Арт-пространство Давида Ереванци

Давида Ереванци знают многие ереванцы, ведь замечательный художник не только уроженец столицы, но и человек, чьи работы украшают городскую среду.

Среди них и метровая скульптура Комитаса в атриуме Музея-института композитора. Она возникла не случайно. Над Комитасом Давид работал много лет, пока в результате выигранного конкурса в самом центре Парижа в 2003 году открылся памятник композитору-мученику и жертвам геноцида 1915 года. Место, где стоит Комитас, самое-самое: в двух шагах Гран-Пале, на площади Канады, рядом плавно течет Сена. Парижский памятник удался, в этом нет сомнения, впрочем… Кому-то он в упор не понравился. Помнится, журналистка из Еревана писала, что, мол, никто на фоне Комитаса не фотографируется. Это такой критерий оценки художественных и других качеств памятника. И прочая подобная дребедень. Время показало, что парижский Комитас очень органичен в пространстве бульвара и очень посещаем. «В музее давно хотели иметь копию парижского памятника, но все никак не получалось. Помог российский бизнесмен Илья Саркисов», — говорит Давид. Вскоре после ереванского Комитаса скульптор имел еще один повод для радости: на столичном Доме шахмат, что на Кольцевом бульваре, установили памятную доску с именами архитектора Жанны Мещеряковой и Давида Бабаяна, автора чеканных фигур на фасаде и росписи в фойе. В 1970 году это было первым появлением искусства молодого Давида пред очи сограждан. Решение смелое и неожиданное, в то время таких арт-объектов было немного.

Потом Давид женился и укатил в Польшу. К этому времени он выработал свой оригинальный и узнаваемый пластический язык. После недолгого польского периода непоседливый Давид двинулся в Париж. Первые парижские годы не были усыпаны розами. Доказывать, что ты художник, надо было постоянно, ведь уезжающему из советской страны Давиду не позволили взять с собой даже собственные работы: керамику, чеканку, графику. Он преодолел все препятствия и предубеждения благодаря неуемной энергии, огромному трудолюбию и коммуникабельности. В итоге во Франции стоят более полутора десятка его монументальных работ, венцом которых является памятник Комитасу. Все эти годы Давид часто приезжал в Армению, здесь установлен трепетный и трогательный памятник У.Сарояну, рельеф в память о мэре столицы Григоре Асратяне, скульптура, посвященная женщинам, спасшим в годы геноцида драгоценный Мушский Часослов, парковая скульптура (опять же не без помощи Саркисова) в Саду влюбленных и другие.

Все работы Ереванци, будь то монументальная или камерная бронза, чеканка, живопись, фаянс или эстампы, обладают магией явной и тайной духовности и выполнены с неоспоримым мастерством. В этом могут убедиться и посетители садов Ватикана, где в мае 2018 года открылся памятник Св.Григору Нарекаци – средневековому поэту, богослову, философу. Нарекаци причислен Католической Церковью к Учителям Вселенской Церкви прежде всего как автор глубочайшего и всеохватного произведения «Книги скорбных песнопений», переведенных полностью или фрагментами на множество языков.

Началась ватиканская эпопея в тот день, когда в дар прибывшему в Армению понтифику была преподнесена камерная скульптура Нарекаци. Тогда же родилась идея о памятнике в Ватикане. Папа Франциск с благодарностью согласился. «Нарекаци» органично вписан в среду (арх. Микаел Асратян) и красиво смотрится на фоне старой кирпичной стены. Давид создал современную скульптуру, тем не менее тонко слитую с древними армянскими арт-традициями. Коленопреклоненный гений предстает с лицом, обращенным к Всевышнему. К каким неведомым духовным высотам устремлен его разум, трудно сказать. Ереванци в известной мере сотворил собирательный образ духовного пастыря армянского этноса, в то же время это ренессансный человек, опередивший свое время. Нарекаци дарует людям святую книгу, у ног — ангелы, гранатовые ветви с плодами. С тыльной стороны скульптура украшена изображениями Св.Духа, армянских церквей и другими многозначными символами.

Несколько лет назад Давид наконец обрел собственную крышу над головой (стал уже подлинным ереванци, каким и был по рождению и по самое начало 70-х!) и перевез из Парижа свои произведения. Однако полностью насладиться вновь обретенным уютом и покоем не получается – она абсолютно неугомонный человек.  Воображение рисует новые скульптуры для ереванских улиц…

* * *

В последнее время Давид с головой ушел в работу над памятником Азнавуру – прямо до одержимости. Сложнейшая творческая задача, ведь у каждого свой Азнавур. В конце этого месяца конкурсные проекты будут экспонированы, а вот что решит жюри… Наберемся терпения.

Карэн МИКАЭЛЯН