“Армяне идут в храм и верят, что коронавирус победит молитва”
Власти Армении продлили на месяц режим ЧП, объявленный в середине марта из-за коронавируса. Карантинные меры в республике — одни из самых жестких на постсоветском пространстве. Однако армяне не спешат соблюдать их — в минувшую Пасху, 12 апреля, от массовых нарушений самоизоляции не спасло даже закрытие храмов. Но армянское безрассудство объясняется не только особенностями менталитета. С самого начала пандемии граждан убеждали, что вируса бояться не стоит. И шло это послание сразу из двух влиятельных институтов — Церкви и государства, которые использовали тему коронавируса в своих интересах. Зачем чиновникам и священникам потребовалось преуменьшать опасность — в материале «Ленты.ру».
Светское против духовного
Ресурсы Армении для борьбы с глобальной пандемией скудны — тестов мало, резерв системы здравоохранения невелик. Первый зараженный официально появился 1 марта, к 30 марта число больных достигло уже 482 человек, а к середине апреля — превысило тысячу. Еще в марте всех въезжающих в страну проверяли на наличие симптомов, ставили на учет, призывали к самоизоляции, потом звонили из медучреждений и держали, пусть и дистанционно, но на контроле. Но число заболевших неуклонно росло, так что с 16 марта Армения живет в режиме даже не ЧС, а ЧП — с максимальными ограничениями на передвижение людей, а с 25 марта и вовсе остановлены любые поездки по территории страны.
В Ереване с 14 марта закрыли музеи , театры, библиотеки, спортплощадки и так далее — все, что подконтрольно мэрии и не является предприятиями жизнеобеспечения. Так же поступали другие муниципалитеты. Даже владельцы крупных ТЦ в столице подошли к вопросу ответственно и по своей инициативе закрылись. Но церковь как будто не замечала происходящего — 15 марта СМИ сообщали, что только в одной из ереванских церквей прошли сразу несколько свадеб.
Несмотря на призывы премьер-министра Никола Пашиняна и министра здравоохранения Арсена Торосяна, еще буквально за день до введения режима ЧП в храмах проводились многолюдные службы и обряды. Граждане тоже не отстают от клириков в стремлении игнорировать опасность. В минувшее воскресенье армяне отпраздновали Пасху, и, даже несмотря на закрытие церквей, люди не изменили своим привычкам: на дорогах образовались пробки, а в продуктовых магазинах — очереди.
Примечательно, что главным очагом распространения инфекции стал город Эчмиадзин — духовная столица страны, где располагается основная резиденция Католикоса Всех Армян Гарегина II. В этом же городе 8 марта прошла церемония помолвки, на которой недавно вернувшаяся из Италии женщина, скрывавшая свои симптомы, заразила гостей. Большинство из заразившихся на тот момент жителей Армении стали жертвами «эчмиадзинской тети», как прозвали ее в соцсетях.
Церковь не только демонстративно игнорировала призывы правительства, но и намекнула, что светские власти духовным не указ. Руководитель пресс-канцелярии Первопрестольного Эчмиадзина иерей Ваграм Меликян выступил в Facebook с заявлением, где хоть формально и согласился с тем, что время теперь опасное, но дал понять, что полностью закрываться церковь не намерена. Вместо этого иерей сообщил, что «для осуществления превентивных мер во время воскресной литургии в церквях» пастырям даны указания. То есть дал понять, что воскресные литургии в церквях будут проводиться. В свою очередь архиерей Арцахской епархии Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) архиепископ Паргев Мартиросян прямо заявил, что только католикос может принять решение об отмене массовых мероприятий в церквях.
Параллельно в Facebook — соцсети, формирующей всю общественно-политическую повестку Армении — представители низших чинов ААЦ и ее зарубежные представители массово принялись изобличать неких «врагов армянской церкви» и обвинять их во всяких кознях. Например, весьма гневной речью разразился глава епархии в Германии Серовбе Исаханян. Епископ, в частности, проехался по «недружественным церкви» атеистам и агностикам и заявил, что благодаря коронавирусу некоторые «гуляющие в мордокниге безбожники» нашли предлог поливать грязью церковь. “Люди, для которых верующие отсталые, невежественные и сумасшедшие, теперь вдруг думают о жизни и здоровье этих верующих. Да, конечно, кому же еще о нас думать! Мы ведь невежественны и мрачны, а наш мозг недостаточно силен, чтобы различать хорошее и плохое”, — написал предводитель Германской епархии ААЦ. Отсылка, скорее всего, касается главы Минздрава Арсена Торосяна, известного также в качестве бывшего координатора армянского атеистического Facebook-сообщества. «Безбожник» молчать не стал и через несколько часов отчитал церковников. «По правде говоря, я не в курсе, какие решения приняли действующие в нашей стране религиозные организации по части продолжения или прекращения своих церемоний, однако хочу напомнить, что как минимум в Южной Корее и в нашем соседнем Иране новая коронавирусная инфекция получила свое взрывное развитие именно из-за религиозных обрядов», — написал он.
