“Просто я сделал это раньше”
По данным Информационного центра полиции, в стране с января по декабрь 2011 года было зарегистрировано 647 случаев и попыток самоубийств, что на 9,3% больше, чем годом раньше. Этот совокупный показатель носит двоякий характер. С одной стороны, по сравнению с предыдущим годом количество покушений на собственную жизнь возросло на 23,2 процента, достигнув 452, в то же время на 13,3 процента снизилось количество “удавшихся” самоубийств, общее число которых составило 195.
И хотя эти последние цифры вызывают сдержанный оптимизм, но они скорей свидетельствуют о расторопности сотрудников соответствующих служб и профессионализме врачей, нежели об отказе потенциальных суицидников от своего рокового замысла.
Возрастной расклад показал, что среди покусившихся на свою жизнь около 40% составляют граждане, что называется, в полном цвете сил. И вот самое уязвимое место нашей статистики — 45 попыток самоубийства совершили подростки, из них 9 со смертельным исходом, что, безусловно, должно стать поводом для обстоятельного анализа и серьезных размышлений.
По мнению психологов, основными причинами подросткового суицида являются комплексы, неуверенность в себе, заниженная самооценка, неразделенная любовь и конфликты с родителями или сверстниками. Констатировать эти общеизвестные факты несложно. Гораздо сложнее понять, почему в социальной поляризации нашего общества едва ли не самыми уязвимыми жертвами стали дети. Директор частной “Школы радости” Грета Вердян рассказывала автору этих строк, как с трудом удалось пресечь агрессивные действия “элитной стаи” учеников — детей преуспевающих родителей, которые, считая что им все дозволено, терроризировали других детей “рангом пониже”. Между тем подобные деления на “главных” и “второстепенных” сегодня характерны почти для каждой школы, где в лидеры выходят не благодаря талантам и знаниям, а социальному статусу родителей, цвету и модели иномарки и сотовой трубки, наличию денег в кармане.
Советская школа, тоже склонная к перегибам, ввела в свое время общую для всех форму одежды: для девочек — плиссированные коричневые платья с фартуками — черными по будням, белыми по праздникам, для мальчиков — серые казарменного типа костюмы с широкими жесткими ремнями. И те, и другие пытались всячески приукрасить это стандартное опостылевшее одеяние, особенно старшеклассники. Но при всей нелепости и несуразности “общей гребенки”, взятой за основу, была в ней заложена какая-то справедливая нравственная установка, социально уравнивающая всех и открывающая возможность стать лидером только одним путем — благодаря своим талантам и человеческим качествам.
Неспособность подростковой психики сопротивляться внешним факторам подавления его личности, унижениям, которым его подвергают, нередко приводит к стрессам, уходу в себя, обособленности, а в особо острых случаях — посягательствам на собственную жизнь. Не так давно мать одного ученика со слезами рассказывала, как сын ее наотрез отказывается идти в школу из-за того, что родители не могут дать ему денег на отопление, а учительница на глазах всего класса в оскорбительной форме настоятельно требует эту сумму.
То, что социальная поляризация проникла в самый демократичный сегмент общественной жизни — школу — уже давно и хорошо всем известно, даже были сделаны робкие попытки с этим как-то бороться. В некоторых школах ввели школьные формы, прозвучал призыв к родителям — проследить за одеждой своих детей, чтобы они изысканностью своих прикидов не слишком выделялись среди одноклассников. Но все это паллиативные меры, которые вряд ли дадут желаемый эффект до тех пор, пока хотя бы на уровне школы не сместится вектор наших приоритетов в сторону истинных ценностей.
Между тем вся наша поп-культура сориентирована именно на прославление самых наглых, самых богатых, цинично уверенных в своем превосходстве над всеми. Сюжет практически любого отечественного телесериала построен на том, как на фоне процветающих хозяев жизни прозябают жалкие неудачники, правда, с неизменной поучительной концовкой о торжестве добра. А о количестве самоубийств на душу экранного населения и говорить не приходится — здесь мы явно бьем все рекорды. Герои самозабвенно режут себе вены в горячей ванне, вешаются, стреляются, травятся, словно подсказывая слабонервному зрителю “наилучшие” пути выхода из тупиковых ситуаций. Понятно, что авторы этих фильмов стремятся посильнее закрутить сюжет, но ведь все эти “ужасы”, поданные в интерьере знакомых городских улиц, узнаваемых персонажей, привычных ситуаций оказывают на подростков гораздо более сильное воздействие, нежели заокеанский триллер, который воспринимается просто как увлекательная экзотика.
По словам психолога Карине Налчаджян, уже доказана прямая связь между экономической и социальной депрессией и числом самоубийств. В тех странах, где растет безработица, растет и число лиц, желающих свести счеты с жизнью. Прямого отношения к подростковому самоубийству это утверждение не имеет, но опосредованное — безусловно. Дети, растущие в семьях безработных родителей, в наибольшей степени ощущают на себе все мучительные последствия социальной обделенности со всеми вытекающими из этого последствиями. Но зато для другой возрастной категории — от 30 до 65 лет, на долю которой приходится около 56% всех покушений на собственную жизнь, безработица является самым провоцирующим фактором суицида.
