Число “26” в Азербайджане становится запретным
Бакинская власть «стреляет в советское прошлое», которое подарило ей Карабах
Новости о том, что бакинские власти решили закрыть кафе «26» (Twenty six) рядом с парком Сахиль (бывш. парк 26 бакинских комиссаров), взбудоражило всех. До недавнего времени это кафе спокойно работало, казалось, ему ничто не угрожает. И вдруг появляется мэр азербайджанской столицы Гаджибала Абуталыбов в сопровождении полицейских генералов, и говорит, что «нахождение в столице кафе с названием «26» неприемлемо».
Дескать, «пусть живущие здесь покровители армян поймут, что до тех пор, пока есть азербайджанский народ, сочувствующим дашнакам места в Азербайджане нет». Абуталыбов также пригрозил, что «арендодатель и покровители объекта будут привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законом». Одновременно в Баку переименовали улицу 26 бакинских комиссаров. При этом власти ссылаются на «недовольство и протесты среди общественности и историков», которые считают, что «созданный в октябре 1917 года Бакинский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (Баксовет), который в апреле 1918 года создал возглавляемое армянином Степаном Шаумяном бакинское правительство (Бакинская коммуна), опирался на помощь армянских националистов из партии Дашнакцутюн. Ну а потом якобы по инициативе Шаумяна «комиссары учинили в марте 1918 года в Баку резню среди азербайджанцев».
Хотелось бы уточнить. Когда в 2009 году власти Баку решили демонтировать памятник 26 бакинским комиссарам, им необходимо было обеспечить эту акцию «историческим обоснованием». И заказ был выполнен. Директор института истории НАН Азербайджана Ягуб Махмудов заявил, что обнаружены документы, которые будто бы подтверждают — «Степан Шаумян в 1909 году был членом Бакинского отделения Революционной партии Армении (Дашнакцутюн) и ему было поручено создание Восточно-Армянского Анатолийского государства». Махмудов ссылался на некий документ, «полученный от туркменских коллег», но который до сих пор не опубликован. В то же время именитый бакинский историк, как и его коллеги, абсолютно проигнорировали сохранившийся в архивах царской охранки огромный материал. Речь в первую очередь идет об агентурных донесениях, на основе которых аналитики охранки составляли многочисленные досье на членов и руководителей политических партий в Баку, да и Закавказья в целом. Так вот, в сохранившихся дореволюционных списках партии Дашнакцутюн фамилии Шаумян не значится. В то же время в тех же документах, среди которых имеется отчет начальника губернского Бакинского жандармского управления директору департамента полиции (по 6-му делопроизводству), можно прочитать…
Окончание в следующем номере
Станислав Тарасов,