«Евровидение»: а девочка, в общем-то, не при чем…

Заммэра Еревана Тигран Вирабян представил на свой странице в «Фейсбуке» официальный видеоклип участника «Евровидения» от Армении певицы Розы Линн, дополнив следующим текстом: «Первый канал изменил свой подход к Евровидению: важны и песня, и артист, и то, как он будет представлять нашу страну. За непростую неделю нам удалось почти невозможное, чтобы реализовать практически все идеи режиссера Арамаиса Айрапетяна: начать хотя бы с того, что дом, который вы видите в ролике, был построен всего за девять дней. Я рад, что у нас есть видеоклип, в котором представлены все эмоции и посыл нашей певицы, автора песни. Удачи всем нам».

Давайте разбираться, господин чиновник. Я тоже послушал песню. И у меня к вам несколько вопросов:

  1. С песней и исполнительницей понятно – песня в стиле австралийско-ирландских средненьких поп-завываний, певица тоже неплохо одета. А каким образом этот видеоклип будет представлять Армению? Что тут армянского? Домик, пролетающий мимо памятника «Мать Армения»? Может, что-то в тексте, в музыке? Ничего подобного нет и там.

Вы скажете, что это «Евровидение» и там свои законы? Прекрасно, так оно и есть.

Но послушайте немцев и их шлягеры. Потом сербов и их темпоритмику.

Есть законы перформанса. Куча тонкостей. Какая из них учтена? Возможно, это все раскроется на самом конкурсе? Интрига? Ну что же, поживем – увидим.

  • О тексте. Понятно, что никто не ожидал шекспировских сонетов, но хоть какая-то логика должна быть. Почему девочка страдает о 22 июня как поворотной дате в ее жизни, после чего решает отказаться от прекрасной жизни на лоне природы и прилететь в центр столицы? Непонятно. Сложный текст для простого восприятия.
  • О ролике. Что вам удалось – за девять дней построить дом? А по интонации – не меньше чем Эйфелеву башню. В чем смысл клипа – почему он такой… никакой? В чем задумки Арамаиса Айрапетяна, которые нам, смертным, остались неведомы? Почему он решает несчастную «Элли» с ее домиком из прекрасного туманного леса затащить в центр обезображенной неоархитектуркой, обезличенной столицы Армении? Это протест? Предупреждение? Покаяние? Опять непонятно.
  • Вы говорите, что ролик раскрывает все эмоции и посыл автора Розы Линн. Насчет эмоции не спорю – их тут выше крыши, и не только этого девятидневного домика. А в чем посыл-то? Что нам хочет послать Роза и куда? Если мы, свои, не догадались, европейцу вообще туго придется. Нельзя так с новыми друзьями.
  • О друзьях. Знаете, вплоть до XX века в Великобритании практиковался особый вид наказания для слишком говорливых представительниц прекрасного пола: они были вынуждены носить «уздечку ругателя», «узду сварливой женщины», или маску позора – металлический намордник, который опоясывал ее голову и не давал возможности говорить. Далее – опять же до XX века включительно – имели место смертные казни. А веками раньше дни казней вообще приравнивались к государственным праздникам. Позже неподалеку от Тайнбернского дерева – известного места казней в Лондоне – в Гайд-парке возник уголок ораторов, с которого вещали товарищи Ленин, Маркс и другие.

Европейцы прошли свой путь от нетерпимости к инакомыслию до свободы слова, от самосудов над гомосексуалистами до толерантного к ним отношения – это (и не только) сегодня принято называть «евроценностями», к этому многие стремятся, особенно участвуя в таких, в общем-то, давно утерявших свои изначальный смысл и ценность конкурсах типа «Евровидения». Европейцы прошли свой путь, свой переформат, свой апгрейд и переосмысление, свое неовоспитание, и их «чудачества» в их же странах выглядят более чем оправданно и гармонично – это часть их культуры, их понимания жизни, их кредо. Мы же в попытке перенять и культивировать у себя чуждые идеалы напоминаем туземца с виолончелью, упорно пытающегося натянуть на свой громадный зад узкие обтягивающие джинсы. Замечательно сказал великий Сос Саркисян: «Мы не Восток и не Запад – мы армяне!» Когда мы уже это поймем… Видимо, уже никогда.

  • Хорошо, сдаюсь, в чужой монастырь со своим уставом не едут. Так изучите эти самые законы. Зачем делать дешевую копию, которую ни на дискотеке потом не включат, ни по словам не запомнят, ни по перфомансу, ни по музыке?

Сестры Аршакян? Да, это была Армения – браво, Инга и Ануш! Ева Ривас – да даже она со своей косточкой была более убедительна, чем ваша летающая Роза. Хотите играть по тем же законам – сделайте суперперформанс, изучите матрицу составления хитов с ее тремя нотами, это же целая «наука» – играть в евроценности, так играйте по всем правилам.

  • И наконец, что вы ожидаете от участия в конкурсе? Какие страны, по-вашему, выставят нам хотя бы 10 баллов? Россия? Может, Франция? Турецкие армяне? В чем смысл тратить деньги на летающий домик, когда на эти же средства можно было отремонтировать хотя бы один жилой дом, да так, чтобы его никуда не сносило и люди могли бы в нем беззаботно жить?

Главное не победа, а участие? Тогда меняйте сценарий. Петь должна была не обаятельная Роза Линн, а Лили Морто – армянская Барби. И в процессе песни непременно должно было стать ясно, что никакая она не девочка, а мальчик, который с детства был гоним в армянских дворах брутальными ереванскими мачо, из-за чего закрылся в себе, пережил глубокую духовную травму и единственной его собеседницей была кукла Барби, которой он тайком рассказывал о своих бедах, пока пьяный отец избивал перманентно беременную мать. И тогда он решил… стать красивой Барби и отомстить миру красотой (ох, просите меня, Сергей Иосифович, для дела ведь). И еще – вот это совершенно обязательно! – обязательно должен был быть какой-то пунктик о войне в Украине. Вот это точно будет в яблочко.

  • А теперь серьезно, уважаемые создатели песни и клипа. Исходя из всего вышесказанного, учитывая все наши шансы с таким девятидневным шедевром, не лучше ли было бы просто классно оттянуться на этом безликом конкурсе, зажечь по-армянски, да так, чтобы мало не показалось? Чтобы всем стало ясно: нам плевать с недевятидневной Эйфелевой башни на ваши три бантика – мы приехали здорово представить свою страну, свою культуру, свою музыку!

Ведь, по большому счету, эта девочка, Роза Линн, совсем не плохая, симпатичная, харизматичная даже. Но она – не при чем. Понимаете, девочка-то совсем не при чем…

P. S. Закончив писать, задумался: а кому нужна эта статья? Заместителю мэра? Вряд ли. Он это все и сам прекрасно знает. Простым читателям? Сомневаюсь. Прочитали, перевернули, эка невидаль. Может, представителям интеллигенции, тем, кто, несмотря ни на что, все еще каким-то образом сохранились в этой стране? Они тем более все это понимают. Но молчат. Сломлены? Раздавлены? Сброшены с высоты своих идеалов? Вот об этом непременно поговорим в следующей статье.

P. P. S. Искренне надеюсь на чувство юмора Лили Морто – ничего личного.