Арцахская мода от россиянки Стерлиговой

Архив 201501/09/2015

29 августа в Шуши на плато перед глубоким, живописным ущельем Джедырдюз прошел показ моды Алены Стерлиговой, на котором побывала корр. “НВ” Елена Шуваева-Петросян (на снимке справа с Аленой Стерлиговой). Алена, продолжая свои традиции, согласно которым национальная одежда должна стать барьером на пути “греховной моды”, представила коллекцию нарядов “Для целомудренных женщин”. Мероприятие стало настоящим праздником не только для шушинцев, но и для многочисленных гостей из карабахского округа, Еревана, а также других стран.

 

Семья Стерлиговых несколько месяцев назад переехала в Нагорный Карабах, что вызвало большой резонанс в мире, особенно больно ударив по нашим неугомонным соседям — азербайджанцам. На вопрос корр. “НВ”, почему именно Карабах и бывал ли раньше Стерлигов на этой земле, Герман Львович ответил так: “Я никогда не бывал в Карабахе, но был наслышан, а потом и сам убедился, что на этой территории сохранилось много нетронутых цивилизацией земель, где можно выращивать овощи, пшеницу без всяких ГМО, вести здоровый и правильный образ жизни… А как я попал в Карабах? Думаю, волею Божьей”.
Его супруга Алена Стерлигова, окончив Полиграфический институт, полностью посвятила себя мужу и семье, в которой родились пятеро детишек. Волею судьбы им приходилось часто менять города и страны — они жили на съемных квартирах, в особняках, в деревнях, создали свою Слободу в Истринском районе в Подмосковье. А Карабах — это тридцать третье место жительства, где они свили свое уютное, согласно патриархальному укладу, гнездышко, в котором все на своих местах: муж — глава семьи — зарабатывает деньги, жена занимается обустройством дома и воспитанием детей. “Женщины должны заниматься красивыми делами, как вот Алена

