Ассирийцы, езиды: вчера, сегодня и… завтра?

Мир и мы21/10/2017

 

При упоминании этих народов в сознании многих всплывают картинки из учебников по истории: древний Вавилон, Сирия, Аккад, звучит в публикации на российском портале “Национальный акцент”.
Ассирийцы и езиды — эти два древних этноса, спасаясь от гонений, пустили новые корни в России, Армении, Грузии,.. сохранив веру, традиции, обычаи и уникальную культуру. Один из них говорит на современном диалекте языка Христа, другой ведёт свой род от древних вавилонян и является настоящей загадкой для исследователей-востоковедов… Как и армяне, ассирийцы и езиды подверглись геноциду в Оттоманской Турции…

Потомки древней цивилизации

Их величают айсорами или атурая. Этноним “ассирийцы” возродился не так давно — в память о предках, живших в Месопотамии, говоривших по-арамейски и принявших христианство ещё в I веке. Религия помогла не раствориться в среде мусульманского, зороастрийского и иудейского начал. В домонгольское время Ассирийская Церковь Востока (несторианского толка) даже вела миссионерскую работу в Азии. В арабском халифате атурая считались лучшими учеными, врачами и дипломатами, занимали высокие посты при дворах.
Однако это не спасло народ от притеснений. Начали арабы, оккупировавшие сирийские земли в середине VII века. Продолжили турки и курды с XV века. Ассирийцы бежали в неприступные горы между Турцией и Ираном. Часть жила в городах Эдессе, Диарбекире, Мосуле, занимаясь ремеслами. Спокойной жизни искали и у нас, в России. В Армении и Грузии ассирийцы поселились после русско-персидской войны 1826-1828 годов.

 

 


Выкорчевать “сорняки”

Во время Первой мировой войны, будучи на службе в российской армии, они участвовали в персидском походе и боевых действиях на Кавказском фронте. Для турок это станет поводом для начала в 1914 году массовой резни живущих в Османской империи “мятежников”. Один из идеологов партии “Единение и прогресс” Бехаэддин Шакир скажет: “Народы, доставшиеся нам от прежних времен, представляют собой чуждые и враждебные сорняки, которые нужно выкорчевать без жалости”.
А это ни много ни мало пятая часть населения страны. Символом единения ассирийцев в эти сложные годы станет патриарх Мар Беньямин Шимуна, друг России на Ближнем Востоке. Ещё в 1906 году, предчувствуя обострение отношений с Турцией, российский служащий Термен спрашивал у него: “Какую позицию займут несториане в случае ожидаемого конфликта?” Мар Шимун ответил: “Если Россия займёт Ван, мы сможем выставить 40-тысячную армию и завоюем для России территорию от Битлиса до Мосула. 20 тысяч солдат я смогу послать туда, где это нужней всего будет России, остальные же 20 тысяч останутся здесь для обороны ассирийцев”.

 

 

Не услышанный голос

К 1915 году идею опоры на Россию разделяли многие ассирийцы. Поэт и публицист Фрейдун Атурая (Бит-Абрам) в апреле 1917-го составил “Манифест свободной Ассирии”, в котором призывал к созданию национального государства в союзе с Россией. Однако Первая мировая и Февральская революция внесли свои коррективы.
В конце войны ассирийцы восстанут против турецкого господства, надеясь на помощь Антанты. Восстание подавят, после чего сотни тысяч ассирийцев уничтожат, а десятки тысяч убегут на Кавказ, в Россию, в страны Европы и Америки. Погибнет от рук заговорщика и патриарх.
Резня 1914-1918 годов унесла жизни, по разным оценкам, от 200 до 700 тысяч ассирийцев — треть этноса. Причем около 100 тысяч из них убили в соседней Персии, куда турки вторгались дважды. 9 тысяч ассирийцев истребили иранцы в городах Хой и Урмия. Этнические чистки продолжались и впоследствии.
Ассирийцы не получили собственного государства на Ближнем Востоке – их голос не был услышан союзниками из Антанты. Их земли были опустошены, а населенные пункты заселены курдами. Из Турции тысячи ассирийцев бежали в Россию и образовали здесь крупные общины.

