2022 ГОД. СИМВОЛ ПОРАЖЕНИЯ ПОКА ОСТАЕТСЯ У ВЛАСТИ
Интервью с основателем информационно-аналитического сайта «7 дней» и исследовательского института «Политэкономия», депутатом Национального Собрания (фракция «Айастан») Андраником Теваняном
– Всякая «цветная революция» означает потерю территорий и экономический спад. Насколько Вам были ясны последствия прихода к власти Пашиняна?
– Последствия стали ясны достаточно скоро. 9 мая 2018-го, после захвата Пашиняном премьерства, в Степанакерте он заявил о том, что не будет вести переговоры от имени Арцаха, ибо он не представляет его народ. Стало ясно, что, меняя формулы, он намерен завести переговоры в тупик. И дальше все пошло по пути сдачи Арцаха. Сюда можно добавить еще и испорченные отношения с Россией, ибо он еще во времена депутатства грешил русофобскими призывами и действиями, и члены его команды отметились, сжигая российский флаг. Сюда добавлю, что версию предательства я не рассматриваю, тут, как говорится, вскрытие покажет. В то время как версия преступного невежества специальных исследований не требует, настолько она очевидна. Кроме того, что были заведены в тупик переговоры, было разделение народа на арцахцев и айастанцев, пропаганда поражения и абсолютно бездарное управление, плоды которого мы пожинаем сегодня. И вместо позорно проигранной 44-дневной войны мы имеем сегодня серию однодневных войн уже на территории РА. Азербайджан проводит свою одностороннюю демаркацию и делимитацию кровью и жертвами, и можно быть абсолютно уверенным, что, пока Пашинян находится у власти, мира не будет. Того самого, который он обещал в начале своего премьерского пути. На сегодня многим стало ясно, что символ поражения не может обеспечить мир. Формулу «Хочешь мира – готовься к войне» никто не отменял, но тут я вижу более глубинную проблему. Наше общество должно для себя ответить на вопрос: хотим ли мы иметь достойный мир или нас устраивают перманентные поражения?
– Те, кто сознательно или бездумно голосует за поражения, настоящие и будущие, должны иметь право голоса? Или их нужно вывести из избирательного процесса?
– Для проведения селекции необходим компетентный орган, который будет это решать, и нет никакой уверенности, что этот орган будет объективным. Но настоящее положение дел, когда есть люди, голосующие против существования своей страны, должно озаботить всех. Когда люди голосуют за тех, кто вел нашу армию к поражению, скорее всего ясно осознавая, что это есть коренной институт государственной легитимности и разрушая его – ты разрушаешь государство. Армия потеряла легитимность в СССР, особенно после афганской войны и эвакуации из Германии в неосвоенную степь, – и Союз рухнул. Можно привести примеры из истории других государств, когда делегитимизация армии приводила к потере государственности.
Конечно, было бы хорошо, если бы правом голоса обладали люди с гражданским сознанием, а не маргиналы, но в мире на сегодня отсутствует практика разделения населения на граждан и маргиналов, и маргиналы во всех демократических странах обладают правом голоса.
– «Цветная революция» означает еще и переход страны под внешнее управление тех, кто ее устроил. Кто и как, по-Вашему, управляет Арменией?
– В странах с неустоявшейся политической системой типа нашей внешние игроки достаточно легко, посредством популизма и манипуляций овладевают ситуацией. При устоявшейся политической системе, которая предполагает политическое общество, в которой гражданин владеет хотя бы минимумом политических знаний, страну не так легко взять под внешнее управление. Самое болезненное для нас – это то, что в овладении страной четко прослеживается турецко-азербайджанский след. Те, кого привели к власти, много лет подряд занимались здесь протурецкой агитацией. Она прикрыта двумя основными идеологиями. Первая – это русофобия под лозунгами: убрать российскую военную базу с территории Армении, порвать отношения с Россией, выйти из ОДКБ и войти в НАТО и т.д. Вторая прикрывается западнофилией. Типа мы европейский народ и наше место в Европе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Другое дело, что нас в Европу никто не зовет и даже вопрос безвизового режима не решен и не решается. Более того, оформить в Армении европейскую визу гораздо сложнее, чем, скажем, в России. О том, что главным оператором, или «смотрящим» от Европы, в регионе назначена Турция и попасть в Европу можно будет, только став ее вассалом, естественно, не говорится. Мягкий вариант этого вассальства мы видим в Грузии. Мягкий, потому что там сегодня пока нет угрозы физического уничтожения грузинского этноса. И захват ее происходит не военной силой, а иными технологиями. В нашем варианте захват происходит именно военной силой. Это и есть реальный путь в Европу.