Судя по всему, власти пытались в закулисном режиме договориться с «людьми в черном», уговаривая их забыть на время о своих бизнес-интересах ввиду форс-мажорных обстоятельств, но не вышло. Ситуация грозила выйти из-под контроля, поэтому Пашинян и его команда решили действовать жестко: на следующий день после заявления эчмиадзинского пресс-секретаря Меликяна, 16 марта, парламент Армении с подачи правительства ввел Чрезвычайное положение на всей территории страны. Расчет прост — в период действия ЧП любое собрание, в том числе и религиозное, может быть разогнано.
После этого церковь поумерила пыл, но не сдалась. Убедившись, что под сводами храмов с вирусом бороться уже не получится, церковь решила перейти в онлайн, хотя ранее использование информационных технологий в религиозных обрядах считалось уделом сектантов. Даже пасхальную литургию ААЦ провели за закрытыми дверьми, зато с доступом в телеэфир и трансляцией священного действа через интернет. Однако прихожанам объявили, что все желающие причаститься смогут сделать это поодиночке в течение нескольких дней после воскресной литургии.
Вирус как реванш
Перепалки власти и церкви — следствие конфликта отнюдь не религиозного свойства. С приходом Пашиняна на пост премьера руководство изменило свое отношение к духовенству и заинтересовалось источниками его несметных богатств. В стране проходили акции с требованием отставки католикоса, религию выгоняли из школ, атеисты стали занимать важные должности — например, мэром самого Эчмиадзина выбрали неверующую женщину, что до глубины души возмутило консервативное патриархальное духовенство. Так что коронавирус стал для церкви хорошим поводом для «реванша» в глазах своей паствы. Она не только напрямую перечила властям, пока те пытались обуздать эпидемию. Пока врачи, вирусологи, эпидемиологи и прочие специалисты во всем мире ломают голову над загадкой нового коронавируса, в Армении усилиями верующих средство тут же нашлось. Людей заставляли поверить, что вирус — не что-то сильно опасное, что от него можно избавиться в два щелчка.
Например, Facebook-страничка одного из армянских храмов распространяла лженаучные сведения о том, что якобы дым от ладана «предотвращает размножение микробов в воздухе, воде и организме, уничтожает все вирусы и болезнетворные бактерии». В чем смысл, понятно: на официальном сайте Араратской епархии ААЦ содержится указание покупать ладан только в церкви.
Объявление режима ЧП на практике помешало проводить массовые религиозные мероприятия, но пропаганда церкви только усилилась. Церковники не упускают возможности напомнить о себе и своей важности в сложную минуту. Их десятки и сотни, каждый с большой или маленькой аудиторией, и все в один голос твердят: спасти вас может только бог. Например, священник Товма Андреасян учит свою паству, что коронавирус — кара божья за извращения. Представляющийся протодиаконом Восточной епархии ААЦ в США Армен Ареян, известный тем, что считает рок-музыкантов сатанистами, транслирует схожие идеи.
Сумятицей в умах пользуются предприимчивые бизнесмены с финансовой ставкой на веру: всякие церковные, околоцерковные и прорелигиозные странички вместе с распространением вируса резко повысили активность, рекламируя веру в качестве оружия против всего плохого на свете. Например, малоизвестная страничка «Овнашенская церковь Вернатун» внезапно стала собирать десятки тысяч просмотров под своими видеопроповедями, в которых, по сути, пропагандируется самое дремучее из всех возможных мракобесий.
“Если по ту сторону экрана кто-то кашляет и вы боитесь, если у кого-то температура и вы боитесь, мы сейчас кладем наши руки на вас и говорим: пусть температура пройдет именем Христа, пусть огонь пройдет через экран, огонь божий Христос может все, молитва мощна…” (Отрывок из интернет-проповеди.)
Кроме того, ситуацией поспешили воспользоваться различные религиозные меньшинства. Одно из наиболее крупных в Армении — объединение церквей христианского толка «Слово жизни». В Армении их держат за сектантов, как и остальных представителей иных конфессий, хотя, по сути, «Слово жизни» представляет одно из современных протестантских направлений в христианстве, их относят к неопятидесятникам. Но в дни распространения эпидемии «Слово жизни» отметилось и вправду как настоящая секта — высшие иерархи «армянского офиса» этой организации рассказывали выдуманные истории о том, что «в одном китайском городе, названия которого я, конечно, не помню», дух божий во время обряда накрыл верующих и вылечил от коронавируса полцеркви.