 

 

Возвращение к истокам

Сегодня в мире около 2 млн ассирийцев. Общины есть в Иране, северном Ираке, Сирии, Турции, Ливане, США, Швеции, Грузии, Армении, Германии, Великобритании и других странах. Живут сплоченными сообществами. Браки с представителями других народов редки. В Москве есть община Ассирийской Церкви Востока, первым священником стал Исхак Йосиф, ныне епископ Северного Ирака и СНГ. Почти десять лет назад в Москве построили храм. Сегодня ассирийцы ведут активную общественную работу, помогают христианам Ближнего Востока, ставших жертвами “Исламского государства”.

 

 

Поклоняющиеся “Павлину”

Ужасы геноцида пережили и езиды. Согласно церковным источникам, за 12 веков этническую чистку в отношении них проводили 72 раза. Эта этноконфессиональная курдская группа исповедует езидизм — вероучение, вобравшее в себя элементы зороастризма, иудаизма, христианства, ислама и манихейства. На протяжении веков езиды старались жить автономно, оберегая свой мир. Возможно, именно их закрытость и необычное мировоззрение приводили к враждебному восприятию окружающими народами и преследованиям. Спасаясь от гонений в Ираке и Сирии, они оказались в пределах России — на Кавказе.
В доме каждого езида есть изображения павлина. За него, собственно, езидов и не любят представители других религий. В образе этой птицы потомки вавилонян поклоняются одному из ангелов единого бога, сотворившего земную твердь, опустив квасцы в океан, – Малаку Тавусу.
Езидизм — одна из самых загадочных и малоизученных религий. Она представляет собой сложный сплав верований и мифологических представлений, носителями которых являются только езиды. По легенде, Малак Тавус отказался поклониться первому человеку, за что оказался в аду. “Ангел-павлин” томился там 7000 лет и так горько плакал, что затопил преисподнюю слезами. Бог вернул бывшего грешника на небо, а ад закрыл. Средневековые богословы считали, что “ангел-павлин” — дьявол, и обвиняли езидов в сатанизме. Расхожее предубеждение в “Путешествии в Арзрум” опроверг Александр Пушкин, в эпоху которого в России езиды и появились.

 

Защищая Армению

Самым катастрофичным событием для этноса стала “чистка” неугодных народов в Османской империи. До Первой мировой войны там жили 6 миллионов езидов, а к 1922 году остался только один! В годы Первой мировой войны они также воевали с османами на стороне России. Поддержали восстание армян, видя в русских союзников. Одним из бойцов сопротивления был Джангир-ага: со своей 700-сабельной конницей вместе с армянскими войсками он разбил турецкие отряды в битвах при Баш-Апаране и Сардарапате. Это отрезало дальнейшее наступление турок на российскую Армению.

 

 

С надеждой на будущее

В мире сегодня около двух миллионов езидов. Они живут в северном Ираке, где находится их святилище Лалеш, а также в Сирии, Иране, Турции, Европе, США и Канаде. В РФ самая большая их община обосновалась в древнем русском городе Ярославле, где с 1996 действует Ярославская областная общественная организация “Езиды”. В 2009 году Минюст РФ признал религию езидов на территории РФ официальной. После геноцида, который в отношении езидов в 2014 году устроили террористы “Исламского государства”, езиды в разных странах начали создавать национальные организации — для защиты своих прав и интересов. Первая такая организация — “Езидский конгресс” — появилась в 2016 году в России. Езиды хорошо сохранили свою самобытность: язык, обряды, традиции и культуру. Это очень сплоченный, замкнутый и жизнерадостный народ.

Свидетели истории

“…В палатке генерала Раевского собирались беки мусульманских полков; и беседа шла через переводчика. В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее” (А.С.Пушкин. “Путешествие в Арзрум”).
(С сокращениями)

 

Екатерина КУРЗЕНЕВА