Ара Бабаджанян : «Мне просто стыдно перед памятью отца, который так много сделал для пропаганды Еревана, но в котором ему сегодня места не нашлось»
Вот и весь юбилей выдающегося композитора Арно Бабаджаняна – увы и ах!
Министерство образования, науки, культуры и спорта Армении предпочло ограничиться декларативными заявлениями о формировании в 2021 году некоего полного списка юбилейных мероприятий, с которым я лично до сих пор не знаком.
Достоверно знаю лишь, что 22 я
В марте состоялся концерт-акция «Героическая баллада», в концертном зале Арама Хачатуряна звучала бабаджаняновская музыка из любимых кинофильмов в исполнении пианиста Александра Гинди, сопрано Сирануш Гаспарян, баритонов Геворга Акопяна и Ильи Кузьмина под руководством художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Сергея Смбатяна. Вот и весь юбилей!..
Об этом и многом другом заявил в эксклюзивном интервью «НВ» президент Фонда памяти Арно Бабаджаняна, сын выдающегося армянского советского композитора, певец и актер Ара Бабаджанян.
– Ара Арноевич, в последнее время вы не раз выступали с довольно нелицеприятными заявлениями по поводу создавшейся общественно-политической ситуации в Армении и Арцахе? Эти процессы, на ваш взгляд, носят сиюминутный характер или же являются логическим продолжением неких определенных действий?
— Я, конечно, не политик, но я армянин, родился в Ереване, в моих жилах течет и арцахская кровь. Дед по материнской линии был родом из Шуши, а второй дед – по отцовской бился в Сардарапате за независимость Первой республики. Так что мне вдвойне больно видеть происходящее как в осажденном Арцахе уже более 6 месяцев, так и в самой Армении на протяжении трех десятков лет. Я же отлично помню многотысячные митинги в конце 80-х – в защиту Арцаха. Можно по-разному относиться к тому или иному политику, к тому, что происходило в Армении и Арцахе за последние пять лет. Но после духовного возрождения нации в начале 90-х, после победы в первой арцахской войне, скатываться к заявлениям, типа «Шуши был очень несчастным, серым городом», к трагическому поражению в последней войне и колоссальным потерям, крайне, просто чудовищно неприемлемо!
Неприемлемы те идеологические вбросы в общество и нападки на церковь, семейные ценности, снижение ценза образования, размытость критериев в искусстве… А в итоге отдается предпочтение материальному благосостоянию. Вот и в разговоре об Арцахе, можно вдруг услышать чудовищный ответ: «А зачем нам Арцах? Лучше уж сдадим да будем жить припеваючи…»
Мне видится одно. То, что сейчас называется «бархатной революцией», по сути, усугубила процесс деградации армянского общества, предпосылки которого были заложены власть имущими еще 30 лет назад. Последовательное разрушение духовности нации, отторжение народа от истинных постулатов веры, культуры и искусства привело к тотальному равнодушию и инфантильности даже при решении жизненно важных вопросов. Можно сказать, что причина сложившейся вокруг Арцаха проблемы– следствие политики премьера Никола Пашиняна, а можно и смело утверждать, что и «бывшие» власти предержащие, наряду с «нынешними» повинны в создавшейся ситуации
Это страшно, когда нация которая веками гордилась своей высокой культурой, искусством, духовностью, семейными традициями целенаправленно лишается всего этого. Первопричина, на мой взгляд, кроется в массированной экспансии так называемой мягкой силы внедренных неправительственных организаций, а точнее, глобалистских структур, которых, по большому счету, не интересует уникальность армянского гена и этноса. Точно также не интересует особенность, к примеру, грузинского, казахского и иже с ними других народов и наций. Вот эти глобалисткие устремления и продолжают довлеть в нашем обществе, Вплоть до того, что предлагается забыть о геноциде и простить преступников…
— Насколько известно, вы сейчас предпочитаете жить в Тбилиси. Есть ли для этого весомая причина? Почему вы не в Ереване и не в Москве?
— Не то, что я предпочел или не предпочел, так сложилось. Когда началась пандемия, наша семья жила в Москве, где, впрочем, и продолжает жить. Просто в пандемическое лихолетье мы решили быть ближе к родителям моей супруги – Майи Кипиани, музыкального продюсера и журналистки. Три года назад приехали и остались здесь, где мне очень нравится. У меня здесь много друзей – армян, грузин, езидов, русских. Можно много говорить об атмосфере доброжелательности толерантности в Тбилиси, но и достаточно сказать, что вот на «пятачке» Мейдана соседствуют главный православный храм Сиони и синагога, армянская и грузинская церкви, минарет и католический храм. Издавна здесь дружно жили и растили детей, которые говорят на всех языках, вплоть до греческого и ассирийского…
— На протяжении трех десятков лет вы возглавляете «Международный фонд памяти Арно Бабаджаняна». Можете ли поделиться «секретами» в важном деле сохранения памяти всеми любимого маэстро Бабаджаняна? Насколько велик вклад самой Армении в этот процесс?
