Армянская Церковь и Армянский Вопрос: рассекреченные письма Католикоса Всех Армян Вазгена I в Москву
Как рассказывает газета «Еркрамас», в майском номере журнала «Эчмиадзин» 1956 года была опубликована заметка о том, что 12 мая Католикос всех армян Вазген I встретился в Москве с председателем Совета Министров СССР Николаем Булганиным. Никакой иной информации в этой скудной заметке не сообщалось. Мало кому известно, что той встрече предшествовали два письма, направленные Вазгеном IБулганину, в которых Католикос выдвигает ряд проблем, касающихся судьбы армянского народа. Постановка вопросов была весьма смелой.
В первом письме, представляя удручающее положение духовной жизни, образования армян Северного Кавказа, Средней Азии и в особенности Азербайджана и Грузии, он предлагает комплекс мер, требующих безотлагательного решения. »На территории Азербайджана проживает свыше полумиллиона армян, однако там существуют всего лишь две церкви — в Баку и Кировабаде. В автономной области Нагорного Карабаха, где живет около 200 тысяч одних армян, есть только одна церковь, и то не в областном центре, а в одном из отдаленных сел. Нет церквей также в армянонаселенных районах Нахичеванского края», — пишет Католикос.
Во втором письме Вазген I акцентирует проблему «справедливого» решения вопросов Нагорно-Карабахской АО, Нахичеванской АССР и Ахалкалакского района, «которые в основном заселены армянами». Католикос предлагает присоединить указанные районы к Советской Армении. Свое предложение он мотивирует требованием армян диаспоры, насильственно лишенных родины, их желанием жить на родной земле единой национальной жизнью. Католикос Вазген I был также мудрым политиком, о чем свидетельствует выраженное в письмах мнение относительно русско-армянских исторических взаимоотношений.
В 2010 году ИА REGNUM Новости опубликовала без сокращений эти письма, копии которых ныне хранятся в Центральном государственном историческом архиве Армении (ф. 409, оп. 1, д. 5787, лл. 1-8).
Письмо №1
Католикос Всех Армян Вазген I — Н. А. Булганину
12 мая 1956 г.
Глубокоуважаемый Николай Александрович!
Первое слово, с которым хотим обратиться к Вам и в Вашем лице к Советскому Правительству, это слово Нашего почтительного привета и глубокой признательности.
30 сентября 1955 года, милостию Бога и волею всего верующего армянского народа Мы приняли высокий, ответственный и одновременно весьма трудный пост Верховного Главы Армянской Святой Апостольской Церкви. Для успешного выполнения наших обязанностей мы возлагаем Наши надежды на добронравное духовное сословие Армянской Церкви и на верующий народ. Вместе с тем, Мы всегда надеялись, что оплотом исполнения Наших надежд может быть благосклонное Советское Правительство, которое, верное своим принципам свободы религии, проявляет вполне доброжелательное отношение к религиозным учреждениям своей страны и в особенности к Эчмиадзину.
По своей сущности и по стечению исторических обстоятельств Армянская Церковь всегда была сочувственна в отношении нужд и интересов народных масс. Утеряв свою государственность несколько веков назад, Наш народ видел в лице Церкви своего защитника и единственного руководителя своей гражданской жизни. Церковь взяла на себя эти функции в самых различных областях жизни нашего народа, в частности, в области сохранения и развития его богатейшей культуры.
При нынешних условиях, когда армянский народ благодаря советскому строю приобрел полную свободу и государственность, достиг небывалой ступени расцвета своей культуры и экономики, роль нашей Церкви в самой Родине уже совсем иная и, естественно, она сейчас посвятила себя своей основной роли, то есть организации и управлению исключительно духовной жизни верующего народа.
Однако за пределами Советского Союза, по всем странам мира проживает почти половина армянского народа, которая неразрывными узами связана с Армянской Церковью и Первопрестолом св. Эчмиадзина, видя в лице Церкви важнейший институт своего национального существования.