– Тем не менее у нас есть дружественное отношение западных стран. Например, Франции, которая чуть не признала Арцах. Правда, в последний момент одумалась…
– Это все не более чем разговоры в пользу бедных. Ни одна страна, кроме России, не имеет в Армении инструментария по обеспечению нашей безопасности. Более того, и не хочет иметь. Каждый раз надежда на Запад кончалась для нас катастрофой. Последний раз, в начале прошлого века, выяснилось, что английские канонерки не могут высадиться на армянских горах. Западнофилы любят вспоминать французский военный корабль, спасший население Муса-Дага, оказавшее сопротивление турецким палачам, но это разовая акция, и неизвестно, подчинился ли при этом капитан корабля приказам своего командования или проявил гуманную самостоятельность. Более того, само существование Армении обусловлено в основном российским фактором. Сюда можно добавить Иран, которому не очень по душе агрессивность Турции. Могу сказать, что среди сторонников ультрасуверенности есть и патриоты тоже, но когда их патриотизм перетекает в русофобию, тут уже можно быть уверенным, что здесь сработал турецкий фактор. Есть еще версия, что Россия действует против Армении в союзе с Турцией. И тут возникает вопрос: если их цели совпадают, то неужели за столько лет им не удалось разрушить Армению? Ведь эта версия российско-турецкого блока родилась не вчера. И те, кто ее придерживается, либо просто идиоты, либо агенты. Тут стоит упомянуть еще и карту Вильсона, которую кое-кто решил реанимировать, а вину за то, что она оказалась филькиной грамотой, скинули на Россию. Вот тут уже совершенно явно прослеживается турецкий след.
– Кажется, что это Пашиняновские клоны. Второй, третий, десятый… Столь тщательная проработка возможных сценариев говорит о том, что здесь работают серьезные центры. Вы не видите наряду с турецким также и британский след? Ведь о том, что Британия держит на поводке Турцию и длина поводка зависит от меры британской русофобии, не говорит только ленивый…
– Есть клоны и похуже оригинала. Что же касается англосаксонской последовательности в достижении своих целей, то всякое нормальное государство тоже должно строить свои последовательные планы. И если у вас в доме драка, то соседи, естественно, воспользуются ею. Пашиняну удалось посеять смуту, и если мы последовательно теряем друзей, то виноватых нужно искать прежде всего среди своих.
– Успех «цветной революции» объясняется политической неграмотностью населения и успешным применением манипуляционных технологий, в том числе и новейших, с непосредственным воздействием на подсознание. Но ведь и прежняя власть не отличалась особым благонравием. Насколько, по-Вашему, прежняя власть заложила основы «цветного переворота»? Ведь многим кажущаяся стабильность казалась предвестником взрыва.
– Если в стране отлажена политическая система, общество можно назвать политическим, то манипулятивные технологии конечно же будут применяться, но и ясно будет, для чего они и каким целям служат. Популизм никто не отменял, но если общество не маргинализировано, то ответы найдутся. Я был одним из последовательных критиков сержсаргсяновского режима и видел те проблемы, которые он создает на внутреннем и внешнем контурах. Из-за келейности власти уже тогда вовсю работали манипуляции. Например, общественное восприятие коррупции втрое превышало ее реальные размеры. И даже после президентства Левона Тер-Петросяна вовсю раскручивались манипуляции, в частности, что Арцах – это груз, от которого нужно избавляться. Но тогда, при Роберте Кочаряне, это не сработало, но совокупность манипуляций сработала в 2008-м, во время «пересменки» президентов. Тогда это была генеральная репетиция, а в 2018-м – уже удавшийся спектакль, в результате которого страна ушла под внешнее управление, чего раньше удавалось избегать. Дальше цинизм нарастал – взять хотя бы заявление Пашиняна о том, что он не остановил войну на лучших условиях, чтобы его не назвали предателем. То есть потерянные территории и тысячи жизней наших солдат, по его мнению, его оправдывают.
– Проголосовавшие за Пашиняна – это сторонники поражений, прошлых и будущих. Насколько, по-Вашему, они опасны для армянской государственности и способны ли они в будущем обрести честь и достоинство?