— Это достаточно большой срок и беседа может затянуться. А если вкратце, то начинал вместе с друзьями отца – с Арменом Джигарханяном и Иосифом Кобзоном, с «Армянской могучей кучкой» — композиторами Эдвардом Мирозояном, Александром Арутюняном, Лазарем Сарьяном, Адамом Худояном, кинорежиссером Юрием Ерзнкяном, чрезвычайным и полномочным послом Каро Удумяном. В 1996 году, когда мы в память Арно Арутюновича отмечали его 75-летний юбилей, они были еще живы, помогали советом и делом. К сожалению, пандемия несколько подкосила наши планы, мы не могли с надлежащим размахом отметить 100-летний юбилей Арно Бабаджаняна. Прошли концерты не только в московском Большом зале консерватории и Кремлевском дворце, но и во многих крупных российских городах. Имя Арно Арутюновича носят и авиалайнер, и трансокеанский танкер. Основные мероприятия мы провели в следующем – 2022 году. В Германии, Латвии, Казахстане, Беларуси прошли концерты как классических, так и эстрадных произведений…
В Армении же Министерство образования, науки, культуры и спорта предпочло ограничиться декларативными заявлениями прессе о формировании некоего полного списка юбилейных мероприятий, с которым я лично не знаком. Достоверно знаю лишь, что 22 января у памятника Арно Бабаджаняну выступил министр НОКС Ваграм Думанян, здесь же установили динамики и ограничившись несколькими выступлениями. В марте состоялся концерт-акция «Героическая баллада», посвящённый 100-летию со дня рождения выдающегося композитора. Весь вечер в концертном зале Арама Хачатуряна звучала бабаджаняновская музыка из любимых кинофильмов в исполнении пианиста Александра Гинди, сопрано Сирануш Гаспарян, баритонов Геворга Акопяна и Ильи Кузьмина под руководством художественного руководителя и главного дирижера Симфонического оркестра Сергея Смбатяна. Вот и весь юбилей!..
Музыковед и вице-президент фонда по нучно-исследовательской работе Артем Андриасян подготовил полное собрание сочинений Арно Арутюновича, дело осталось за малым – за изданием, но… Почему-то издали сборник старых песен Арно Бабаджаняна, которые и так всем известны. Какие цели при этом преследовали издатели мне, по крайней мере, не известно… Иными словами, то, с чего началось наше интервью получило свое неутешительное подтверждение!
Или же другой пример. На эти 2-3 года пришлись юбилеи и других выдающихся композиторов «Армянской могучей кучки». И вновь возникает риторический вопрос: «Кто об этом вспомнил в Армении?» А прославленный дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев не просто вспомнил, но и провел чудесный концерт в Московском зале «Зарядье», во время которого звучала музыка тех, кого по праву считают основателями армянской музыкальной школы. Более того, с именем Гергиева связаны и наши ближайшие планы. В частности, Арно Арутюнович мечтал написать музыку к балету, но по ряду причин ему не удалось осуществить эту мечту. Когда я об этом рассказал Валерию Абисаловичу, он загорелся этой идеей. И мы решили, что постановку будет не только на музыку Арно Бабаджаняна, но и других участников «могучей кучки» — Эдварда Мирзояна и Лазаря Сарьяна. Это будет своеобразный триптих…
— Столь же неутешительное продолжение получила и проблема создания в Ереване музея Арно Бабаджаняна? Если не ошибаюсь, на протяжении более чем двух десятков лет вы обращаетесь в высшие правительственные инстанции Армении для реализации этого проекта. В свое время и Иосиф Кобзон загорелся идеей сделать дом—музей Арно Бабаджаняна в квартире, в которой жил композитор, даже готов был взять материальную часть на себя. Можете ли прояснить ситуацию в этом вопросе? Быть ли музею маэстро в Ереване, сохранится ли уникальный архив, экспозиция и восковая скульптура в городе, которому он был предан и для которого много сделал?