В таких условиях задачи, стоящие перед Армянской Церковью и ее центром — св. Эчмиадзином, приобретают своеобразный характер. Эти задачи направлены к одной цели — спасти через Церковь зарубежное армянство от ассимиляции и гибели, духовно и в культуре связать его со св. Эчмиадзином, с Родиной-Матерью.
За все время своего существования Армянская Церковь выступала как защитница свободы и независимости народа против чужеземных захватчиков и поработителей. Так было в средние века — при арабском, персидском и монгольском господстве, так было в новейшие времена — при турецкой деспотии, так было в недавнем прошлом, когда советский народ встал на священную Отечественную войну против гитлеровских захватчиков.
Ныне, когда народы мира вышли на борьбу против поджигателей новой войны во имя длительного мира между народами, Армянская Церковь, верная своим традиционным принципам, мобилизовалась как преданный боец этой священной борьбы и сделает все для укрепления лагеря мира.
Глубокоуважаемый Николай Александрович!
С целью создания необходимых условий для благоприятного осуществления вышеуказанных моих, как Главы Армянской Церкви, планов, с глубокой почтительностью представляем Вашему высокому вниманию нижеследующие задачи, будучи уверенными, что Вы с любовью пойдете навстречу и сделаете соответствующие распоряжения для их разрешения:
1) Разрешить раз в год созывать в св. Эчмиадзине Собор Епископов Армянской Церкви, и раз в 5 лет — Национально-Церковный Собор для обсуждения и разрешения жизненных вопросов, связанных с деятельностью Армянской Церкви. Разрешить созвать предстоящий Собор Епископов в 1957 году.
2) Создать возможность и необходимые условия для усиления обоюдной связи между армянством Советской Армении и зарубежья в области литературы, искусства, науки, организовав поездки делегаций и взаимные посещения работников этих областей.
3) Издательства Советской Армении ежегодно издают в большом количестве художественную литературу, учебники, периодику. Но зарубежное армянство не имеет возможности пользоваться этой литературой, потому что по причине высокой потребности этой продукции недостаточно в самой Армении. Просим Вашего вмешательства для увеличения ежегодных фондов печатной бумаги, отпускаемой Советской Армении, с тем расчетом, чтобы часть печатаемой литературы отправлялась за границу.
4) Согласно любезному распоряжению от 19 апреля 1945г. бывшего Председателя Совета Министров СССР, блаженной памяти И. В. Сталина, Эчмиадзину был предоставлен ряд льгот, которыми, однако, по вине ли деятелей Церкви или органоввласти на местах нам не удалось до сих пор пользоваться. Так, например:
а) принадлежащие монастырю св. Эчмиадзина здания, находящиеся внутри его дворовой территории, должны быть возвращены конгрегации. Однако по сей день эти здания не служат своей цели, потому что заняты посторонними жильцами и учреждениями;
б) св. Эчмиадзину было разрешено иметь собственную типографию для печатания журнала, религиозных книг и прочей подобной литературы. Однако типография до сих пор не открыта. Хотели бы просить эффективного Вашего вмешательства в разрешение этих вопросов для немедленного освобождения зданий и возвращения их монастырю. Важнейшим среди них является здание патриаршеских покоев, которое свыше 40 лет занято войсковыми частями. Одновременно мы бы просили, чтобы это здание было возвращено св. Эчмиадзину после основательного ремонта и разрешения вопроса незамедлительного открытия типографии. Все оборудование типографии Католикосат приобретет на свои средства с помощью зарубежных армян.
