Анетта Ерзнкян: «Ереван папа очень любил, и его «Песня первой любви» — яркое тому подтверждение!»

Лица21/06/2023

65 лет назад на экраны СССР вышел фильм Юрия Ерзнкяна «Песня первой любви», ставшего не только хитом своего времени, но и кинематографическим гимном любви Еревану. Ведь помимо музыкальных джазовых «новшеств», армянский зритель того времени увидел контуры новой армянской столицы. Нынешнее же поколение уже «старых ереванцев»  смотрит с некой ностальгией на город, который им любим и дорог. Принято даже считать, что понятие «старые ереванцы» возникло после появления этого культового фильма…

Об этом и не только беседа  «НВ» с дочерью выдающегося армянского советского  кинорежиссера, сценариста, педагога  Юрия Ерзнкяна   заслуженным деятелем искусств, киноведом, деканом факультета кино, телевидения и анимации ЕГИТКпрофессором АНЕТТОЙ ЕРЗНКЯН.

Анетта Юрьевна, чем лично вам запомнилась эта картина?

—  Надо  отметить, что лента совпала с периодом оттепели, когда излишняя пафостность и героичность в кино отошли на задний план, а стали цениться  и вышли вперед картины о конкретных людях и судьбах, о человеческих взаимоотношениях и страстях,  о любви, дружбе и верности. 

Помимо главной сюжетной линии — истории молодого талантливого певца Арсена Варунца, не прошедшего испытание славой, зазнавшегося, потерявшего семью и голос, но в итоге вновь обретшего веру в свой талант и вернувшего любовь жены, — фильм действительно и о Ереване. Все герои живут Ереваном, поют о Ереване. Достаточно вспомнить ставшие культовыми шлягерами всех времен песни Арно Бабаджаняна — «Еревани сирун ахчик», «Им Ереван»…

 Старые дома разрушаются и, образно говоря, осязаемо и визуально выстраивается не только новый город, но и новый образ – образ ереванца. А на смену старшего поколения, представленного в картине персонажами Вагарша Вагаршяна и Грачья Нерсесяна, которые казалось бы жили прошлым, были более привязаны к месту рождения,  приходят «типичные ереванцы» нового поколения — в частности, Арсен (Хорен Абрамян) и Рузанна (Элеонора Судакова). Когда снималась картина мне было совсем немного лет, но некоторые эпизоды буквально врезались в память. Например, сцена с Нерсисяном и Вагаршяном, когда разрушают старый дом.  Очень хорошо помню сьемку с дождем у здания Оперного театра. 

АНЕТТА ЕРЗНКЯН

Помимо этого, очень часто к нам домой приходил Арно Бабаджанян, наигрывал те песни, которые потом вошли в фильм и по сей день очень популярны.  Актеры, операторы, художники часто гостили у нас. То есть творческий процесс не останавливался и не ограничивался лишь сьемками.  Убеждена, что столь тесное сотворчество не могло не сказаться на «долгожительстве» картины.

Излишне спрашивать об этом, ноА сам Юрий Арамаисович считал себя истинным ереванцем?

— Юрий Арамаисович родился в Тбилиси, долгое время жил там. Он был типичный урбанист, а точнее – типичный ереванец. Предпочитал долгие прогулки по родному городу, во время которых обязательно что-то такое новое открывал для себя – красивый орнамент на здании, некую деталь на памятнике. То есть его ежедневно можно было чаще всего застать, образно выражаясь, пешеходящим. Естественно, на улице многие его узнавали и предлагали доставить на машине в нужное место, но своему ритуалу он не изменял. Возвращаясь с прогулки, не уставал признаваться в любви к Еревану. Да, он считал себя истинным ереванцем, со всеми, как говорится, сопутствующими обстоятельствами. Обожал улицу Абовяна, с особым пиететом относился к улицам Теряна и Туманяна, к консерваторскому скверу. В Педагогический институт, где преподавал, ходил исключительно пешком… Ереван папа очень любил, и его «Песня первой любви» — яркое тому подтверждение!

—  В титрах фильма указаны два режиссерапостановщика Юрий Ерзнкян и Лаэрт Вагаршян. Как реализовывалось это творческое содружество?

— С некоторых пор я не говорю о тех драматических метаморфозах, которые произошли во время создания «Песни первой любви». Отмечу, что Лаэрт Вагаршян и Юрий Арамаисович  были большими друзьями,  вместе учились в Москве в 40 -ые годы. Помимо этого, Вагарш Вагаршян дружил с моим дедушкой  — видным  государственным деятелем  Арамаисом Ерзнкяном, который стал жертвой сталинских репрессий и  жизнь которого слишком рано трагически прервалась. 