— Это наглядный пример того, как в отношении выдающихся людей музыкальной культуры как «бывшие», так и «настоящие» действуют в унисон. В 2018 году мы провели в Москве день рождения Арно Арутюновича. Специально из Санкт-Петербурга привезли восковую фигуру маэстро, подготовили фотографии, ноты. Все это разместили в фойе Посольства Армении. В это время в Москве находился и председатель национального собрания Ара Баблоян, который не только приветствовал идею создания музея в Армении, но даже заявил, что свою месячную зарплату он перечислит по этому поводу на счет фонда. Тогда же была обсуждена идея, что музей может быть открыт в малом зале филармонии, которая носит имя Арно Бабаджаняна. Оставалось лишь выделить небольшое помещение. И ничего. Экспонаты продолжаются пылиться на складе в Москве. Вместе с тем, к примеру музей Глинки периодически нам предоставляет место для проведения выставки…
Мне просто стыдно перед памятью отца, который так много сделал для пропаганды Еревана, но в котором ему сегодня места не нашлось…
В этом году исполняется 40 лет со дня смерти Арно Арутюновича, но кто-нибудь в Армении думает об этом? Тот еще вопрос. В Тбилиси же мы обязательно проведем день памяти, пригласим музыкантов из Армении, проведем достойный концерт. Уверен, что и в Москве сможем на должном уровне отметить эта памятную дату…
— Ереван невозможно представить без музыки Арно Бабаджаняна. Фильм «Песня первой любви», в котором звучат песни Бабаджаняна — «Еревани сирун ахчик» («Ереванская красавица»), «Им Ереван» («Мой Ереван»), «Песня первой любви» — можно смело назвать гимном армянской столицы. Известно, что маэстро часто повторял, что в Ереване он живет, а в Москве проживает. Что вам вспоминается по этому поводу – страстной любви Арно Арутюновича к родному городу?
Очень давно, как раз в период написания этих песен и выхода фильма – в конце 50-х, с Арно Бабаджаняном приключился курьезный случай, который он частенько вспоминал. Поздно вечером он направлялся из квартиры родителей на проспекте в свою квартиру на Баграмяна. В одном из темных дворов его останавливает группа молодых парней и «просит» отдать им все ценное, что у него есть. Отец отдал часы, все деньги, которые были у него в кармане. Довольные грабители собрались было уходить, но их главарь не спешил, вновь и вновь вглядывался в лицо отца. То ли узнал его по телевизионной передаче, то ли еще что, но потребовал от своих подельников, чтобы те вернули и часы, и деньги. А папа все не понимает, что происходит: сначала экспроприируют, затем –возвращают… Догадался лишь тогда, когда его обидчики на выходе со двора запели «Еревани сирун ахчик»…
В последние годы произошло несколько случаев, которые, можно сказать, напрямую связаны с песнями, посвященными Еревану. В 2016 году отмечали юбилей Арно Арутюновича как в Москве, так и в других крупных российских городах. Мой хороший друг и коллега –Ваге Степанян, который жил и работал в Воронеже, также организовал и провел мощный – по звездному составу участников – концерт. Смог подтянуть и Ларису Долину, и Анну Лорак, и Александра Серова, и иже с ними… Вот он как-то ко мне обратился с необычной просьбой: нельзя ли найти в архивах мелодию, которая могла бы стать своеобразным гимном Воронежу… Я нашел в архивах Арно Арутюновича такую мелодию, воронежский поэт написал стихи. Так и появилась новая песня Арно Бабаджаняна «Город колокольный»… Первыми на песню, образно говоря, отреагировали не воронежцы, а жители Чувашии, которые прослышали про эту историю и обратились ко мне со схожей просьбой. Так появилась песня Арно Арутюновича, посвященная Чувашии. Сегодня на очереди Владикавказ, где мы также планируем провести концерт по случаю 40-летие со дня кончины маэстро. Как мне сообщили, местная поэтесса уже написала стихи, а теперь мне вновь предстоит обратиться к архиву великого композитора. Уверен. Творческая судьба великого композитора и на этот раз продолжится с успехом…
ТБИЛИСИ — ЕРЕВАН
БЕСЕДОВАЛ ВАЛЕРИЙ ГАСПАРЯН
Из Досье «НВ»:
Ара Арноевич Бабаджанян родился в Ереване 11 декабря 1951 года (по паспору 11.01.1952), сын выдающегося композитора Арно Арутюновича Бабаджаняна (1921 — 1983).
Закончил ГИТИС имени А.В.Луначарского по двум специальностям: отделение актёров музыкального театра и отделение режиссеров эстрады.
Работал в качестве солиста в Государственном эстрадном оркестре Армении под руководством Народного артиста СССР К.Орбеляна, в Армконцерте, солистом «Росконцерта» и «Москонцерта».
Лауреат Международного конкурса телевидения ГДР в 1976 году и Фестиваля политической песни 1981 года.
Записывал песни на радио, фирме грамзаписи «Мелодия», участвовал в многочисленных программах Музыкальной редакции Центрального Телевидения.
Снимался в кино, в фильмах: «Переступи порог» (1970), «Горячий снег» (1972), «Невеста с Севера» (1975″) «Приехали на конкурс повара» (1977), «Багдасар разводится с женой» (1977).
С 1990 года Президент Фонда Арно Бабаджаняна, с 1998 года — Президент Фонда памяти Арно Бабаджаняна. C 2006 года — академик Российской академии проблем обороны, безопасности и правопорядка, Кавалер «Ордена Петра Великого I Степени».