АРМЕНИЯ: КТО ЧТО И КОГО ИМЕЕТ?

Включаем «Машину времени» писателя-фантаста Уэллса, переносимся во времена Галуста Гульбекяна, на ум тотчас приходит Следственный комитет Армении. Почему британцы не собирали компромат на своего миллиардера, заложившего основы нефтедобычи на Ближнем Востоке? Где следственные действия? Как с уголовным делом?  

Подозрения в образовании первичного капитала и безупречности финансовых операций мог бы вызвать и старт коммерческой деятельности Александра Манташева, Микаэла Арамянца, Алекса Манукяна, не говоря уже о Кирке Кркоряне, владельце почти половины отелей и казино американского Лас-Вегаса.

Теперь выключаем «Машину времени» и включаем мозги. Все названные господа и еще многие другие остались в истории человечества не потому, что входили в конфликт с налоговыми службами, а потому что следовали Библейской заповеди: «Богат не тот, кто имеет, а тот, кто отдает». Эти люди отдавали: всегда, щедро, от души. Следственные органы отдыхали…

 Из отношения к сильным мира сего еще одно. «Деньги не купят ум дураку, почет подлецу, уважение профану. Если вы попытаетесь с помощью денег окружить себя теми, кто выше и умнее вас, дабы обрести престиж, то в конце концов падете жертвой тех, кто ниже». У нас то и дело пытаются и почти всегда падают. Но мы сейчас о других.

Начинаем с Арама Яковлевича Абрамяна, профессора, доктора медицинских наук, создателя школы советской урологии, Героя Социалистического Труда (написание с заглавной буквы — не пустая формальность).

 Что имел профессор для себя в прагматически-потребительском смысле, не знаем, что отдал, знают все — хранится на ереванском Каскаде в Музее русского искусства.

Открыт в 1984 году, под угрозой закрытия оказался в первые годы властвования АОД (потому как искусство русское, а государство армянское!), в 1995 году из музея украли шедевр Врубеля «Демон и Ангел с душой Тамары», спустя двадцать два года полотно было найдено спецслужбами России, отреставрировано в Третьяковский галерее Москвы и передано бывшему президенту Армении Сержу Саргсяну действующим президентом России Владимиром Путиным.

   То, что выставлено в музее сегодня, впечатляет даже тех, кто приходит на Каскад из-за крепкого кофе и курицы-гриль. Серов, Коровин, тот же Врубель, Нестеров, Бенуа, Кустодиев, Петров-Водкин, Фальк — свыше трехсот пятидесяти картин живописцев с мировым именем.

Первое, что может прийти в голову любителям курицы на гриле и «кофе-арабико» это – сколько же можно было заработать на таких картинах! А он все отдал безвозмездно, не взял ни копейки. Почему?

Арам Абрамян объяснил: «Я хочу, чтобы как можно больше людей все это видело, ко всей этой красоте приобщалось. Я знаю, как в Армении любят, как понимают и ценят великую русскую культуру».

Здесь мы ненадолго покинем ереванский Каскад и перелетим в американский Детройт.

 Алек Манукян, миллиардер тоже из первой десятки богачей того времени, дал деньги на строительство и оборудование факультета армянской филологии Мичиганского университета. Денег надо было много. Манукян дал сколько требовалось, получилось лучше всех остальных университетских «филологий». Он хотел чтобы все, кто учится или хотя бы заходит на армянский факультет, проникались духовным величием его родины. Проверял на себе — проникался.

Микаэел Арамянц. Организовал Армянское этнографическое общество, финансировал раскопки академика Марра в Ани, чем поспособствовал открытию Государственного музея истории Армении.

Погос Нубарян. Создал общество благотворительного союза по защите армян диаспоры.

Галуст Гюльбенкян. Оставил после себя Армянское отделение благотворительного фонда с годовым бюджетом в три миллиона шестьсот тысяч долларов. Есть еще, и еще.    

Арам Яковлевич Абрамян, Христофор Айрапетович Петросян. Один уролог, другой травматолог. Названы великими меценатами: «Не только финансово помогали своим ученикам, но безвозмездно и своим пациентам: лечили, покупали лекарства, продукты питания» — вспоминал  ректор Ереванского медицинского университета Армен Мурадян.

То-есть, чтоб помогать людям быть миллионером не обязательно, поддеражть страждущих может пусть не каждый, но большинство. Но если уже подфартило так, что  хлеб у тебя уже давно с маслом, оглянись в избытке и увидишь.  

К чему весь этот разговор? К тому, что Армения должна иметь богатых, а не богатые иметь Армению. Когда первое станет обычным, а второе невозможным, выиграют все.