Звездный час Давида Ереванци

Культура07/04/2018

В садах Ватикана 5 мая состоялось открытие памятника Св.Григору Нарекаци – средневековому армянскому поэту, философу, богослову. Нарекаци причислен Католической церковью к сомну Учителей Вселенской церкви прежде всего как автор глубочайшего и всеохватного произведения – «Книги скорбных песнопений», переведенных полностью или фрагментами на множество языков.
Одним из присутствовавших на этой, без сомнения, важной исторической церемонии был автор памятника, народный художник Армении Давид Ереванци (Бабаян). И, конечно, самым счастливым, ведь если для всех это знаковое открытие, для него – удачное завершение труднейшей работы. К тому же далеко не каждый скульптор наших дней может увидеть свое произведение в Ватикане.

 

Вначале была лишь камерная скульптура Нарекаци, преподнесенная в дар Понтифику во время его визита в Армению в 2016 г. Это тогда президент Серж Саргсян предложил Папе Франциску установить памятник в Ватикане. Папа с благодарностью согласился. Не надо думать, что Давид только лишь механически увеличил скульптуру. Камерная скульптура и скульптура монументальная – разные вещи. Он вновь взялся за уточнение композиции, ввел детали, подчас новые. В итоге получилось то, что установили в Ватикане. Памятник отлично вписан в среду (арх.Микаэл Асратян) и красиво смотрится на фоне старой кирпичной стены и в окружении цветов. Давиду удалось создать совершенно современную скульптуру, тем не менее тонко слитую с традициями древнеармянского искусства. Коленопреклонный Нарекаци предстает с полуприкрытыми веками, с лицом, обращенным к Всевышнему. В каких мирах блуждает Нарекаци, к каким духовным высотам устремлен его гениальный разум, трудно сказать. Но это именно так, в этом мастерски убеждает Давид Ереванци, который создал в известной мере собирательный образ духовного пастыря армянского этноса на протяжении тысячи лет. Это человек, опередивший время, это поистине Ренессансный человек. Григор Нарекаци дарует людям святую книгу, у ног его Ангелы, гранатовые ветви с плодами. С тыльной стороны фигура украшена изображениями св.Духа, армянских церквей и другими неоднозначными символами.
К этому поразительному памятнику Давид шел едва ли не всю жизнь. Она началась в 60-е годы, когда он вырабатывал свой творческий, узнаваемый язык. В начале 70-х он перебрался самоутверждаться в Европу. Осел в Париже, обзавелся артистическим именем Ереванци. Во Франции стоят более полутора десятка его монументальных работ, венцом является памятник Комитасу в самом центре Парижа. В Армению скульптор наведывался часто, здесь установлен его трепетный памятник У.Сарояну, рельеф в память о мэре столицы Григоре Асратяне, трогательная скульптура, посвященная безвестным женщинам, спасшим знаменитый Мушский Часослов в годы геноцида, и другие. В прошлом году в Саду влюбленных появилась соответствующая бронзовая скульптура. Все работы Ереванци, будь то монументальная или камерная бронза, чеканка, фаянс, живопись или гравюра, обладают магией явной или тайной духовности и выполнены с неоспоримым мастерством. В этом теперь смогут убедиться и посетители садов Ватикана. А в скором будущем и Св.Эчмиадзина, где будет установлена авторская копия памятника Григору Нарекаци.
В скором времени Давид наконец вселится в собственную ереванскую квартиру. Где же жить Ереванци, если не в Ереване. Очевидно, тогда же начнется новый период в его жизни и творчестве. Энергии ему не занимать, да и родная земля вдохновляет.