Армянский ученый Жирайр Норайрович Тер-Карапетян считает, что на крышке саркофага есть и армянские буквы: А, М, Тh, К, Б. Это начало армянских слов «Аменаимастун мец такавори Киеви бнакчутюниц», которые переводятся как «Всезнающему великому царю от жителей Киева».
Данное истолкование всего лишь гипотеза. По моему, неверная. Князя могли назвать королём (тагавор), но сама фраза в целом из армянского языка ХХ века. Убедительного ответа на это загадочное явление пока нет.
Родословие
Супруга Крестителя Руси, великого князя Владимира Анна была византийской царевной, армянкой. Поэтому для её сына Ярослава Владимировича (978-1054 гг.), даже если он не родной сын, армянский народ был близким народом. Возможно, отсюда позволение высекать на саркофаге великого князя армянские буквы.
Если Анна не мать Ярослава, то мир на голову не встанет. Речь здесь о буквах. Говорят, что армянские буквы стёрлись или стирают: их почти не видно.
Русские историки Ярослава Мудрого называют то князем, то царём. Аналогично русские Данило Галицкого называют русским князем, а украинцы — украинским королём. Это их проблемы.
P.S. Как заметили пытливые исследователи Арташес Арцруни и Арег Дьюшунц, «египетское» слово «саркофаг» («гробница») армянское։ Сарк о пак – Սարք ո փակ — Готовый и закрытый.
Есть и другие армянские истолкования. Дьюшунц исходит из истолкования: сарк (սարք) — изделие. Закрытое изделие. Одно не противоречит другому.
Григор Григорян, доктор исторических наук.
Об армянских буквах на саркофаге Ярослава Мудрого
Созданный из белого мрамора саркофаг Ярослава Мудрого (XI—XII шв.) является уникальным памятником Софийского собора. На нем высечены растительные и геометрические изображения, которые встречаются на некоторых памятниках армянского зодчества (Звартноц, Макеноцац, Талин).
Внимательное изучение геометрических знаков саркофага показывает, что некоторые из них похожи на армянские буквы Ա, Դ, Պ, Կ, Թ, Մ (А, Д, П, К, Т, М) и, вероятно, являются знаками или инициалами армянских мастеров (1).
Новонайденные армянские надписи Киевского собора св. Софии, безусловно, имеют большую научно-познавательную ценность и свидетельствуют об исторических связях и дружбе украинского и армянского народов (2).
Взято у Виктор Ваганян