По сути, фильм начал снимать Лаэрт Вагаршян, но к сожалению, по ходу съемок возникли серьезные как творческие, так и финансовые проблемы. Словом, фильм оказался на грани закрытия, а Лаэрт Вагаршян был отстранен. Снимать предложили Юрию Арамаисовичу, но он согласился лишь с тем условием, что имя Лаэрта Вагаршяна останется в титрах. На главную женскую роль он пригласил Элеонору Судакову, которая очень органично вписалась в обновленный актерский ансамбль. Появился композитор Арно Бабаджанян со своими, ставшими культовыми мелодиями. Да мало ли…

—  О способности Юрия Арамаисовича собирать в своем гостеприимном доме на посиделки и дружеские застолья талантливых людей, ходили легенды. Видите ли  вы в этом «цепь времен», которая не распалась  и не прервалась?

— Мне кажется, что это очевидно. В доме Арамаиса Ерзнкяна, который находился на углу улиц Абовяна и Саят-Новы, частыми гостями были Ованнес  Туманян, Аветик Исаакян, Мартирос Сарьян, Александр Таманян, Егише Чаренц.  Список можно продолжать и продолжать. Книга Фритьофа Нансена об Армении, в которой великий норвежец побывал в июне 1925 года, наполовину посвящена Арамаису Ерзнкяну… Эту традицию продолжил и Юрий Арамаисович.

Прежде всего надо отметить, что папа очень любил свои дни рождения и делал все, чтобы они проходили весело, с задором и изюминкой. К нам приходило очень много знакомых, близких, коллег —  Грачья Нерсисян и Вагарш Вагаршян,  Тигран Мансурян и Арно Бабаджанян, Хорен Абрамян и Сос Саркисян, Минас Аветисян и Валентин Подпомогов, Грант Матевосян и Альберт Явурян…  Популярные российские актеры Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Владимир Басов готовы были приехать в Ереван даже для исполнения эпизодической роли в фильме Ерзнкяна, поскольку это был повод для хлебосольного и творческого общения с ним…

Да, Юрий Арамаисович был постоянно окружен яркими личностями своего времени. И тем не менее, чье воздействие, на ваш взгляд, имело для него решающее значение?

— Стажировка в Вахтанговском театре у Рубена Симонова и учеба у Михаила Ромма произвели на него неизгладимое впечатление. Особо и постоянно вспоминал о работе с Борисом Барнетом, который в Армении снимал боевик о подпольщиках «Однажды ночью», а он был художником этой картины.  Эти три творческие личности стали для него знаковыми, определили его и вкусовые привязанности, и кинематографические приоритеты. Это была школа, которой он дорожил. С Роммом поддерживал постоянный контакт, переписка хранится у нас дома. Вспоминается случай, когда отец с матерью провожали гостей и вдруг зазвонил телефон. Поднимаю трубку и вдруг слышу: «Михаил Ромм у телефона». Для меня, тогда – десятиклассницы, это был шок, поскольку уже знала все его фильмы, знала о папином отношении к нему…

Под славной эгидой 100 –летнего юбилея со дня рождения выдающегося армянского советского  кинорежиссера, сценариста, педагога  Юрия Ерзнкяна прошел минувший год.  По разным каналам ТВ транслировались фильмы Юрия Арамаисовича. Фестиваль  «Золотой Абрикос» уделил  достойное внимание «красному листку» календаря. Состоялась презентация вашей книги «Ерзнкян»… Все и не упомнишь ведь! Вы могли  бы особо выделить какое то из этих «программных» мероприятий?

— В первую очередь, мне хотелось бы  выразить искреннюю и глубокую признательность всем тем, кто с душевной теплотой и участием откликнулись и сделали все возможное, чтобы год действительно стал юбилейным. Все вышло памятным и значимым! Хотелось бы упоминуть и о том, что в первые дни октября прошлого года состоялось гашение марки, посвященной Юрию Арамаисовичу. Я помню, как горд и рад он был выпуску марки, посвященной отцу – Арамаису Ерзнкяну. Могу представить, какое огромное впечатление произвел бы на Юрия Арамаисовича  выход «своей» марки!  Кстати, знаменательное  событие проходило в рамках фестиваля книги. Причем, этот день был посвящен  экранизациям Юрия Арамаисовича – его кинематографическому прочтению произведений Габриела Сундукяна и Гранта Матевосяна,  Анри Труайя и Агаси Айвазяна…

                                                                           Подготовил  Валерий Гаспарян