– Как кажется многим из них, они голосовали за мир, а получилось – что за войну. Мира не будет. Можно ли их привести в чувство? Этим должна заниматься политическая элита. И если этим элита не занимается, то займутся внешние силы. Этот массив, поддающийся популистским внушениям, есть во всех странах. Например, в Германии в правительстве есть люди, которых смело можно назвать немецкими соросовцами. Министром культуры назначен человек, который считает, что германское государство должно исчезнуть. Это не только наша беда, скорее всего это мировой тренд. Но в других странах люди, выступающие против своей государственности, считаются маргиналами, у нас же они поднялись на уровень государственной политики. И самое опасное – мы, в отличие от Германии, окружены ярко выраженными врагами нашей государственности.
В 2018-м требование изменений было оправданно, но механизм изменений говорит о том, что наша государственность так и не состоялась, если компания людей в сопровождении собаки с хрестоматийной кличкой «Чало», кем бы они ни были, захватывает государственную власть. Получилось, что требования изменений были справедливы, но выбор исполнителя был совершенно ошибочным. Попытки реформирования у Сержа Саргсяна были, в частности назначение премьером Карена Карапетяна, но механизм революции уже был запущен. И теперь мы пришли к ситуации, когда либо власть должна совершить самоубийство, если у нее есть достоинство, либо происходит военный переворот – это по политологической классике. Но у нас пораженцы сумели воспроизвестись во власти. И это уже не говорит ничего хорошего ни о народе, ни о государстве. С людьми не работали, это очевидно. Ни понятие чести, ни понятие достоинства им не внушались. Элита на то и возглавляет страну, что относится к своему народу, как к своим детям. Нельзя жаловаться на то, что ребенок каждый день хочет есть конфеты, не понимая, что это вредно. Или сует пальцы в розетку. Нужно обезопасить ребенка от вредных привычек и дать ему понимание безопасности. Можно смело сказать, что весь период независимости этим не занимались. Сперва у людей был образовательный запас советских времен, но потом и он был растрачен. Я думаю, что нравственные качества склонной к поражениям части электората можно восстановить, но потребуется колоссальная работа.
– Властью, несмотря на более чем трехлетнее правление, применяется формула, что во всем виноваты прежние, а современная власть ни за что не отвечает. И эта отмазка работает, даром что Александра Македонского не привлекают к ответственности за собственные поражения. Как долго она может сохранять актуальность?
– Она уже работает не так, как раньше. На июньских выборах Пашинян снова пытался эксплуатировать эту тему. Обзавелся молотком и, потрясая им, снова говорил, что вернет награбленное, с прежними разберется и т.д. Но теперь мы видим, что на выборах в органы местного самоуправления он опирается на представителей прежней власти, несмотря на свои обещания. Насчет того, чтобы вернуть награбленное, тоже не все так просто. Нет ни одного судебного решения по грабежу, вместо этого мы имеем совершенно разнузданный грабеж представителями нынешней власти. Быстро обогатились аффилированные с властью личности, которые выигрывают на практически бесконкурсной основе гостендеры на выгодные контракты. Бюджетные расходы идут в определенные карманы, и в результате властное окружение Пашиняна сказочно обогатилось. Грабеж не то что не прекращен, но и сильно трансформировался в сторону неприкрытых форм и соответственно увеличения масштабов.
К этому приплюсуем: вместо мира – война. Отношения с Россией как бы исправлены, но окружение Пашиняна весьма откровенно в своей русофобии. Так что как минимум в этих трех пунктах он нелегитимен, и прежние его посылы, согласно нашим исследованиям, уже не работают.
– И тем не менее на улицах огромное количество машин, что Левон Тер-Петросян в свое время объяснял экономической активностью. Грабеж грабежом, но экономика растет?
– Машин было много и раньше. Приводится еще один аргумент: рестораны забиты. Это действительно так. Всегда был круг людей, пользующихся ресторанами. Сегодня рамки этого круга расширились из-за обогащения новой власти. Правильнее оценивать состояние экономики уровнем ВВП. Он за 10 месяцев этого года подрос по сравнению с 10 месяцами прошлого на 4 с небольшим процента, что власти считают достижением. То, что в прошлом году была война и уже начал свирепствовать ковид – факторы, снижающие расчетную базу, – не рассматривается. Добавить к этому огромную инфляцию – и рост становится крайне сомнительным, даже если верить официальным цифрам. Основой экономического роста Пашиняном принималась концепция мира и разблокировки дорог. Мол, растет торговля, и тянет за собой всю экономику. Тянет или разрушает – это еще большой вопрос, нужно очень квалифицированное правительство, чтобы не дать импорту вытеснить с рынка отечественного производителя. Не вдаваясь в детали, отмечу только, что эта концепция не сработала, и можно быть уверенным, что и не сработает, учитывая хищнический подход Турции к внешним рынкам. Тут интересно отметить обещание министра экономики Керопяна подать в отставку, если в 2021-м экономический рост составит менее 10%. Посмотрим, выполнит ли он его или снова в ход пойдут неактуальные уже «отмазки».
