WEB Пространство

Курьер07/11/2019

Где «волнение», а где «звонок»?

Соцсети пытаются разобраться со скандальным перформансом…

Перформансами и инсталляциями в наши дни никого не удивишь. В Москве, вон, активист прибил половые органы к брусчатке Красной площади. Свежо еще предание о движении Femen с их голыми провокациями. Решили не отставать и наши борцы за идею: уже который день соцсети и СМИ обсуждают перформанс перед станцией метро «Площадь Республики», закончившийся разборкой — участник проходившей там же еще акции облил одного из актеров зеленкой.

По мнению авторов, экспериментальная постановка «Волнение и звонок» — это синтез современных танцевальных и поэтических ритмов, новое прочтение произведений футуристической поэзии 1920-х годов — Егише Чаренца, Геворга Абова, Азата Вштуни. Ключевое слово тут «экспериментальный»: валяющиеся на полу девушки, вопли, стоны, невнятные монологи… А поэзией тут и не пахнет…
С другой стороны, возможно, нам, простым смертным, не дано постичь всей глубины происходящего. Может, это действо и есть высокое искусство? Кстати, последовавшая за этим потасовка вполне укладывалась в логику происходящего — толкотня и ругань смотрелись как гармоничное продолжение шумного шоу. А оно было именно шумным. И каким-то суетным. То нервная дамочка в красных сапогах и виниловых шароварах вопила что-то в рупор, то остальные артистки в белых одеждах бились в эпилептическом припадке (хоть экзорсиста вызывай), то потом апофеоз, то бишь драка.
Мнения на сей счет в соцсети разделились. Одни считают, что именно таким должно быть революционное искусство. Другие заметили, что не стоило обращать внимания на местечковые спектакли и тем самым пиарить странных дам. Третьи педалировали тему моральных устоев и традиций, которые можно «пошатнуть подобными спектаклями» — версия, прямо скажем, сомнительная, особенно на фоне агрессивной реакции зрителей. Впрочем, говорят же — «вода камень точит»…
Как бы то ни было, нет особой трагедии в том, что группа экзальтированных девиц устроила на улице не пойми что. Вопрос скорее в том, зачем и кто за этим всем стоит. Впрочем, ответа долго ждать не пришлось: как стало известно, на перформанс Министерство образования, науки, культуры и спорта выделило 2.7 млн драмов! Да, именно так. Ни декораций, ни костюмов, ни аппаратуры – ничего такого, на что можно было потратить 2.7 млн драмов, которые наверняка пригодились какому-нибудь другому культурному проекту. Куда более полезному.
Как сообщает пресс-служба министерства, спектакль был представлен в июле специальной комиссии, созданной для предоставления грантов. Комиссия выделила из ежегодного бюджета 2.7 млн драмов на проект спектакля…
«От политических и морально-нравственных комментариев воздержусь. Но, черт возьми, до чего же это бездарно! Прям днище какое-то… В акциях Фемен и чуваке, прибившем “себя” к Красной площади, и то больше фантазии. Можно ж было хоть нормально подготовиться!» — отшутилась в FB Анна С. Впрочем, представителям власти перформанс, судя по всему, понравился. По крайней мере они либо отмалчиваются, либо, как секретарь фракции Совета старейшин Асмик Хачунц, рьяно убеждают оппонентов, что никакого сатанизма, а также Сороса и разврата в постановке не было. «Это одна из составляющих культурной революции», — провозгласила она.
«А не лучше ли начать культурную революцию хотя бы с того, чтобы хоть как-то поддержать культуру?» — вопрошает в FB А.Мелконян. Действительно, в стране немало профессионалов в той же театральной сфере, которые были бы рады такому гранту: отработали бы его по полной — со сценическим оформлением, нормальной аппаратурой и внятным сюжетом. Может, еще и сэкономили бы на следующий проект. «Кстати, мне вот интересно, понравилась ли постановка госпоже Макунц? — интересуется В.Гаспарян. — Нет, ну просто хочется знать, укладывается ли это шоу в ее представления об искусстве? Или все же это и для нее за гранью»… «А вот зря вы иронизируете. Подобные уличные постановки очень в моде на Западе», — пишет Елена В. «А кто иронизирует? — парирует А.Восканян. – Конечно, в моде и давно. Только у них публика к такому привычная… Опять же вряд ли там потратили бы на подобный формат такие деньги»…

И впрямь, это только у нас всевозможные зарубежные фонды, включая соросовский, на сей раз под вывеской Минкульта, готовы вложиться в «культурный мусор». Что до революционного искусства, то постановка, действительно, никакая. Впрочем, агитпроп в подтексте всегда все портит, превращая любую даже самую светлую и новаторскую идею в цепь декларативных жестов, воплей и стонов, когда не поймешь, где «волнение», а где, в конце концов, «звонок». Хорошо хоть потасовку в конце затеяли: хоть какой-то «экшн»…

Рубрику ведет