модой, например, — говорит Герман Львович, — иначе им в голову лезет всякая ересь”.
Алена Стерлигова давно занимается модой. В России большое внимание привлекла ее коллекция ватников. В Нагорном Карабахе она представила платья, как она выразилась, “для умных женщин, которые хотят быть красивыми, привлекательными, желанными и, главное, угодными Богу”.
Над коллекцией работали местные девушки-швеи, которые также выступили в роли моделей. Скромные карабахские красавицы в длинных платьях отнюдь, не профессиональные модели, ступали по коврам, расстеленным на краю ущелья, а рядом плакали от радости их мамы и бабушки, а дедушки, пряча мужские слезы, шептали соседям: “Вон, вон и моя внучка идет!” Моделировала сама Алена, модельный дом которой расположили в Музее ковров рядом с гостиницей “Аван Шуши Плаза”. Это скромные длинные платья из шелка, хлопка, льна и штапеля разных расцветок и разного покроя, среди которых имели место и армянские таразы, вернее, таразы глазами Алены Стерлиговой. Также была представлена коллекция шелковых платков, расписанных художником Анной Багдасаровой. “Замужняя женщина должна покрывать голову, — говорит Алена, — этим она показывает, что у нее есть муж, глава, за которым она как за каменной стеной”.
Алена придерживается мнения, что “женщина и штаны несовместимы”, ссылаясь на Евангелие, в котором написано “будет проклята женщина, носящая мужскую одежду”. Когда-то, когда Стерлиговы пришли к вере, Герман собрал все брюки Алены и устроил большой костер на Рублевке. А после они поехали в магазин и накупили множество красивых платьев.
Показ моды Алены Стерлиговой в Шуши вызвал бум в социальных сетях среди некоторых модельеров местного розлива, которые с пеной у рта начали доказывать, что такая мода не имеет права на существование. Некая модельерша Сусанна Уснунц среагировала так: “Хохма! Это чушкадром какой-то! Собрались те, кто не особо понимает в нарядах, и похлопали малаканше… блин!”
В унисон ей Карина Томсон, чтобы дискуссия перешла в мирное русло, объяснила: “Чушкадром, т.е. по сути совсем не модные и не стильные наряды. Малаканша, т.е. славянка в длинных платьях. Вообще это же не показ мод от Луи Виттона”.
Главная затея этого мероприятия в том, что Алена Стерлигова смогла собрать девушек и увлечь их моделированием и шитьем — благородное дело для женских рук. В городе, который до наших дней стоит наполовину в руинах, где социальный уровень жизни очень низкий и не хватает учреждений, в которых дети могли бы открывать и развивать свои таланты, открыть дом моды — это поступок с большой буквы. Учитывая тот факт, что Стерлигов давно не мультимиллионер, но именно разорение, как он выразился, поставило его на путь правильной жизни. А Алене Стерлиговой ничего и никому не нужно доказывать, она, скромная и верующая женщина, не претендует на место под солнцем — на звание законодательницы высокой моды.
Преподаватель из Арцахского государственного университета Григорий Афанасян, увидев моделей в черных платьях, вспомнил свою бабушку из Турецкой Армении, которая всю жизнь носила строгое платье и была самой красивой для него, о чем он не преминул сказать Алене Стерлиговой. “И, главное, народ остался доволен программой показа модныx платьев, неудержимыми скачками прекрасныx детей на неувядающиx символаx юмора — красивыx осликаx!!! — сказал Григорий. — Герман и Алена Стерлиговы со своей семьей — первые ласточки мира и добра на карабахской земле! Желаю всем мира и процветания!”
Людмила Бархударян отметила: “Легко критиковать, сложнее, а если быть точнее, то очень сложно что-либо организовать самой! Человек воплотил в жизнь свою идею, дал много позитива тем, кто видел много горя на этой земле. И даже если у кого-то из пришедших туда хоть на пять секунд улучшилось настроение, то это того стоит. И наряды красивые, и место показа потрясающее. А тот, кто осуждает, пусть хотя бы нитку в иголку вденет, а потом говорит. Молодец Алена!”
Правовед Нуне Сейранян отозвалась о мероприятии так: “Дивное место выбрали для показа платьев, наряды на моделях замечательные, целомудренные и утонченные, рассчитаны не только для тоненьких и изящных дам! Вообще госпожа Стерлигова большая умница, браво!”
“Зависть так и прет из некоторых наших самодовольных провинциальных особей женского пола, — сказал Карен Мелкумян из Степанакерта. — Завидовали бы молча, а не лили грязь на женщину, на мадам Стерлигову, которая состоялась как жена, как мать и как человек, сумевшая организовать такое интересное и красивое мероприятие. Другое дело — у каждого свой вкус, а о вкусах приличные люди не спорят”.
Купить платья можно было после показа. На днях коллекция появится в магазине “Подиум” в Степанакерте. Цены — от 50 тысяч до 125 тысяч драмов.
На мероприятии можно было бесплатно отведать чистый хлеб, который печет семья Стерлиговых, а также получить книгу Алены “Мужем битая…” “Эта книга предназначена для женщин, — сказала в беседе с корр. “НВ” Алена, — чтобы они знали, где их место, а где место мужа”. И если кто-то зацепится за название ее книги, то тут уж лучше прочитать, чем сразу критиковать. А Алена — прекрасная жена своего мужа, которая, несмотря на то, был в семье достаток или его не было, всегда купалась в любви, уважении и цветах.

Семья Стерлиговых сняла дом в Шуши, купила мельницу и сейчас мечтает о клочочке земли, где будет выращивать пшеницу. Герман и Алена прожили вместе двадцать пять лет, пять раз испытали радость родительства и сейчас находятся в статусе не только папы и мамы, но и дедушки и бабушки. И, как отметил Герман Львович, карабахская земля, на которой сохранились прекрасные семейные традиции, для него стала родной.