Ау, интеллигенция, где вы?

Признание журналиста, много лет назад переехавшего в Америку: «Два главных вопроса волновали меня всю жизнь: есть ли жизнь на Марсе и есть ли в Канаде интеллигенция?». Оказалось, мало-мальски приличной жизни на Марсе нет, а жизненный опыт журналиста и полученные знания подсказали, что интеллигенции в Канаде тоже нет.

Надо ли армянам терзать подобным вопросом себя? «Разумные, образованные, умственно развитые» (по определению Владимира Даля) армяне всегда составляли значительную часть населения в Армении, а если прибавить к ним и живущих в России и других странах умников и умниц, то лучше и быть не могло. Однако…

Однако, интеллигенты не просто люди в очках и шляпе, но и болеющие за судьбу своего народа граждане, носители высокой нравственности, и тут в последнее время цвету армянской нации то и дело выставляют счет.

Счет преимущественно политический: наши соседи-недруги изготовились к прыжку, Отечество в опасности, а вы, двигатели прогресса, где находитесь вы, куда смотрите, чем занимаетесь?

…А ведь было время, когда смотрели как раз на нее, на интеллигенцию, для чего стоило выйти на главную улицу Еревана (тогда – проспект Сталина, сегодня – Маштоца), по которой фланировали Аветик Исаакян, Ерванд Кочар, Гегам Сарян, Ованес Шираз, другие близко знавшие друг друга и известные всем армяне из могучей без всяких кавычек кучки. Обычно они следовали параллельными курсами, а когда встречными, то вежливо приподнимали шляпу и галантно раскланивались.

Нередко и разговоры заводили, но в таком случае отходили в сторонку – следом волной накатывались другие участники большого ереванского променада.

Проходя сегодня по заключительной части проспекта имени Маштоца, можно видеть здания чуть ли не сплошь в мемориальных досках с именами наших «мтавораканов» (в армянском языке «мтаворакан» означает одновременно и интеллигент, и интеллектуал).

Чем «подкупала», притягивала, завораживала интеллигенция того времени? Пониманием смыслов, глубокими знаниями, непререкаемым авторитетом, способностью жить одной жизнью с народом, (откуда и родилось «трудовая интеллигенция»).

Поэты писали стихи, писатели сочиняли прозу, художники рисовали картины, актеры играли роли, музыканты исполняли. У кого получалось лучше всех, те становились властителями дум. Минас Аветисян — в живописи, Сос Саркисян — в театре, Генрих Малян, Сергей Исраелян, Нерсес Оганесян — в кино, Серо Ханзадян — в литературе, Сергей Мергелян, Виктор Амбарцумян – в науке. В политику в ее чистом виде мало кто шел, многих в нее втягивали, одаривая депутатскими значками или записывая в члены ЦК. но разве оттого, что Паруйр Севак был депутатом Верховного Совета СССР, а Серо Ханзадян – Героем Социалистического труда, они писали хуже?

Азартное увлечение (часто самозабвенное) политикой пошло с первых лет перестройки и началось с так называемых «открытых писем» (шли косяками), а подписи под ними — как знак принадлежности или, по меньшей мере, приближенности к «когорте избранных». Встать рядом со знаменитыми подписантами норовили все.

Тем временем часть интеллигенции ушла на площадь «Свободы», где на подиуме наряду с признанными кумирами из интеллигенции часто оказывались мало чем приметные граждане с хорошо поставленными голосами.

Говорят, есть гражданское общество, есть интеллектуалы, нет его – есть эрзац-интеллигенция. Гражданского общества тогда в Армении не было (есть ли сегодня – сказать трудно).

А тут еще чешский драматург Вацлав Гавел, ставший президентом Чехословакии и лауреатом Нобелевской премии мира. Но очень скоро его популярность за рубежом превзошла популярность на родине, и он все чаще становился объектом критики.

К примеру, в течение четырех лет после Бархатной революции и двух объявленных амнистий преступность в стране выросла более чем в три раза. Не было и обещанных сдвигов в экономике, а своим самым важным достижением сам Гавел называл вклад в роспуск Варшавского договора. Жидковато…

В самой же Варшаве, на которую часто оглядывались армянские интеллектуалы, к власти уверенно шел и в результате пришел от души поддержанный интеллигенцией своей страны электрик-правозащитник Лех Валенса.

С первых дней правления столкнулся с проблемами перехода страны к рыночной экономике, выполнять обещания и следовать намеченному плану оказалось крайне тяжело. В процессе приватизации в Польше прекратили работу тысячи предприятий, простые люди, оказавшись за чертой бедности, потеряли доверие к президенту и его команде. Пришлось уйти, правда, с медалью нобелевского лауреата мира в кармане.

И в Армении у руля власти оказались романтики субтильного телосложения и тоже молодые: из Матенадарана, различных НИИ, философы, экологи, социологи, просто лаборанты. Вскоре они заметно прибавят в весе, но для рывка страны в будущее этого окажется недостаточно.

Тем временем люди (прежде всего интеллигенция) забирали своих детей и уезжали из Армении, остающиеся зависли в некотором культурологически-просвещенческом вакууме, когда ориентиры смазаны, сбиты, а то и вовсе отсутствуют.

Между тем.

Вот был такой режиссер, Грачья Капланян, еще в 1976 году основавший Ереванский драматический театр, а чуть позже театр «Дружба», на сцену которого приглашались лучшие театры СССР. Там ереванский зритель знакомился с Юлией Борисовой, Михаилом Ульяновым, Андреем Мироновым.

Писатель Грант Матевосян привез в Ереван Андрея Битова и тот, пожалуй, лучше всех, определил национальный код армян.

Эдвард Мирзоян, председатель Союза композиторов, познакомил с Дмитрием Шостаковичем, Галиной Вишневской, Мстиславом Ростроповичем, Бенджамином Бриттеном.

Можно перечислять еще и еще. Шла своеобразная культурная «подпитка» интеллигенции Армении мастерами класса «Люкс», но тут, надо сказать, движение было встречным и потому обоюдно полезным. Армяне помимо прочего учились не защищать идеологические догмы, не распалять национальные амбиции, а любить свою страну.

Потом все стало постепенно сдуваться. Следующим поколениям армян были предложены другие ориентиры: Нарекаци сменил рокер Серж Танкян, пейзажи Мартироса Сарьяна стали менее интересны, чем формы Ким Кардашьян, интеллигенция начала переоформляться в лучшем случае в богему. Ведь, если не воспитывать свой народ самим, за его воспитание берутся другие.

… Журналист из США, с которого начали, обнаружил, что интеллигенции в Канаде нет. Тем хуже для Канады. Насчет Армении пока не все так плохо, однако…