Зоки — армяне или евреи?

Мир и мы03/02/2018

Армянский музей Москвы предлoжил недавно интересное размышление писательницы Гоар Рштуни об исторической судьбе зоков на примере семьи Ивана Гюльмисаряна…

“Много лет назад к нам на работу поступила светлокудрая и синеглазая красавица по фамилии Гюльмисарян. Я спросила, армянка ли она, и получила очень короткий ответ: “Мы — зоки”. И бабушка моей однокурсницы была зок. Но больше о них я ничего не знала. И с тех пор ловила всё о зоках”, — пишет автор. Сам Гюльмисарян Иван со школьных лет интересовался своим происхождением. Переадресовав этот вопрос к бабушке по отцовской линии, он получил такой ответ: «Гюльмисаряны родом из зоков». “Оказалось, что местности с названием «Зок» не существует, и для меня осталось много неясностей, — делится Гюльмисарян. — Нужно отметить, что в советское время старые люди не любили говорить о прошлом, особенно если оно было не «рабоче-крестьянским». Будучи студентом, побывав в гостях у брата моего деда Георгия Александровича, я выяснил, что мы «зокеци», т.е. зоки, и название это дано группе армян из района Нахичевана, рядом с Ордубадом. Позже, общаясь с людьми, просматривая сетевые материалы, я много слышал об еврейских корнях зоков”.
Для начала поясним происхождение термина «зок». Известный исследователь по истории и культуре Нахичевана (Нахиджевана) А.Айвазян, а также Э.Лалаян ссылаются на Патканова и дают следующее разъяснение самоназвания «зок»: “В армянском языке существует ряд местоимений «айс», «айд», «айн» — этот, тот в переводе на русский язык”. В старом Гохтанском (историческая область Армении) диалекте они произносились как «hok», «док», «нок». В Агулисском диалекте, на котором говорили в селениях Агулис (снимок слева), Дашт, Цгна, Танакерт, Дисар, Кахакик, Андамеч, этот ряд местоимений употреблялся с приставкой «з», что характерно для армянских диалектов XVIII-XIX вв. Это обстоятельство привело к появлению местоимения «zhok» или «зок», которое в течение некоторого времени привело к выделению в XIX веке научного и этнографического термина «зок» и «зокского» диалекта. Можно еще добавить, что в зокском диалекте сохранились уникальные элементы языка, которые имеют более древнее происхождение, нежели «грабар» (церковный старо-армянский язык).
Автор книги о субэтнических группах армян ссылается на литературный источник конца XIX в. по истории Араксской области, где делается предположение о неармянском происхождении зоков, «которые приняли язык богослужения и религию у армян». Они отличались от остальных армян и по антропологическому типу, поскольку были голубоглазыми и светловолосыми. Да, некоторые этнографы отмечали более нежные и светлые лица у жителей Агулиса, по сравнению с зоками, жителями окрестных селений. Это объясняется основным родом занятий агулисцев — торговлей — и более комфортными условиями жизни. Крестьянин, добывающий свой хлеб работой на земле и открытом воздухе, однозначно выглядел грубее и темнее. Однако голубоглазых и светловолосых армян ими отмечено не было. Изучая литературу по исторической области Гохтан XIX и XX вв. и «столицей» зоков — Агулису, можно прийти только к однозначному выводу: зоки — это армяне, разговаривающие на особом зокском диалекте.
В армянском языке несколько десятков диалектов, многие из которых отличаются настолько, что представители разных мест не понимают друг друга. Что касается антропологического типа со светлыми волосами и голубыми глазами, то любой, кто видел фотографии армян-зоков, увидит типично арменоидные лица.
Происхождение легенды о еврейском происхождении зоков можно предположить, читая Шопена И. «В Ордубадском округе есть еще одно поколение, исповедующее веру шиитов, но происхождения не татарского; оно занимает селение Килит и язык его не походит ни на одно из местных наречий. Быть может, это остаток какого-либо коренного племени древней Армении, обитавшее в провинциях Ути или Пайтараканской.
Армяне и евреи на тот момент были соседями и товарищами по несчастью. Селение Дашт (Hижний Агулис) расположено в непосредственной близости с Агулисом — культурно-историческим центром зоков. Все жители Дашта являлись армянами-зоками. Что касается выводов о том, что «устойчивые представления зоков и остального армянского населения об их еврейском происхождении дают право считать зоков стигматизированной группой», то это необходимо объяснить с другой точки зрения.
Область Гохтан (Гохтн) расположена на перекрестке древних торговых путей и армянские купцы, используя природные таланты и смекалку, составляли конкуренцию за господство на рынках Востока между венецианцами и купцами других европейских стран. Область их торговых интересов распространялась от Китая и Малайзии до Западной Европы вплоть до Лондона и Амстердама. Разумеется, это вызывало зависть у остальной части армянского населения. Образ удачливого торговца сопоставлялся с такими же еврейскими предпринимателями.
Одновременно необходимо подчеркнуть особенность того времени. После принятия христианства в Армении было почетным показать свое происхождение от древних Ветхозаветных персонажей, «как потомков не только изначально знатных, но и исконно благочестивых персон, к тому же выходцев из Святой Земли». Говоря о зоках как о криптоевреях, интересно узнать, что сами евреи думают о происхождении зоков? Так, Элиягу Эссас на одном из форумов пишет: «Реальных, надежных сведений о них нет. Поскольку они не упомянуты в раввинской переписке и не были связаны с другими группами еврейского народа. Насколько мне представляется, даже в том случае, если кто-то сможет обоснованно доказать, что его мать принадлежит к данной этнической группе (ибо еврейство определяется по матери), евреем его все равно считать нельзя…
Исключение может быть лишь одно: если некто докажет, что он (или его родители) принадлежал к еврейской религиозной общине. Такой, в которой соблюдали все, условно говоря, основные законы Торы (включая молитвы, совпадающие с нашими). И члены этой общины называли себя зоками. В этой ситуации человека, естественно, признают евреем. Но мне о существовании такой общины ничего не известно».
Подводя итоги, выскажу не только свое мнение. Основываясь на имеющихся исторических и этнографических источниках, нельзя говорить о еврейском происхождении зоков. Может быть, позднее, когда обнаружатся находки вроде недавно обнаруженного еврейского кладбища XI-XIII веков в селе Ехегис к юго-востоку от Еревана. Возможно, по результатам исследований подобных находок получится с уверенностью доказать историческую связь зоков и евреев.

Валерия ОЛЮНИНА