Более того, по словам проповедника Артура Симоняна, в этой церкви вообще открыли средство от коронавируса — оказывается, кровь всех людей, кто был в той выдуманной церкви во время «чуда», лечит от COVID-2019, что было подтверждено некоей прихожанкой-медсестрой, после чего возле этой церкви начали образовываться очереди. «Это не преувеличение!» — заявлял проповедник, резюмируя словами «Слава Иисусу, аллилуйя». Правда, через сутки он добавил пост, что все проповеди теперь проводятся только через Facebook и YouTube — про чудодейственную кровь из неизвестного китайского города религиозный деятель забыл. Но его паства — вряд ли.
Сочувствующие церкви есть даже в рядах правящего политического блока «Мой шаг» Никола Пашиняна. Например, депутат парламента Сасун Микаелян, который попросил Католикоса Всех Армян Гарегина II объехать страну с копьем Лонгина — главной святыней церкви, именно им, по преданию, был заколот Иисус Христос на кресте. Армянский первоиерарх решил придержать реликвию на еще более черный день и пока обошелся десницей Григория Просветителя, металлической чашей в форме руки, внутри которой содержатся останки первого католикоса.
Не вовремя зашел
Руководству страны пандемия коронавируса смешала все карты в войне старого истеблишмента с новым. Самым актуальным вопросом политической повестки на январь-февраль стал кризис с Конституционным судом — его возглавляет ставленник прежних властей, один из ближайших соратников экс-президента Сержа Саргсяна, бывший министр юстиции Грайр Товмасян. Он один из создателей действующей Конституции. Потенциально текущий состав суда может ставить не то что палки, а бревна в колеса Пашиняну. К примеру, через Конституционный суд можно развалить дело второго президента Роберта Кочаряна, обвиненного в попытке свержения государственного строя, а оно имеет принципиальное значение для властей Армении. После неудачных попыток подкупить неугодных судей правящий блок решил пойти радикальным путем: использовать Конституцию как приказ об увольнении членов КС. Для этого пришлось провести ряд сильно сомнительных с точки зрения закона процедур. Например, согласно действующему закону «О референдуме», на избирательном участке должна быть копия решения Конституционного суда о том, что референдум соответствует Конституции. Но этой бумажки там быть не может, потому что Пашинян решил пойти в обход КС и провести референдум без его согласия.
Руководство страны делало все, чтобы реализовать этот маневр максимально быстро. Референдум назначили на 5 апреля. И даже в марте, когда пандемия пришла в Армению, власть поначалу питала надежды, что беда пройдет мимо. Она старалась максимально снизить градус общественного восприятия опасности вирусной угрозы, тем самым невольно потакая распространению религиозных представлений о болезни. Еще в начале марта, когда в Италии и Иране уже разразилась эпидемия, премьер Пашинян лично колесил по всей стране, сам организовывал массовые мероприятия и собирал людей на митинги.
«Да чей это вообще пес, коронавирус этот?» — уверенно вопрошал Пашинян 1 марта. Хотя эксперты в области здравоохранения и просто здравомыслящие наблюдатели уже к тому времени предупреждали, что агитацию следует приостановить, что опасность серьезна, премьер не унимался. Любые возражения списывались на происки сторонников оппозиции, нашедших повод сорвать референдум.
“Не коронавирус опасен; настоящий коронавирус — это те (плохие люди), что до сих пор разлагают организм нашей государственной системы. И мы этих коронавирусов вместе поштучно пинцетом достанем, самогоном дезинфицируем и отправим восвояси!” — вещал Пашинян.
Еще на заседании правительства 26 февраля армянский премьер беседовал с министром здравоохранения Арсеном Торосяном и получил утвердительный ответ на вопрос: «То есть человек может заболеть коронавирусом, но попить кофе, чаю, водки, а потом встать и пойти по своим делам?» Торосян же утверждал, что коронавирус «не считается очень опасным вирусом, а потому нужды в специальных мероприятиях нет». Однако вскоре после этого эпидемия наконец дала о себе знать и в Армении, после чего власти изменили позицию на 180 градусов. И обрушились на церковь.
Вся эта история застала армянского обывателя врасплох: сначала церковь и власти, каждый по-своему, изображали коронавирус как надуманную угрозу. Но потом правительству пришлось изменить позицию и срочно принимать меры. Святые отцы хоть и поумерили свой пыл, но по-прежнему выражают недовольство и мириться с ситуацией не собираются.
За этим всем наблюдает дезориентированный, но гордый гражданин Армении, который до сих пор еще не поверил в серьезность происходящего. Что и неудивительно — поначалу все его убеждали, что проблема эпидемии яйца выеденного не стоит. Теперь ему приходится жить в новой реальности с режимом ЧП, всевозможными ограничениями и страхом подцепить смертоносную заразу. На языке властей это называется «все под контролем», на языке «людей в черном» — карой и знамением. Но главная проблема в том, что армянскому обывателю от всего этого жутко неудобно, а он неудобств не терпит.
Элен БАБАЯН