5. Вашему высокому вниманию представляем и задачу открытия новых церквей в находящихся внутри Советского Союза районах с большим количеством армянского населения, что мы считаем весьма важной задачей по следующим соображениям:
На территории Азербайджана проживает свыше полумиллиона армян, однако там существуют всего лишь две церкви — в Баку и Кировабаде. В автономной области Нагорного Карабаха, где живет около 200 тысяч одних армян, есть только одна церковь, да и то не в областном центре, а в одном из отдаленных сел. Нет церквей также в районах с армянскимнаселением Нахичеванского края. Нет действующих церквей в республиках Средней Азии, где количество армянского населения доходит до 100 тысяч. В Республике Грузия, где проживает более 400 тысяч армян, действуют лишь четыре церкви — две в Тбилиси и две в отдаленных районах. Нет церквей и в таких крупных городах с большим населением армян, как Батуми и Сухуми.
Все эти факты известны посещающему Советскую Армению зарубежному высокопоставленному духовенству а также выдающимся общественным деятелям, и приходится отметить, что это дает повод для неблагоприятного мнения о постановке церковного дела в нашей стране.
Католикосат св. Эчмиадзина получает многочисленные письма от верующих армян как из районов Армении, так и из областей Советского Союза, заселенных армянами, с просьбой ходатайствовать об открытии церквей. В этих письмах верующие жалуются на то, что в результате отсутствия церквей они лишены духовного утешения и возможности исполнения необходимых религиозных обрядов.
Представляя вышеупомянутые факты и обстоятельства на Ваше высокое усмотрение, Мы бы хотели просить разрешения правительства на открытие ряда церквей как в районах Армении, так и в заселенных армянами районах Азербайджана, Грузии, Северного Кавказа, Средней Азии.
6) В Закавказье и на Северном Кавказе есть много старых армянских монастырей, имеющих для нашего народа большое историческое значение. Считаем необходимым три из этих монастырей, находящихся ныне в запущенном состоянии, передать Эчмиадзину, дабы мы могли соответственно заботиться о них. Это монастыри: Ганзасар (в Азербайджане), Татев (в Армении) и Сурб Хач (в Ростовской области).
Глубокоуважаемый Николай Александрович!
Разрешите, оставаясь уверенным в благоприятном разрешении поднятых в данном Нашем обращении вопросов, заключить следующим:
Около 200 лет армянский народ связал свою судьбу с русским народом. В области своего национального освобождения, экономического развития и культурного прогресса наш народ многим обязан России. Пользуясь высоким вниманием, которым Вы соблаговолили почтить Нас, Мы хотим как армянин и как Верховный Глава Армянской Церкви передать Наш горячий привет и лучшие добропожелания великому,благородному и великодушному русскому народу.
Примите, высокопочтимый Николай Александрович Булганин, наши лучшие добропожелания в отношении Вашего доброго здравия, многолетия и успеха в делах, как и наши уверения в глубоком почтении.
Верховный Патриарх — Католикос Всех Армян Вазген I
Письмо № 2
Католикос Всех Армян Вазген I — Н. А. Булганину
12 мая 1956 г.
Глубокоуважаемый Николай Александрович!
Мы, Католикос Всех Армян Вазген I, как вновь избранный Глава Армянской Церкви, благодаря благосклонному отношению Советского Правительства имели возможность сделать пастырское посещение в наши зарубежные епархии, церкви, ознакомиться с жизнью армян, живущих за границей. В течение трех месяцев Мы посетили армянские колонии в Ливане, Египте, Италии, Франции и Англии. Наш народ всюду принимал Нас с исключительной теплотой и с огромным воодушевлением как Престолоначальника св. Эчмиадзина и Пастыря, едущего из Матери-Родины.
Возвратившись из нашей трехмесячной зарубежной поездки, Мы считаем своим долгом представить Вашему высочайшему вниманию нижеследующее:
а) Взоры проживающих ныне за рубежом более одного миллиона армян направлены к св. Эчмиадзину, к Матери-Родине — Советской Армении. Они с трепетом ждут справедливого разрешения Армянского вопроса, чтобы эти жаждущие Родины люди могли вернуться на свою Родину, о чем мечтают уже не один десяток лет.
