Азербайджан между Западом, Россией и исламом

Архив 201729/06/2017

Бывший председатель Госкомитета по работе с религиозными образованиями Азербайджана, профессор Рафик Алиев выступил с заявлением по проблеме, о которой в республике если и говорят, то не очень громко. Речь о деятельности «радикальных сил, заинтересованных в дестабилизации межконфессиональной ситуации».

По оценке Алиева, «радикальные исламские течения камуфлируют свои политические цели религиозными мотивами, задачи они ставят вполне конкретные: путем обострения религиозной ситуации расшатать внутриполитическую стабильность, привести к кризису государственные институты и в конечном счете взять Азербайджан под свой политико-экономический контроль». В республике этой проблеме уделялось и уделяется определенное внимание. Но после обретения независимости трактовалась эта проблема по-разному. Так, известный эксперт Ариф Юнусов отмечал, что Баку в начале 1990-х годов «отдалялся от шиитского Ирана», но «не очень-то сближался с мусульманским Востоком», если только не считать Турцию, которая тогда позиционировала себя в качестве светского государства».

С юга со стороны Ирана проникала шиитская идеология, а с севера из Дагестана шли мусульманские миссионеры — последователи ваххабизма, который азербайджанцами в целом не воспринимался. Тогда же Министерство нацбезопасности фиксировало и появление различных радикальных и террористических исламских организаций, тесно связанных и с арабским Востоком, которые были достаточно быстро нейтрализованы.

В дальнейшем ситуация стала заметно меняться. После прихода к власти в Анкаре Партии справедливости и развития Турция вступила на путь исламизации, стала обретать больше характеристик «восточного государства». Поэтому во взаимоотношениях между шиитским, но официально светским Азербайджаном и суннитской Турцией, несмотря на декларируемое стратегическое партнерство, начали просматриваться скрытые элементы системного сбоя. По мнению Юнусова, «сегодня исламский фактор в азербайджанской жизни и обществе возрос». Он отмечает, что «власть ведет репрессивную политику против религиозных структур». При этом в отличие от светских партий, которые исходят из иных методов борьбы с властью, «религиозные радикализируются», появляются признаки «исламизации протеста». Более того, по признанию упомянутого выше Алиева, несмотря на то, что «власти многое делают для поддержания межконфессионального согласия», усилия радикалов извне «направлены на провоцирование разлада между суннитами и шиитами». Согласно официальным данным, среди стран СНГ Азербайджан «занимает третье место по численности граждан, принимающих участие в ИГИЛ. Сейчас, когда пространство джихадистов в Ираке и в Сирии стало заметно сужаться, многие выходцы из Азербайджана, по словам турецкого аналитика Экрема Гюзельдере, «возвращаются или могут вернуться на родину с «новым» мировоззрением». Газета Milliyet констатирует: они могут себя обозначить в республике «определенными действиями», как это было недавно в Тегеране, и не только там. Об этом недавно говорил и глава Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков на заседании Совбеза ООН, отмечая, что «выходцы из стран СНГ, участвующие в вооруженных конфликтах в афгано-пакистанской зоне, Сирии и Ираке, а это граждане Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и России, получив реальную боевую подготовку и опыт, начали массово возвращаться на территории государств Содружества».

Юнусов считает, что у Баку есть три варианта действий: двигаться в сторону России, в сторону Запада, в сторону исламизации. «Россия изначально воспринимается негативно, она ассоциируется с прежней советской жизнью и — с помощью Армении — в карабахском конфликте, — уточняет Юнусов. — Была огромная вера в Запад, но она разрушилась. У нас часто пишут, что Запад меняет демократические ценности на азербайджанскую нефть и газ и закрывает глаза на репрессии со стороны властей. В этих условиях начался отток в ислам многих рядовых членов светских партий». Так что для Баку наступает серьезный момент выбора.

 

Станислав ТАРАСОВ,

ИА РЕГНУМ