В мировой психологии существует такое понятие — “комплекс короля Лира”. Он подразумевает сильную депрессию, склонность к суициду, вызванные утратой социального статуса. Люди, утратившие и неспособные найти свое место в жизни, ощущающие себя выброшенными из общества, к тому же лишенные средств к существованию, во всем мире входят в группу наивысшего риска по части самоубийств. Наша отечественная статистика со своей растущей динамикой суицида подтверждает эту мировую тенденцию.
Между тем в контексте международной статистики Армения пока остается в самой благополучной группе с наименьшим числом самоубийств — до 10 человек на 100 тысяч населения. В нашей стране на 100 тысяч населения приходится 3,5 самоубийц среди мужчин и 0,2 — среди женщин. Это один из самых благополучных показателей в мире, где ежегодно сводят счеты с жизнью 4 миллиона человек и еще 19 миллионов покушаются на нее. Но наша оптимистичная арьергардная позиция вступает в явное противоречие с утверждением о том, что чем хуже жизнь в стране, тем больше в ней самоубийц. С этой точки зрения трудно объяснить печальное лидерство по части суицида таких процветающих государств, как Франция, Швеция, США. Видные психологи дают этому свое объяснение — слишком благоустроенная, однообразная, без конфликтов и борьбы жизнь обесценивается. Лишенная остроты и интереса, она нередко рождает апатию, тоску и даже может привести к стремлению покончить счеты с однообразным рутинным, даже очень благополучным существованием. На Западе для обозначения такой жизни даже есть термин — “деликатес без соли и перца”. Нам, конечно, с нашей вечной борьбой за выживание понять такие психологические изыски людей вполне преуспевающих довольно сложно, хотя можно допустить, что даже в самых счастливых странах есть люди глубоко несчастные по личным причинам или по каким-то другим.
Но вернемся к нашим отечественным проблемам. На состоявшейся недавно пресс-конференции начальник отдела переписи населения и демографии Национальной статистической службы Карине Куюмджян заявила, что суицид и попытки суицида в основном совершаются в группах безработных и пенсионеров. В 2010 году, к примеру, около 30% самоубийств пришлось на долю людей старше 65 лет. Аналитики и психологи единодушны — суицид в Армении “стареет”. Почему?
Телевидение ООН предложило свою версию ответа на этот вопрос, подготовив специальный репортаж о пожилых людях Армении. Приведем небольшой отрывок из этого материала: “В Армении число людей старше 65 лет с 80-х годов увеличилось вдвое. Распад СССР привел к тому, что социальная защита граждан улетучилась вместе с их огромной страной — теперь многие пожилые люди живут в бедности. Несмотря на сложности в преклонном возрасте они могут еще справляться с трудностями, делиться богатым опытом и быть хранителями культурных традиций своего народа. Но в обществе их недооценивают и не используют этот богатый потенциал”.
Такова проблема на взгляд со стороны. В принципе она верна — нищенское прозябание, выброшенность из общества, одиночество — побудительные причины многих самоубийств среди стариков во всех странах, где не сумели обеспечить им достойную старость. Но к этим проблемам прибавляется и наша внутренняя — в стране, где так высок уровень миграции, старики зачастую обречены на разлуку со своими детьми и внуками, уход за которыми всегда наполнял смыслом старость дедушек и бабушек. Они ощущали себя востребованными, необходимыми своей семье, теперь на смену этому пришло одиночество, ничем не заполненные дни, разве что ожиданием пенсии, которой не хватает даже на самое необходимое…
Конец минувшего и начало наступившего года уже преподнесли свои “суицидальные сюрпризы”. 26 декабря в одном из номеров капанской гостиницы была совершена попытка самоубийства: 20-летних юношу и девушку обнаружили с многочисленными колотыми ранами. Оба заявили, что нанесли себе увечья сами. Предполагалось, что трагедия произошла на почве любви.
16 января покончил с собой, бросившись в Разданское ущелье, некий гражданин, имя которого не сообщалось. 27 января в своем вагончике на территории песчаного карьера близ Арагацотна повесился 57-летний Андраник Караханян. 12 января, выпив три бутылки эссенции, отравился 47-летний Андраник Манукян, служивший старшим кассиром Котайкского ЗАО “Армпочта”. В ходе расследования обстоятельств самоубийства в кассе была обнаружена недостача в размере 17 миллионов драмов. 1 февраля в ущелье Джарси поселка Джаджур застрелился 26-летний Владимир Карапетян, оставивший предсмертную записку с двумя словами “Из-за чести”.