Где бы Мы ни побывали, во всех странах, в частности в Ливане, Сирии, Египте и Франции, где в общей сложности проживает около 400 тысяч армян, десятки тысяч людей обращались к нам, умоляя: «Не оставляйте нас, берите нас с собою на Родину». Весь наш путь от Бейрута и до Египта и Франции был омыт слезами армянского народа, жаждущего своей Родины.
б) Всюду в этих странах пламенные патриоты — предводители нашего народа — наши епископы и представители национально-церковных властей просили Нас передать Советскому Правительству свою глубочайшую благодарность за то, что часть армянского народа численностью около полутора миллионов человек обрела мирную и счастливую жизнь на родной земле — на территории Советской Армении, благодаря спасительной братской помощи великого русского народа и великого Советского Союза. Однако это представляет разрешение лишь одной третьей части Армянского вопроса. Более чем один миллион армян проживают на территории соседних республик Закавказья — Грузии и Азербайджана. Примерно столько же армян проживают за рубежом. Это остатки, изгнанные из родных мест в Турецкой Армении во время Первой мировой войны в результате невиданных в истории гонений и резни со стороны турецких властей. Весь этот народ со всей верностью возложил свои надежды на русский народ и Советское правительство.
в) За границей многие спрашивали нас — не настало ли время для справедливого разрешения вопроса об автономной области Нагорного Карабаха, Нахичеванской АССР и Ахалкалакского района, которые в основном заселены армянами, однако они продолжают оставаться за пределами границ Советской Армении. Зарубежные армяне, таким образом, надеются, что благосклонным Советским Правительством будут созданы необходимые условия в земельном (территориальном), экономическом и жилищном отношении для их возвращения на Родину с тем, чтобы воссоединиться со своими родными братьями на родной земле.
г) Руководители наших зарубежных армян просили довести до сведения Советского Правительства их просьбу о том, чтобы на ближайшие 5-7 лет была составлена программа репатриации армян в Советскую Армению с таким расчетом, чтобы можно было ежегодно репатриировать 30-40 тыс. армян в Армению. Естественно, предоставляя им соответствующую территорию и работу — для выполнения такой программы, конечно, потребуются значительные средства на жилищное и другое строительство, для чего необходимо будет заранее наметить соответствующие мероприятия.
Д) Многие из зарубежных армян выражали некоторое недовольство тем, что в отдельных районах и городах Грузии, Азербайджана и других районах с компактным армянским населением многие армянские школы закрыты вообще, а там, где они имеются, недостаточны для более полного охвата детей-армян, желающих изучать родной язык. Так, например, в Ростовен/Дону, в Краснодаре, в Армавире, Пятигорске, Батуми, Сухуми, в закаспийских республиках и других местах, где до 1937г. существовали армянские средние школы, ныне их совершенно нет.
Мы хотим заверить Вас, глубокоуважаемый Николай Александрович Булганин, что затронутые в нашем письме вопросы представляют самые искренние чувства и заветные мечты всего армянского народа. Разрешите мне осмелиться добавить и ту истину, что насколько сильным будут в Закавказье армянский народ и Армения, настолько будет обеспечена безопасность южных границ нашей Великой Родины (курсив. — А. Г.). За последние 200 лет армянский народ своей историей доказал свою бесконечную верность и безоговорочную дружбу с великим и гуманным русским народом. Как всегда, тем более на сегодняшний день судьба и вся жизнь нашего народа связаны с судьбою своего великого северного друга, народа-спасителя.
Католикос Всех Армян Вазген I
Напомним, что Вазген I (в миру — Левон Палчян) родился 3 октября 1908г. в Бухаресте. В 1936г. окончил факультет философии и литературы Бухарестского университета. В 1929-43 преподавал в армянских школах Бухареста. В 1955 году был избран Католикосом всех армян. В 1950-60-х гг. побывал почти во всех армянских диаспорах мира. После обретения независимости, стал первым Национальным героем Армении. Скончался в 1994 году.
Подготовил Ашот Погосян,
ИА REGNUM