– Как по-Вашему, насколько исправима ситуация и как? Какие у нас ресурсы? Природные, этнические, управленческие, дипломатические? Есть ли дорожная карта?
– Выход конечно же есть. Но прежде чем будут четко обозначены пути выхода, необходима смена правительства. С этим правительством ситуация может только ухудшаться. И кроме того, она такова, что мы должны ответить на вопросы: хотим мы иметь армянское государство или нет? Нужен нам Арцах или нет? От этого зависит модель экономики – мобилизационной или отпущенной на промысел судьбы. Дорожные карты суверенной экономики озвучиваются нами в парламенте, но от нас ждут скорых действий, которые при нынешней власти просто невозможны.
– Два слова о роли России. Она спасла Арцах от геноцида, но не смогла предотвратить войну. Кроме того, во всех международных соглашениях указано, что проблема Арцаха может быть решена только мирным путем. И в то же время ни Россия, ни Запад фактически не произнесли ни слова осуждения азербайджано-турецкой агрессии. Эти документы – филькина грамота?
– Азербайджан и Турция сумели воспользоваться ошибочными – пока применим такую формулировку – политическими и прочими действиями «бархатной» власти. Россия спасла Арцах от геноцида, но войну предотвратить не смогла. Почему? Это тема обширного анализа, пока отметим следующее. Если ты ставишь целью испортить российско-армянские отношения, чему есть множество подтверждений, ни во что не ставишь деятельность Минской группы, объявляя, что начинаешь с нулевой точки, потом заявляешь, что Арцах – это Армения, и точка! – то чего же ждать? Т.е. Пашинян практически на пределе возможного сумел максимально испортить отношения со всеми центрами. Естественно, что при иной власти не было бы войны, а если бы и случилась – то с иными результатами. У всех внешних игроков свои интересы, и когда они видят, что правительство Армении принципиально не отстаивает свои, то понятно, что они теряют к ним интерес. Что же касается договоров, то они отражают не клятвенные обещания, а сложившийся на это время баланс сил. И если баланс меняется, то и договоры теряют актуальность. И искать причины войны следует во властной политике Армении. Азербайджанцы и турки просто воспользовались ситуацией и не получили отпора центров силы, как не получили отпора и в самой Армении. России из своих геополитических соображений, даже пренебрегая всеми остальными, невыгодна слабая Армения и соответственно слабый союзник, хотя бы потому, что проигравший союзник – это удар и по России. Тем более проигравший твоему военно-политическому сопернику.
– Было ясно, что итоги войны будут направлены на поднятие русофобской волны в Армении. И чем дольше Россия будет балансировать, тем сильнее будет русофобская волна. Реально ли, чтобы Россия более четко обозначила свою позицию? И в чем она?
– Россия озвучивала свою позицию. Но у России есть колоссальный пробел – отсутствие мягкой силы, обильно примененной Западом в союзе с Турцией для поднятия русофобской волны. Кроме того, и Армения должна пойти на открытый диалог с Россией. Проблемы есть и будут, и решаться они должны в открытом диалоге. Всяческие недомолвки используются и будут совершенно естественно использоваться для поднятия русофобской волны. Даже вне этого диалога русофобия продолжает целенаправленно развиваться. Есть люди, есть организации, которые проплачиваются за пропаганду русофобии. В том числе и представители нынешней власти, в том числе и сам Пашинян, который в свое время призывал к выходу из ОДКБ и ЕврАзЭС. Понятно, что официально заявлений о том, что в Армении у власти находится русофобское или протурецкое правительство, не делается, но реакции официальной России на русофобские высказывания армянских официальных лиц бывают довольно резкими. В частности, реакция российского МИДа на обвинения спикера НС Алена Симоняна России в том, что она сдала Арцах. Да, проблемы есть. Против нас работает огромная армия с манипулятивными технологиями, которой России в этом плане нечего противопоставить. И все-таки я хочу подытожить: Россия – наш союзник, отношения с ней требуют углубления, а проблемы внутри Армении мы должны решать сами.
– Есть ли возможность сделать наступающий год лучше нынешнего? И каковы Ваши пожелания читателям газеты в наступающем году?
– Надо создать предпосылки. Я верю, что мы сумеем выбраться из этого тяжелого положения. А читателям газеты я пожелаю здоровья, счастья и безопасности, в основу которой положен достойный мир. Где бы они ни жили.
Беседу вел Арен Вардапетян, Ереван