня никто музыкальным воспитанием людей не занимается, прежде всего в том смысле, чтоб правильно расставлять приоритеты, не допуская за счет чужого задвигать на второй план  свое. Не тот же случай, когда национальные песни, пляски, исполнители и ансамбли у нас в остром дефиците и занимать приходится у других.  

Обещание  Hard Rock Cafe популяризировать армянские музыкальные коллективы за рубежом, конечно, вдохновляет, но кафе это прежде всего коммерция, мы же о идеологии вообще и в музыкальном деле, в частности.

Что было, то снесли, а из кирпичей разрушенного барака можно построить еще один барак, но возвести собор не получится.

Воевали с Рабисом (организацию, представляющую так называемое «рабочее искусство», долгое время возглавлял классик национальной музыки Дживан Гаспарян), обвиняли это искусство в пошлости и безвкусице. И то правда, но Рабис не сдался, вывернулся  в лице всенародно любимых Арама Асатряна, Бориса Давидяна (Бока) других, признаваемых публикой исполнителей. А дальше образовался так называемый городской романс теперь уже с классиком жанра Рубеном Ахвердяном и не только с ним.

К чему я это? Не лежит душа к классической музыке, слушай что-нибудь попроще, но хотя бы свое.