Были зарегистрированы и случаи самоубийств в армии. На встрече во Французском университете Армении, отвечая на связанные с этими фактами вопросы, министр обороны Сейран Оганян заявил: “В 2011 году был зарегистрирован самый низкий показатель чрезвычайных инцидентов с летальным исходом. Проблема с межличностными отношениями и разницей в воспитании. Пылкость молодости, моменты самоутверждения приводят к тому, что в межличностных отношениях допускаются ошибки, возникают споры, применяется оружие. Ребята приходят в армию, усвоив уличные и воровские нравы. И мы будем стремиться проводить такую работу, чтобы перекрыть этот путь”.
В последнее время суицид как социальное явление привлекает к себе все более пристальное внимание во всем мире. В ряду смертоносных факторов он уже вышел на пятое место — самое время бить тревогу. Ученые скрупулезно проанализировали все аспекты этой проблемы. В частности, выяснилось, что повсеместно большая часть самоубийств приходится не на хмурую зиму, а на веселое лето, когда цветение природы вступает в диссонанс с душевным смятением человека. 32% из числа покусившихся на свою жизнь предпочли это сделать в первой половине дня, 44 — во второй и 24 — ночью. Из всех обследованных этнических групп наибольшую склонность к суициду обнаружила угро-финская. Не случайно по этому показателю долгое время лидировала Венгрия. Из всех профессий наиболее суицидальными считаются музыканты, за ними следуют медсестры, зубные врачи, финансисты и психиатры.
Многие ученые считают самым главным побудительным мотивом самоубийства страх перед ожидаемыми страданиями. Именно поэтому наибольшее число самоубийств в СССР пришлось на 1937 и 1949 годы — время массовых репрессий. Трудно преодолим страх перед физической болью и неизлечимой болезнью. Значительная часть самоубийств приходится на долю людей, узнавших о своем роковом диагнозе. Именно исходя из этого, продолжая гуманную советскую установку, в постсоветских республиках, в том числе и в Армении, врачи скрывают от пациентов истинный диагноз. Между тем в США и в большинстве стран Европы придерживаются иного принципа, считая, что знать всю правду о себе — неотъемлемое право каждого человека.
Вместе с тем в некоторых странах на основании решения суда помогают человеку добровольно уйти из жизни, если врачами удостоверено, что болезнь его неизлечима и впереди его не ждет ничего, кроме страданий. Так была практически принята и даже узаконена подвергаемая повсеместному сильному осуждению практика мичиганского врача Джека Кеворкяна, получившего зловещее прозвище Доктор Смерть. Наш соотечественник изобрел аппарат для самоубийства, который сам скромно именовал простейшим. Желающему уйти из жизни достаточно было сделать выбор между двумя кнопками. После нажатия первой в его вены вливался физраствор, второй — смертоносная жидкость. От своего решения он мог отказаться в любую минуту — выбор был всецело за ним. Первой пациенткой Кеворкяна стала женщина, ставшая в одночасье знаменитой — миссис Адкинс. Она так долго страдала от болезни Паркинсона, что, не колеблясь ни минуты, подошла к аппарату, спокойно нажав вторую кнопку и доказав миру, что слабый пол не всегда слабый.
Недавно ученые пришли еще к одному интересному выводу: степень суицида в стране напрямую зависит от силы сцепления в обществе. Иными словами, чем крепче связи между родственниками, представителями разных слоев общества, тем защищеннее себя чувствует каждый гражданин независимо от своего социального статуса. Сила сцепления в нашей маленькой стране, буквально опоясанной родственными узами, всегда была очень высока, что и помогло нам так долго удерживаться в самой благополучной по части суицида группе. Но социальная поляризация ведет к резкому ослаблению этой силы сцепления, порождая равнодушие друг к другу, инертность, отчужденность, одиночество. Потому и растет динамика самоубийств в нашей стране.
Огромную роль в отвращении человека от всех попыток добровольно уйти из жизни во всем мире играет церковь, считающая самоубийство большим грехом перед Богом. Самоубийц даже не разрешали погребать на кладбище. Сегодня церковь не столь ортодоксальна, но вместе с тем она и менее сострадательна к своим прихожанам, менее озабочена состоянием их души, оставив их по сути наедине с их мирскими бедами. Доброе, участливое, исполненное сострадания слово пастыря могло бы многих отвратить от ухода из жизни. Но в наш дом священнослужители приходят только по приглашению — в день похорон или освящений и, разумеется, не безвозмездно. Зато энергично и часто стучат в наши двери Свидетели Иеговы, исповедующие свои понятия о жизни и смерти, предлагая помощь и участие. Так не надо после этого удивляться и возмущаться, что некоторые погрязшие в одиночестве и неразрешимых проблемах люди, стоящие на грани самоубийства, откликаются на этот призыв и принимают приветливо протянутую руку….
…Недавно в одном из американских журналов сообщалось, что ежегодно в США сводят счеты с жизнью 300 детей младше 14 лет. А один из них в предсмертной записке, адресованной родителям, написал: “Все равно мы все должны умереть, просто я сделал это раньше”. Как страшно, когда эти слова в свой последний час выводит детская рука…